Урок -поиск." Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные в корне слова."

Про матеріал

Систематизировать знания учащихся о гласных и согласных в корне слова,

их произношении и правописании; развивать словарный запас, грамматический строй речи, умения исследовать проблему, анализировать, представлять информацию в новой форме; воспитывать чувство доброты и чуткость к людям.

Перегляд файлу

 Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные в корне слова.

 

Задачи: Систематизировать знания учащихся о гласных и согласных в корне слова,

             их произношении и правописании; развивать словарный запас, грамматический строй речи, умения исследовать проблему, анализировать, представлять информацию в новой форме; воспитывать чувство доброты и чуткость к людям.

Тип урока: Урок-поиск.

 

Оборудование:

                          Учебники «Русский язык 5 класс»;

                          Учебники «Литература 5 класс»;

                          Орфографические словари, словарь иностранных слов;

                          Схема «Правописание гласных и согласных в корне»;

                          Плакаты с ситуативным заданием, со словами для составления

                           предложений;

                          карточки-подсказки;

                          рисунки к сказке «Снежная королева»

 

 

                                                               ХОД РАБОТЫ

І.Актуализация знаний учащихся

 -  Ребята! Пусть сегодня на уроке вас сопроваждает   улыбка .С улыбкой

отправляйтесь за поиском  знаний ,и я уверенна, что успех и удача вам обязательно улыбнуться.

ІІ.  Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Слово учителя:

  -  Тема сегодняшнего урока остается прежней «Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова». Для  её выполнения  вам надо решить следующие задачи:

  • закрепить знания и умения о правописании проверяемых безударных гласных, и непроизносимых   согласных;
  • развивать словарный запас и речь через новые формы общения.

 

Но в начале работы над темой откройте дневники и запишите домашнее задание:

Стр.112,упр.176,а чтобы вы  выполнили его правильно, вам поможет работа на сегодняшнем уроке.

1.Проверка домашнего задания:

  А) Работа у доски;

Задание №1: сделать фонетический разбор слова «очки».Другой ученик следит на месте за ходом разбора, рецензирует работу.

 

(ОЧ-КИ)

 

[ачки’]

a-без.гл.

ч’-согл., неп.мягк.,неп.гл.,-ч

к’-согл.,парн.мягк.,парн.гл.-к

и- уд.гл.-и

      4 звука                                         4 буквы

 

Б) Рассказать , используя схему, о правописании гласных и согласных в корнях слов. Заполнить схему примерами, обозначить орфограммы.

 

Корень слова

 

В) Работа на местах по карточкам-подсказкам:

 

Задание №3: выполнить упр.174 по учебнику и сделать транскрипцию слов, пользуясь карточкой-подсказкой.

 

                                                         КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

1.Чтобы вставить пропущенные буквы в словах в упр.174, обратись к орфаграфическому словарю, найди там каждое слово и запиши их в тетрадь. Вставленные буквы подчеркни.

2.Чтобы затранскрибировать слова сделай следующее:

            -прочитай материал(правильно) на стр.97;

            -знай, что гласный звук без ударения произносится не так, как пишется.

            -записывай в транскрипции слово так, как его слышишь;

               транскрибируй, глядя на образец.

 

ОБРАЗЕЦ: Золотая [залатайа]

                    Молодая

 

ОБРАЗЕЦ: Грустный [грустный]

                    Устный

Г) Проверка заданий.

Учитель. Ребята, проверим как сделан фонетический разбор слова «очки».Есть ли у вас замечания?

 

-Рецензия фонетического разбора слова «очки»

-Рецензия «Правописание гласных и согласных  в корне»

 

ІІІ.  Практическая часть.

 

1.      Иммитационная игра «Я-гласный», «Я-согласный»

 

Вариант обзаца ответа:        Гласный.   Я  один из важных звуков в слове.В моём образовании принимает участие только голос. На моём пути нет препятствий.В словах я могу стоять на сильной позиции и в слабой, тогда становлюсь звуком а. Могу быть отдельным слогом, а если рядом стоит согласный, могу и с ним образовать слог .

           Скажите, ребята, какой я звук?

Правильно-    «о»

 

         Согласный. Я интересный  звук .Состою из шума.В моём образовании принимают участие зубы,язык и губы.Я парный ,глухой,только твёрдый.В словах подружка,кружка я слышусь ,но на моём месте пишется другая буква.Вот такой я хитрый.

Отгадайте,ребята,какой я звук?- «ш».

 

2)Разыгрывание диалога по предложенной ситуации.

 

Ситуация:

 На уроке русского языка в 5 классе, после изучения правила о безударных гласных и согласных в корне, учитель предложил учащимся составить диалог,в котором попытаться убедить его в том, что ученики данные правила усвоили и поняли. Представьте и озвучьте один из его вариантов.

 

Примерный образец полилога

 

 

-Что за шум,друзья?

-Доброго Вам здравья, госпожа Орфография. Да вот гласный, как всегда, считает себя самым хитрым.

-Это как ,гласный?

-Конечно,глубокоуважаемая госпожа Орфография,это же благодаря  Вам с нами могут писать слова только знающие о нас правила ученики.

-Да, да, но Вы,уважаемые,забыли, что и с согласными в корне можно ошибиться.

-Вот и я ему об этом говорю ,госпожа Орфография. Ведь мы же можем не произноситься ,но писаться или произноситься,как глухите парные согласные,а писаться звонкими. Разве можно с нами не считаться?

-Мои дорогие,я за вас рада,что Вы знаете себе цену. А вот ребята пусть покажут на уроке, на что они способны.Успокойтесь,помиритесь. Вы  равноценны для меня.

-Спасибо,госпожа,за добрые слова.

-Мы согласны помириться и не будем больше ссориться.

-Всего доброго.

-До встречи на уроках.

 

ІV. Применение знаний учащихся .

1.Работа с текстом   сказки «Снежная Королева» (стр.114-115,учебник «Литература 5 класс»)

-Чтение вслух (по ролям) эпизода «Соринка в глазу »(автор, Кай, Герда)

-Приём «Интервью» по осмысливанию текста

Корреспондент

Респонденты(учащиеся)

-Почему так назван эпизод?

-Это тема этого фрагмента.В глаз Каю попал осколок дьявольского зеркала.

-Какие события произошли в этом эпизоде?

-«Кай и Герда за книжкой», «Осколок в глазу», «Кай проказничает»

-Какое предложение текста текста могло быть  его идеей?

-«Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда»

-Какой эпитет использует автор,чтобы показать отношение к Герде?

-Эпитет «славная»

-Что в поведении Кая вы осуждаете?

-Обижает Герду,дразнит её ,губит посаженные ими розы

 

Учитель.

 На чем автор хочет сосредоточить ваше внимание?

(Да, добро в отношениях людей является главным. И нам так его не хватает).

2. Поиск орфограмм в тексте.

- Распределительное письмо.

С проверкой безударной гласной в корне

С сомнительными согласными в корне

Сидели, зверями, на больших часах, кольнуло, в глазу, мигал, освободить, от соринки, сказал, наконец, зеркала, казалось, выглядело, бросалось.

Книжку, в глаз, бедняжка, червь, гладкие, испуг.

3. Составление предложений учащимися

 

Задание: составить предложения и найти слова с орфограммами по теме урока.

Предложения.

1. Льда, в, должно, кусок, превратился, было, сердце, его, теперь.

 

Ответ. Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда.

 

2. Сказки, Х.К. Андерсен, " Снежная королева", автор, писатель, известной.

 

Ответ. Писатель Х.К. Андерсен- автор известной сказки " Снежная королева".

 

4. Работа учащихся в группах

Письмо по памяти (учащиеся с достаточным уровнем достижений)

Похожее изображение

- Задание№1 : запишите по памяти тот эпизод текста ,где идёт речь о дьявольском зеркале.

Похожее изображение

Но в том -то и дело, что это была не простая соринка, а крошечный осколок дьявольского зеркала…

Списывание с заданием

 

Картинки по запросу снежная королева кай

 

- Задание №  2       ( с начальным и средним уровнем)

 

Спишите эпизод, где мы видим, как изменился Кай. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма урока.

 «Что ты хнычешь? -спросил он Герду .

-У! какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!... Фу! - закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. А у той стебель совсем скривился.»

 

«СЕНКАН»

- Задание №3 (учащиеся с высоким  уровнем  достижения ) : составить «сенкан» со словами «сердце», «девочка»!

1.Сердце

1.Девочка

2. Доброе, щедрое, злое, мягкое, переживающее, золотое, робкое, жестокое.

2. Щедрая,добраяотзывчивая,заботливая,доверчивая,ранимая,маленькая,чуткая

3. Болит,тоскует,негодует,бьётся,злится,молчит,волнуется,тревожит,радуется,заботится,разжражается.

3. Слушает,рассматривает,обижается,терпит,ждёт,расстраивается,переживает,любит.

4. У него нет сердца. Его сердце болит.

4. Девочка с добрым ,чутким сердцем.

5. Главный орган в теле человека.

5. Ребёнок женского пола.

Проверка задания№3 «Сенкан».

- Сбор тетрадей с заданием №2 ( списывание)

 

V.  Итог урока.

 Определите своё эмоциональное состояние на уроке ,используя «смайлики»

- хорошее настроение (уверенность,удовлетворённость)

-  среднее настроение (равнодушие)

- плохое настроение (неувереннность,страх)

 

                                     Беседа с учащимися:

  1. Вам понравился урок?
  2. Какие формы работы на уроке больше всего  запомнились?

Оценки за урок.

Учитель. Желаю вам успехов в подготовке к предстоящей контрольной работе!

 

doc
Додано
9 квітня 2018
Переглядів
1137
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку