Систематизировать знания учащихся о гласных и согласных в корне слова,
их произношении и правописании; развивать словарный запас, грамматический строй речи, умения исследовать проблему, анализировать, представлять информацию в новой форме; воспитывать чувство доброты и чуткость к людям.
Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные в корне слова.
Задачи: Систематизировать знания учащихся о гласных и согласных в корне слова,
их произношении и правописании; развивать словарный запас, грамматический строй речи, умения исследовать проблему, анализировать, представлять информацию в новой форме; воспитывать чувство доброты и чуткость к людям.
Тип урока: Урок-поиск.
Оборудование:
Учебники «Русский язык 5 класс»;
Учебники «Литература 5 класс»;
Орфографические словари, словарь иностранных слов;
Схема «Правописание гласных и согласных в корне»;
Плакаты с ситуативным заданием, со словами для составления
предложений;
карточки-подсказки;
рисунки к сказке «Снежная королева»
ХОД РАБОТЫ
І.Актуализация знаний учащихся
- Ребята! Пусть сегодня на уроке вас сопроваждает улыбка .С улыбкой
отправляйтесь за поиском знаний ,и я уверенна, что успех и удача вам обязательно улыбнуться.
ІІ. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
Слово учителя:
- Тема сегодняшнего урока остается прежней «Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова». Для её выполнения вам надо решить следующие задачи:
Но в начале работы над темой откройте дневники и запишите домашнее задание:
Стр.112,упр.176,а чтобы вы выполнили его правильно, вам поможет работа на сегодняшнем уроке.
1.Проверка домашнего задания:
А) Работа у доски;
Задание №1: сделать фонетический разбор слова «очки».Другой ученик следит на месте за ходом разбора, рецензирует работу.
(ОЧ-КИ)
[ач’к’и’]
a-без.гл.
ч’-согл., неп.мягк.,неп.гл.,-ч
к’-согл.,парн.мягк.,парн.гл.-к
и- уд.гл.-и
4 звука 4 буквы
Б) Рассказать , используя схему, о правописании гласных и согласных в корнях слов. Заполнить схему примерами, обозначить орфограммы.
Корень слова
В) Работа на местах по карточкам-подсказкам:
Задание №3: выполнить упр.174 по учебнику и сделать транскрипцию слов, пользуясь карточкой-подсказкой.
КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА
1.Чтобы вставить пропущенные буквы в словах в упр.174, обратись к орфаграфическому словарю, найди там каждое слово и запиши их в тетрадь. Вставленные буквы подчеркни.
2.Чтобы затранскрибировать слова сделай следующее:
-прочитай материал(правильно) на стр.97;
-знай, что гласный звук без ударения произносится не так, как пишется.
-записывай в транскрипции слово так, как его слышишь;
транскрибируй, глядя на образец.
ОБРАЗЕЦ: Золотая [залатайа]
Молодая
ОБРАЗЕЦ: Грустный [грустный]
Устный
Г) Проверка заданий.
ІІІ. Практическая часть.
Корреспондент |
Респонденты(учащиеся) |
-Почему так назван эпизод? |
-Это тема этого фрагмента.В глаз Каю попал осколок дьявольского зеркала. |
-Какие события произошли в этом эпизоде? |
-«Кай и Герда за книжкой», «Осколок в глазу», «Кай проказничает» |
-Какое предложение текста текста могло быть его идеей? |
-«Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда» |
-Какой эпитет использует автор,чтобы показать отношение к Герде? |
-Эпитет «славная» |
-Что в поведении Кая вы осуждаете? |
-Обижает Герду,дразнит её ,губит посаженные ими розы |
Учитель.
На чем автор хочет сосредоточить ваше внимание?
(Да, добро в отношениях людей является главным. И нам так его не хватает).
2. Поиск орфограмм в тексте.
- Распределительное письмо.
С проверкой безударной гласной в корне |
С сомнительными согласными в корне |
Сидели, зверями, на больших часах, кольнуло, в глазу, мигал, освободить, от соринки, сказал, наконец, зеркала, казалось, выглядело, бросалось. |
Книжку, в глаз, бедняжка, червь, гладкие, испуг. |
3. Составление предложений учащимися
Задание: составить предложения и найти слова с орфограммами по теме урока.
Предложения.
1. Льда, в, должно, кусок, превратился, было, сердце, его, теперь.
Ответ. Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда.
2. Сказки, Х.К. Андерсен, " Снежная королева", автор, писатель, известной.
Ответ. Писатель Х.К. Андерсен- автор известной сказки " Снежная королева".
4. Работа учащихся в группах
Но в том -то и дело, что это была не простая соринка, а крошечный осколок дьявольского зеркала…
- Задание № 2 ( с начальным и средним уровнем)
Спишите эпизод, где мы видим, как изменился Кай. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма урока.
«Что ты хнычешь? -спросил он Герду .
-У! какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!... Фу! - закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. А у той стебель совсем скривился.»
1.Сердце |
1.Девочка |
2. Доброе, щедрое, злое, мягкое, переживающее, золотое, робкое, жестокое. |
2. Щедрая,добраяотзывчивая,заботливая,доверчивая,ранимая,маленькая,чуткая |
3. Болит,тоскует,негодует,бьётся,злится,молчит,волнуется,тревожит,радуется,заботится,разжражается. |
3. Слушает,рассматривает,обижается,терпит,ждёт,расстраивается,переживает,любит. |
4. У него нет сердца. Его сердце болит. |
4. Девочка с добрым ,чутким сердцем. |
5. Главный орган в теле человека. |
5. Ребёнок женского пола. |
- Сбор тетрадей с заданием №2 ( списывание)
V. Итог урока.
Определите своё эмоциональное состояние на уроке ,используя «смайлики»
- хорошее настроение (уверенность,удовлетворённость)
- среднее настроение (равнодушие)
- плохое настроение (неувереннность,страх)
Беседа с учащимися:
Оценки за урок.
Учитель. Желаю вам успехов в подготовке к предстоящей контрольной работе!