Урок "5 уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Про матеріал
Матеріал для вчителів зарубіжної літератури представляє собою розробку уроків для вивчення творчості Михайла Булгакова та його роману "Майстер та Маргарита".
Перегляд файлу

           Комунальний заклад освіти

                «Навчально-виховний комплекс № 70

                 «Середня загальноосвітня школа –

               дошкільний навчальний заклад

               (ясла-садок)»

             Дніпропетровської міської ради

D:\фото школа\Фото0159.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дейдей Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Категория – высшая, 2017 г.

Звание – учитель-методист, 2007 г.

Стаж работы – 36 лет

 

 

 

 

 

 

Урок № 1/___                  

 Дата проведения урока___________

Урок - игра «Редакция»

Тема: Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Связь писателя с Украиной.

М. Булгаков – сатирик, Булгаков – драматург.

Цели:

- показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути

М. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основным этапами творческого пути, его местом в современной литературе;

- совершенствовать навыки аналитической работы с дополнительной литературой, умение создавать электронные презентации, стенгазеты по заданной теме, способность обобщать и делать выводы; составлять интервью;

- воспитывать интерес к литературе, стремление к свободе мыслей, чувств.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет М. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям, ТСО

Теория литературы: ИНТЕРВЬЮ́ (тэ), нескл., ср. (·англ. interview) (·книж. ). Беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес. Дать кому-нибудь интервью. Получить у кого-нибудь интервью.

Презентация - слово, имеющее два значения:

    обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция;

    узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint

Презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

 

 

    

 

 

 

 

 

 

  «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру.Нелепый совет. Крашеный ли волк,   стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя»

 (Из письма И. В. Сталину, март 1930 г.)

 

  1. Организационный момент.
  2. Цели, задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

 

К началу 1920-х годов закончился «серебряный век» русской литературы и началось становление и развитие советской литературы. Это был сложный и противоречивый процесс, во время которого произошли переосмысление старых традиций, смена литературных поколений. Сегодня мы познакомимся с творческой биографией ярчайшего представителя писателей 1920-1940-х годов – Михаила Афанасьевича Булгакова.

Лев Толстой писал: «В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев – мы ищем и видим только душу самого художника».

 

Этот-то интерес к душе художника, возникающий при чтении его книг, побуждает нас продлить свое любопытство, распространив его и на то, что эту душу воспитало и сложило, - его биографию и эпоху, вектор его судьбы.

  1. Работа над темой урока. Урок-игра «Редакция»:

1 группа учащихся «Интернет-отдел»: создание электронной презентации «Творчество М. Булгакова»

2 группа учащихся «Рекламный отдел»: создание стенгазеты «Интересные факты жизни и творчества М. Булгакова»

Работа в парах: составление интервью с

 М. Булгаковым, Булгаков-сатирик, Булгаков-драматург.

  1. Защита работ учащихся.
  2. Подведение итогов и рефлексия.
  3. Виртуальное посещение литературно-

мемориального музея М. Булгакова в Киеве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-мемориальный музей М. Булгакова в Киеве

Музей Михаила Булгакова открыт в так называемом "доме Турбиных", где писатель жил с 1906 по 1919 г. и куда "поселил" героев романа "Белая гвардия". Воссозданы интерьеры комнат в том виде, как они запечатлены на фотографиях и как их описывал сам Булгаков: парадная гостиная с пианино, медицинский кабинет, комната сестры писателя Вари, а также комната самого Булгакова и героя романа Николки, входом в которую служит шкаф с табличкой квартиры N50 из романа "Мастер и Маргарита". Особо впечатляет эффект "пятого измерения" - из столовой через зеркало видно комнату, в которой умирал Алексей Турбин, а в реальной жизни - отец Булгакова. В экспозиции представлены многие булгаковские реликвии, собранные родственниками писателя и энтузиастами. Для посетителей на веранде устраивают чаепития.

Музей Булгакова в Киеве основан  в 1989 году Анатолием Петровичем Кончаковским, который ныне является его директором. Композиции представленные в его залах собирались в течение многих лет , в основном самим основателем музея Анатолием Петровичем и принадлежат к булгаковским реликвиям.

Территориально музей находится по адресу: город Киев, Андреевский спуск дом 13.

Музей Булгакова в Киеве

 

Михаил Булгаков жил в этом доме  в годы своего отрочества и студенчества (1906-1913), а потом в годы гражданской войны (1918-1919). Но родился он не здесь и детство его прошло тоже  не здесь.

В этот же дом Михаил Булгаков поместил своих героев из романа «Белая гвардия».В романе «Белая гвардия» действительно описан именно этот дом  «под крутейшей горой». Дом постройки «Изумительной» «На улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький покатый уютный домик – в первом». И в пьесе «Дни Турбиных» описан тоже именно этот дом.

На самом деле Фамилия Турбиных это не вымышленная фамилия- это девичья  фамилия его бабушки Анфисы Ивановны.

Андреевский спуск – одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху к Подолу от как-бы уходящей в небо  Андреевской церкви,  которая жива и поныне. Улица страшно петляет между холмами справа и слева.  По левую сторону улицы величаво воздвигается Фроловская гора , на верхушке которой ранее была маленькая и изящная церквушка Фроловского  монастыря, а  справа выступает крутой «верблюжий горб» горы, под которой и приютился дом № 13. Небольшой дворик  служит границей между величавой горой и людским прибежищем, в котором и жила семья Булгаковых. Этот дом еще называют домом Турбиных.

Киевляне общительны и гостеприимны. Жители Андреевского спуска любят свою улицу, она включена в черту архитектурного заповедника города и пожилые женщины и  мужчины, которые до сих пор по-старинному сидят на крылечках доброжелательны и всегда рады помочь многочисленным туристам . Вам с готовностью расскажут как найти знаменитый дом Турбиных, расскажут, что здесь жил знаменитый писатель Булгаков , здесь прошло его детство.

Из романа «Белая гвардия» (фильм "Белая гвардия") мы узнаем о точном расположении комнат в квартире Турбиных. Писатель как-бы приводит нас к себе в гости, в мир любимого ему детства, в мир близких и любимых людей, добрых и обжитых вещей , пышущей жаром гостеприимной кафельной печи. Это был мир совсем небогатой интеллигентной семьи, где весьма смущаются когда считают деньги ,и маленькие комнаты всегда полны людей.

   

Белые вещи на фотографиях - это вещи героев пьесы "Дни Турбиных". Вещи в подлинном окрасе принадлежали семье Булгаковых. Задумка перекрасить принадлежит основателю музея А.П.Кончаковскому. Таким образом, в музее представлены две композиции: мир автора и мир героев романа "Белая гвардия". Но почему именно белый цвет? Это ассоциации с самим романом. Ведь действие романа происходит зимой и как-бы все, что окружает,  засыпано белым снегом. Ну и надо помнить истинную профессию автора - врача и белый халат.

Семейная гостиная – она же есть приемная врача  и кабинет частнопрактикующего доктора Турбина. Кабинет весьма скромен: белые занавески  на окне балконной двери, письменный стол с книгами, на полках пузырьки с лекарствами, кушетка, застеленная чи стой простыней. «Бедно и тесновато, но уютно».

                      

Булгаков с особой тщательностью описывает вещи в квартире: «…Потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича , с Людвиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущие таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры…», личные вещи Булгакова

 

Вещи для Турбиных никогда не были материальной ценностью. Это привычки, внешние признаки их старой жизни , которая казалось такой устойчивой , осмысленной и важной.               

Люди всегда пытаются убедить себя, что в мире привычных предметов обихода, в мире их сугубо личной жизни и есть их тыл, защищенность, есть мир прочный и уверенный.

Например, накрытый к ужину стол: чай, хлеб, несколько ломтиков колбасы, масло. Но как же важно для Турбиных, что скатерть чистая , белоснежная и на крахмальная. В традиционной прозрачной масленке – масло , колбаса на тарелочке с синими узорами , а в сухарнице, рядом с продолговатым хлебом , традиционная  зубчатая  хлебная пила из белого металла «фраже».

Пасхальный стол

Рядом розы в матовой  колонной вазе. Это есть приношение поручика Шервинского. Розы мрачные и знойные. Они заявляют красоту и прочность жизни. Ноты, брошенные на рояль…

И вот надо бы уйти с головой в этот мир, переждать, но…

Для создателей музея поначалу  казалось, что воссоздать обстановку дома Булгаковых несложно. Ведь есть четкое описание вплоть до мелочей в самом романе «Белая гвардия» (фильм "Белая гвардия"). Однако, Михаил Афанасьевич еще в 19 ом году был вынужден покинуть столь любимый и родной дом. А через три года дом оставили и последние из живших в нем Булгаковы. Владелец дома - Василий Павлович  Листовничий погиб трагически. Дом был передан  ЖЭКу и  распределен под коммунальные квартиры. Планировка изменилась до неузнаваемости. Новые жильцы устанавливали перегородки, сделали ремонт, словом устраивали свой быт по - новому. В результате исчезла вся мебель и вещи, принадлежащие Булгаковым.

Но, несмотря на столь существенные переделки, работники музея постарались сделать все от них зависящее, чтобы не допустить типологии  в будущей экспозиции, как это делается во многих музеях. Были собраны, буквально по крупицам, только подлинные вещи семьи Булгаковых. Сделана научная реконструкция самого здания по документам, необычайным образом, сохранившимся в личных коллекциях и государственных архивах города.

Были проведены реставрационные работы, которые  предусматривали абсолютную подлинность  всех интерьеров имеющих место при жизни семьи Булгаковых. На самом деле перед началом реставрационных работ дом был в очень не пригодном состоянии. А попросту говоря, аварийным: прогнившие полы и перекрытия, потолки сыпались…

Впрочем,  невероятными усилиями работникам реставрационных мастерских удалось сохранить печные изразцы, восстановить паркет в двух комнатах, часть парадной лестницы, двери, оконные и дверные ручки. Основное- это была восстановлена начальная планировка дома , сохранены фундамент и стены дома.

Конечно же во многом помогли родные и близкие писателя.  Музею было передано много семейных реликвий : фотографий, книг, автографов, подлинных вещей .Записаны воспоминания со слов родственников о писателе.

Дом «Турбиных» распахнул свои двери 15 мая 1991 года. Это был большой праздник. Было проведено Богослужение в Подольской Крестовоздвиженской церкви, в которой будущий писатель Михаил Булгаков был крещен.

 

     

                 

Директор музея на закладке памятника М.А.Булгакову. Сентябрь 2007 г.

Мэр Киева Л.Черновецкий на открытии памятника

М.А.Булгакову. 19 октября 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.              Домашнее задание:
  1. Подготовить выступление по теме «Творческая история романа «Мастер и Маргарита»
  2. Прочитать главы 1-20 романа.
  3. Анализ евангельских глав романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Дополнительный материал к уроку:

Так выглядел Андреевский спуск (Киев) в конце 19 века

 

 

Дом на Воздвиженской № 10 в Киеве, где родился М. А. Булгаков

   

 

Михаил Афанасьевич Булгаков

 

Татьяна Николаевна Лаппа - первая жена М. Булгакова

 

Любовь Евгеньевна Белозерская - вторая жена М. Булгакова

 

 

 

Елена Сергеевна Булгакова -

третья жена Булгакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИХАИЛ   АФАНАСЬЕВИЧ    БУЛГАКОВ

ИНТЕРВЬЮ́ (тэ), нескл., ср. (•англ. interview) (•книж. ). Беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес. Дать кому-нибудь интервью. Получить у кого-нибудь интервью.

Презентация - слово, имеющее два значения:

    обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция;

    узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint

Презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

 

Урок № 2/41                                

  Дата проведения урока________________________

Тема: История создания и композиция романа «Мастер и Маргарита». Трактовка евангельского сюжета в произведении.

Цели:

- познакомить учащихся с историей создания романа «Мастер и Маргарита», проанализировать композицию романа, главные образы ершалаимских глав, рассмотреть своеобразие преломления евангельского сюжета в произведении;

- развивать навыки анализа художественного текста, сравнительного анализа;

- воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству писателя, нравственную чуткость.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет М. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям, ТСО

Теория литературы:

«роман в романе» - литературный приём, используемый писателем для создания большего временного пространства в произведении

скреп – приём, при котором конец одной части произведения одновременно является началом другой

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний:

 

*Назовите основных героев 1 части романа «Мастер и Маргарита»

(Михаил Александрович Берлиоз, Иван Николаевич  Понырёв – Бездомный, Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа, Левий Матвей, Понтий Пилат)

*Кто из героев заинтересовал вас, чем?

*Что для вас оказалось сложным при чтении романа?

  1. Мотивация учебной деятельности:

В 1 части романа мы знакомимся с Древней Иудеей. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют?

Этот разговор состоялся более 2 тысяч лет назад. Но мы с неподдельным интересом следим за диалогом двух людей, прах которых давно смешался с землёю. В чём причина такого интереса? Всё просто, они говорят о вечных проблемах человечества.

Вот и в романе «Мастер и Маргарита» автор пытается дать ответы на  вечные проблемы человечества: проблемы человека и власти, внутренней свободы и несвободы личности, поиска истины, вечной борьбы добра и зла, верности и предательства, милосердия и всепрощения.

  1.  Работа над темой урока:
  1. Вернёмся к творческой биографии М. Булгакова,  проследим путь написания «Мастера и Маргарита» и рассмотрим композицию романа.

 Презентация  «Работа над романом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

              

 

 

 

                                                             

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот на эти вопросы мы найдём ответы в процессе изучения произведения.

  1. Но прежде послушаем выступление учащихся с заранее подготовленным заданием по теме «Создание романа»

Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за три недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был «роман о дьяволе» — сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжёг рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.

Название Булгаков довольно долго искал название романа: «Инженер с копытом», «Чёрный маг», «Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Консультант с копытом». В 1937 г. появился окончательный вариант — «Мастер и Маргарита».

Эпиграф взят из «Фауста» Гёте: «...Так кто же ты, наконец? Я — часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо...». Эпиграф и название многое проясняют в позиции автора. Мастером, Великим Архитектором природы в масонской литературе называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Публикация

В 1940-е гг. роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впервые он был опубликован в 1966—1967 гг. в журнале «Москва» с многочисленными цензурными купюрами. В ответ появился полный машинописный «самиздатовский» текст романа. И лишь в 1973 г. роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологическая работа над произведением, поскольку не существует окончательного авторского текста.

Жанр

Жанр был определён автором как «фантастический роман». Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев — Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многоплановое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведён московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.

Композиция

Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой — о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. и 30-е голы I в. н. э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетныелинии сливаются в одну.

Сюжетные линии

В романе можно выделить несколько сюжетных линий:

— философская — Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;

— любовная — Мастер и Маргарита;

— мистическая и сатирическая — Воланд, его свита и москвичи.

Особенности

Этот роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.

Роман многослойный и допускает различные толкования.

Теперь нам известно многое о создании романа, но давайте окунёмся в содержание.

И знакомство с содержанием мы начнём с проблемного вопроса: Как судьба самого Булгакова отражена в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа?

На этот вопрос мы сумеем ответить, изучив все главы. А пока начинаем работу над содержанием 1 и 2 главы

  1. Работа над содержанием 1 и 2 главы: (по группам)

 

Мастер и Маргарита

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Глава 2. Понтий Пилат

           Краткий сюжет романа

   Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях.

Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и римском прокураторе Понтии Пилате, отправившем его на казнь. Но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: (Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла). Людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности…

Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары).

Воланд вместе со всей своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой - в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова на репрессии 30-х годов).

Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном - найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло - для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, - ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

Сотрудники НКВД (этот комиссариат нигде не назван в романе своим именем) пытаются разобраться в деле об исчезновении всей верхушки театра «Варьете», и главное - в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, - непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. Этот роман представляет собой альтернативную версию Евангелия. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и хотевший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» - другого варианта загробной жизни).

Информационный дополнительный материал: (на каждую парту)

  Иерусалим, I в. н. э.

Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее, успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление кесаря, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной головной болью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри.

Иешуа Га-Ноцри - странствующий философ из Назарета, описываемый Воландом на Патриарших прудах, а также мастером в своём романе, сопоставляемый с образом Иисуса Христа. Однако данный образ значительно расходится с библейским прототипом. Характерно, что он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время».

Пилат: «А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре?» Иешуа: «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.» Гуманист, отрицающий противление злу насилием.

Левий Матвей - единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также имел намерение зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, которое в итоге потерпело неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о даровании покоя для Мастера и Маргариты.

Иосиф Каифа - иудейский первосвященник, глава Синедриона, осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри.

Иуда - молодой житель Иерусалима, передавший Иешуа Га-Ноцри в руки Синедриона. Понтий Пилат, переживая свою причастность к казни Иешуа, организовал тайное убийство Иуды, чтобы отомстить.

Марк Крысобой -центурион, охранник Пилата, покалеченный когда-то при битве, исполняющий обязанности конвоира, и непосредственно проводивший казнь Иешуа и ещё двух преступников. Когда на горе началась сильная гроза, заколол Иешуа и других преступников, чтобы иметь возможность покинуть место казни. Другая версия гласит, что Понтий Пилат приказал заколоть осуждённых (что не допускается законом) дабы облегчить им их страдания.

Афраний - начальник тайной службы, соратник Пилата. Руководил приведением в исполнение убийства Иуды и подбросил деньги, полученные за предательство, в резиденцию первосвященника Каифы.

Низа - жительница Иерусалима, агент Афрания, притворявшаяся возлюбленной Иуды, чтобы по приказу Афрания заманить его в ловушку.

Задание группам:

1 группа: «...Так кто ж ты, наконец?

- Я - часть той силы,

что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Гете. "Фауст"

Какова роль эпиграфа?

2 группа: Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?

За что так страшно наказан Берлиоз?

 Как объяснить название первой главы?

3 группа: Каким показан Понтий Пилат?

Как выглядит Иешуа в сцене допроса?

4 группа: Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора?

Почему Пилат утверждает смертный приговор? Что есть истина?

 

  1. Выступление групп.
  2. Какие проблемы поднимаются в ершалаимских главах романа?
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Что есть истина?»

  1. Домашнее задание: цитатная характеристика Мастера и Маргариты, прочитать главы 20-30, составить биографию Мастера.

Урок № 3/  42                   

     Дата проведения__________________________

Тема: Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема трагической любви Мастера и Маргариты.

Цели:

- анализ главных героев романа Мастера и Маргарита; анализ проблемы творчества и судьбы художника в романе; раскрыть тему любви в произведении;

- развивать навыки анализа художественного текста, образной системы произведения;

- воспитывать интерес к творчеству М. Булгакова, умение анализировать и делать выводы;

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования  умений и навыков

Оборудование: текст романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману, ТСН

*задание повышенной трудности

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: (сегодня на уроке действует накопительная система баллов):

 

Карточка самооценки знаний:

Задание

Максимальное количество баллов:

Оценивание:

Самооценка:

Блиц-опрос:

8 б.

6-7 б.

4-5 б.

1-3 б.

+4 балла

+3 балла

+2 балла

+1 балл

 

Работа по карточкам:

3 ответа

2 ответа

1 ответ

+3 балла

+2 балла

+1 балл

 

*Кому принадлежат слова:

5 ответов

4 ответа

3 ответа

2 ответа

1 ответ

+5 б.

+4 б.

+3 б.

+2 б.

+1 б.

 

Дополнительные ответы

3 балла

+ 3 балла

 

 

 

1.- Блиц-опрос:

    1. На кого похож Воланд?

    А. На финна

    В. На англичанина

    С. На немца

2. Назовите настоящее имя поэта Ивана Бездомного?

    А. Поныров

    В. Бендер

    С. Гоголь

    3. Угадайте героя. “Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко читаю по-итальянски». 

    А. Иешуа Га-Ноцри

    В. Мастер

    С. Иван Бездомный

    4. Сколько учеников было у Иешуа Га-Ноцри? 

    А.1

    В. 2

    С. 12

    4. Продолжите фразу: «Всякая власть является...»

    А. Насилием

    В. Злом

    5. Какой титул носил Понтий Пилат?

    А. Император

    В. Первосвященник

    С. Прокуратор

6. Как звали человека, который разлил масло?

    A. Анна

    B.Гена

    C.Света

7. О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом?

        О пороках

        О людях

        Об истине

        О вере.

8. Какой порок Иешуа  считал одним из самых тяжких?

а) алчность

б) гордыня

в) трусость

г) пьянство

д) зависть

* Проверка правильности ответов и выставление баллов в карточку самооценивания

2. Расскажите биографию Мастера (дополнительный ответ- оценивается максимум +3 балла)

III. Мотивация учебной деятельности:

Роман «Мастер и Маргарита» – один из последних романов М.А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю об Иешуа и сатирическое повествование жизни Москвы 20–30-х годов. Булгаков понимал, что роман не будет напечатан, но упорно продолжал над ним работать. Однажды, уподобившись своему герою, даже сжег рукопись, но потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые был опубликован лишь в 1966–1967 гг. с большими сокращениями, а полный текст романа появился лишь в 1973 г .

Кто такой Мастер, главный герой романа? Как писатель решил проблему свободного творца, Мастера, в несвободном обществе? Смог ли Мастер найти спасение от гонений в любви к Маргарите?

  1. Работа по содержанию романа:
  1. Демонстрация кадров фильма: 4 часть (30 – 40 минуты)
  2. Карточки для проверки знания содержания романа перед изучением истории любви Мастера и Маргариты – работа по группам

1 вариант

 С кем познакомился Иван Бездомный в сумасшедшем доме?

 Какие цветы несла Маргарита, когда Мастер впервые ее увидел?

 Как относилась Маргарита к тому, что Мастер пишет роман о Понтии Пилате?

 Что сделал Мастер с рукописью своего романа?

 О ком написал свой роман Мастер?

 Как звали домработницу Маргариты?

 Чьи «странные» похороны увидела Маргарита?

 В кого превратилась Маргарита, намазавшись кремом Азазелло?

 Почему Маргарита прекратила погром квартир в новом здании Драмлита?

 Почему Маргарита попросила Воланда простить Фриду?

 В каком виде предстал Мастер перед Маргаритой после бала?

 Кто нашел подкову, оброненную Маргаритой?

 

2 вариант

 Чем еще два года назад занимался Мастер?

 Что сделала Маргарита, услышав, что Мастеру не нравятся ее цветы?

 Чем закончилась попытка Мастера опубликовать свой роман?

 Почему Маргарита не застала Мастера, когда пришла, как и обещала, навсегда?

 Чьей женой была Маргарита?

 Кто из свиты Воланда явился перед Маргаритой в приглашением на бал?

 На каком виде «транспорта» отправилась Маргарита к Воланду на бал?

 С какой просьбой (в первый раз) обратилась Маргарита к Воланду, когда ей предложили попросить об одной вещи?

 Что подарил Маргарите Воланд на память о бале?

 Почему Воланд захотел увидеть роман Мастера?

 Где после бала оказались Мастер и Маргарита?

3 вариант

 Какое обстоятельство позволило Мастеру начать работу над романом о Понтии Пилоте?

 Что, по выражению Мастера, выскочило перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке?

 Чем закончилась для Мастера уничижительные выпады критиков в адрес его романа?

 Роль Алоизия Могарыча в жизни Мастера.

 Каковы имя и отчество возлюбленной Мастера?

 Сколько лет было Маргарите?

 Что дал Маргарите Азазелло, пригласив ее к Воланду?

 Почему Маргарита разгромила квартиру критика Латунского?

 На каком виде «транспорта» отправилась Наташа вслед за Маргаритой?

 Кого попросила Маргарита вернуть ей?

 О чем попросила Наташа после бала Маргариту?

 Кто и для чего посетил после бала Мастера и Маргариту в подвальчике?

*Кому принадлежат слова?

1. «Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: - Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – Он сделал испуганные глаза и прибавил:- Клянусь, я никому не скажу.

2. «Да, мы не верим в бога…но об этом можно говорить совершенно свободно. Да, мы – атеисты».

3. «Бывал, бывал и не раз! – вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта. – Где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич?»

4. «Преступник называет меня «добрый человек». Выведите его отсюда на минуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной».

5. «Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив: - игемон, продолжал: - ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной».

6. «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти».

7. «Правду говорить легко и приятно».

8. «Дело вот в чем, меня в сумасшедшие вырядили, никто не желает меня слушать?...Так слушайте же: вчера вечером я на Патриарших прудах встретился с таинственною личностью, иностранцем не иностранцем, который заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата».

9. «Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также и москвичами…»

10. «Я тебе сказку расскажу.… Была на свете одна тетя. И у нее не было детей. И счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…»

11. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

12. «Богиня… не могу я так быстро лететь! Я бумаги могу важные растерять. Наталья Прокофьевна, я протестую».

13. «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город,        впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их …трамваи, автомобили… … Ну, легкомысленны… ну, что ж … милосердие иногда стучится в их сердца… квартирный вопрос только испортил их…»

14.«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве».

14. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих? Так поражает молния, так поражает финский нож!»

15. «Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает одна – первая, она же последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

16. «Я открою вам тайну: я вовсе не артист, а просто мне хотелось

повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре».

17. «Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»

18. «Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»

19. «Маргарита! Королева! Упросите за меня, чтоб меня ведьмой оставили. Вам все сделают, вам власть дана!»

20. «Всего хорошего, мессир… Только бы выбраться отсюда. А там уж я дойду до реки и утоплюсь».

21. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

22. «Простите, не поверю, этого не может быть. Рукописи не горят»

23.  «Как ты страдал. Как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя».

V. Ответы учащихся, оценка ответов учителем, самооценка по карточкам.

VI. Подведение итогов:

Как писатель решил проблему свободного творца, Мастера, в несвободном обществе? Смог ли Мастер найти спасение от гонений в любви к Маргарите? (дополнительные ответы - +3 балла)

  1. Домашнее задание:
  1. Подготовиться к анализу глав, связанных с приключениями Воланда и его свиты в Москве.
  2. Повторить понятия «гротеск», «сатира».
  3. Какие пороки, характерные для людей советского периода, свойственны и современным людям?
  4. *Творческое задание: написать сочинение – миниатюру «Почему Мастер заслужил не свет, а покой?»

Урок № 3/  43           

Дата проведения___________________________

Тема: Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Воланда в произведении

Цели:

- рассмотреть приёмы сатиры в романе, проанализировать  роль образа Воланда в романе; 

- развивать навыки анализа художественного текста, сравнительного анализа, образной системы произведения;

- воспитывать интерес к творчеству М. Булгакова, умение анализировать и делать выводы, уважение к нравственным ценностям;

Тип урока: урок формирования  умений и навыков

Оборудование: текст романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману, ТСН

Теория литературы: сатира – это литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей

 гротеск – (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера[1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: (сегодня на уроке действует накопительная система баллов):

 

 

 

 

 

Карточка самооценки знаний:

Задание

Максимальное количество баллов:

Оценивание:

Самооценка:

Блиц-опрос:

8 б.

6-7 б.

4-5 б.

1-3 б.

+4 балла

+3 балла

+2 балла

+1 балл

 

Работа по составлению тестов:

6 вопросов

4-5 вопросов

1-4 вопроса

+3 балла

+2 балла

+1 балл

 

Ответы на вопросы тестов:

6 ответов

4-5 ответа

3 ответа

2 ответа

1 ответ

+5 б.

+4 б.

+3 б.

+2 б.

+1 б.

 

Дополнительные ответы

3 балла

+ 3 балла

 

-  Какие пороки, характерные для людей советского периода, свойственны и современным людям?

-  Чтение сочинений «Почему Мастер заслужил не свет, а покой?»

III. Актуализация опорных знаний и навыков:

Блиц-опрос по содержанию романа М. Булгакову "Мастер и Маргарита".

1. В финале романа М. Булгаков написал, что Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Чем вы можете это объяснить:

    Наступило наказание за малодушие.

    Такой финал необходим художнику-романтику.

    «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

2. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.

   А. Воланд

    В. Левий Матвей

    С. Понтий Пилат.

  1. «...ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем  дворике». О каком месте идет речь?

        О приусадебном участке

        О тюрьме

        О квартире Мастера

  4.  Как звали человека который разлил масло?

    A. Анна

    B.Гена

    C.Света

   5.Чем заканчивается в романе «Мастер и Маргарита» борьба Добра и Зла, Света и Тьмы:

    А. Победой Света.

    В. Победой Тьмы.

    С. Нет ни побед, ни победителей

    6. Продолжите фразу: «Всякая власть является...»

    А. Насилием

    В. Злом

    7.  “А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван.

    Что ответил Мастер?

    А. Ужасно не нравятся.

    В. Очень нравятся.

    С. Мне все равно.

   8. На кого похож Воланд?

    А. На финна

    В. На англичанина

    С. На немца

IV.  Мотивация обучения:

Воланд – одно из имён дьявола. Под какими именами мы встречали его в других художественных произведениях? (Сатана, Люцифер, Асмодей, Мефистофель, Вельзевул, Демон, Воланд). Образ Воланда в романе М. Булгакова сложен и многозначен. Такого дьявола, как в романе “Мастер и Маргарита”, в мире ещё не существовало.

В.Лакшин: Воланд – “ палач порока”, “карающий меч в руках правосудия”.

Л. Яновская: Воланд – сила, вскрывающая и разоблачающая зло. Он способен различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно (подвиг Мастера, самоотверженную любовь Маргариты, раскаяние Понтия Пилата).

Е. Яблоков: Воланд внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. “Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес-человеческий. Его “ведомство” выполняет лишь функцию “катализатора”, доводя явления до логического конца, до идеи, которая вытекает всё ж из сущности явления, а не навязывается извне”. Так ли это?

  1. Работа по содержанию глав:

ЧАСТЬ ВТОРАЯ *

Глава 19. Маргарита

  1. Работа в парах. Задание: составить тесты по содержанию 19 главы – 6 вопросов (с 3 вариантами ответов на каждый вопрос)

Примечание: краткая инструкция по составлению тестов:

- вопросы должны быть содержательными

- ответ не должен быть однозначным (да, нет и т.п.)

 

  1. Игра «Поединок» - ученик вызывает другого ученика на поединок, читает составленные тесты, другой ученик должен дать правильный ответ.
  2. Оценивание по составлению тестов и ответов на вопросы.
  1. Подведение итогов:
  1. Какие пороки высмеивает М. Булгаков в своём произведении? Почему суд над обывательскими пороками выносит в романе не представитель добрых сил, а Воланд и его свита? Какой Воланд в вашем понимании после прочтения романа? Актуальна ли сатира М. Булгакова в наши дни?
  2. Оценивание учащихся.
  1. Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку – «Круглый стол» на тему «Роман «Мастер и Маргарита»- для меня это …….»

 

Дополнительный материал к уроку:

 

Первую встречу Маргариты с Воландом автор показывает глазами Маргариты. Ей, умной, способной чувствовать, он доверяет показать и увидеть мир темных сил. Автору важно показать неглубину мира Сатаны, поэтому и исчезает внутренний монолог, Маргарита лишь видит что-то и фиксирует. В этом же темном мире беднеет и внешняя речь - почти исчезают эмоции, есть лишь покой. В речевой характеристике отражается не только сама Маргарита, но тот мир, с которым она сталкивается.

Сцена Великого бала у Сатаны. Мы видим ее глазами Маргариты. В этом эпизоде Маргарита вновь лишь констатирует увиденное, не анализируя его. Перед Маргаритой проходят все миры, вся история, и не анализируя все события, Маргарита принимает все за данность, за то, что невозможно изменить, но можно познать. Быть может таким же было и авторское отношение, ведь многие его мысли и идеи были доверены Маргарите. Во внешней речи Маргариты тоже происходят изменения, хотя есть и продолжение старых тенденций, а именно, Маргарита повторяет некоторые фразы, нашептанные ей Бегемотом или Коровьевым. "Крикните ему: "Приветствую вас, король вальсов! ". Маргарита крикнула это... " По новому и слышит себя Маргарита: она " подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул... ". На этом балу Маргарита осознает свое величие, ведь она способна подарить счастье такому человеку как Иоганн Штраус, да и на балу, по словам Коровьева, без внимания Маргариты гости "захирели", а позже Фриде Маргарита подарит покой.

В начале Маргарите интересны и удивительны гости, поэтому она задает вопросы, хотя и "машинально". Но чем дальше, тем меньше остается сил у Маргариты, тем больше усталость, поэтому и становятся короткими фразы, меняется голос. " Да, - глухо ответила Маргарита". Речь и действия Маргариты на балу часто механические, она все время " поднимает руки ", " однообразно скалясь, улыбалась гостям. " В шуме бала Маргарита слышит и музыку. Говорит же на балу Маргарита только с Фридой, той, которая, как и она, лишена покоя. И будучи королевой, дарует этот покой. Быть может, это предсказание будущего покоя самой Маргариты? Но вот приходит усталость, и бал оборачивается для Маргариты мукой, из всех чувств остается лишь страдание. Но церемония встречи гостей закончилась. Маргарита плачет " от боли в руке и ноге". Эти слезы символичны, ведь причиной их стало прошлое. Но есть и вторая половина бала, где появляется утешенная Маргарита, ожившая от "кровавого душа". И вновь Маргарита облетает залы, видя все вновь, все замечая и ничему не удивляясь. Память выдает лишь одно слово - " Фрида", после чего Маргарита чувствует, что у нее "начала кружиться голова". Все ощущения Маргариты выглядят как воспоминания и стоят в прошедшем времени, кроме того, в памяти сохранилось не все. И вновь " силы Маргариты стали иссякать ". И в конце бала к Маргарите возвращаются чувства - она " содрогнулась ", увидев голову Берлиоза, замерла, увидев Барона Майгеля и, появление этого человека, бывшего в ее прежней московской жизни вновь вызывает мысль, оформленную как внешняя речь. Последующие события выглядят как сон; Маргарита теперь только видит и слышит, великая усталость побеждает, очнется же Маргарита, лишь входя в "приоткрытую дверь" ювелиршиной гостиной.

И вновь описание мира темных сил доверено Маргарите, ведь ее внутренний мир созвучен с миром автора. Она воспринимает этот мир таким, какой он есть. В речи ее лишь вопросы - это стремление понять. Но, кроме того, бал оказывается для Маргариты освежающим сном, доставшимся нелегко, принесшим страдания во имя познания и обретения уверенности и новой судьбы во всех мирах. В речевой характеристике отражается и внутренний мир Маргариты, и отношение автора, и мир темных сил.

И вот уже бал закончен. Что же с Маргаритой? Как изменилась ее речь? Во всем облике и словах ее усталость, ведь перед ней проходит почти вся темная жизнь. " О нет, мессир, - ответила Маргарита, но чуть слышно. " " Это водка? слабо спросила Маргарита". Но быть может с этой усталостью и происходит ее возвращение в реальный мир свиты Сатаны. И вот, избавляясь от усталости бала, Маргарита уже улыбается. Но вместе с этим появляется и внутренний монолог, где она вспоминает о своей прошлой земной жизни до бала, и мысль ее направлена на бытовое: "вернулись силы, как будто она встала после долгого освежающего сна, кроме того, почувствовался волчий голод,... он еще более разгорелся".

И вот Маргарита уже пристально наблюдает за поведением Бегемота, который в свите не просто шут, а своеобразное зеркало Сатаны. И вот уже Маргарита оживляется, становясь близкой этой компании, даже частично теряет свое имя, став теперь уже "Марго". В ее речи появляются чувственные восклицания: " Я так взволновалась! воскликнула Маргарита". В ней просыпается любопытство, она вспоминает прошедший день, но эти воспоминания даются ей трудно, поэтому фраза ее разорвана множеством многоточий. " Ну да, Ну да... А то ведь дело в том, что этот человек на лестнице... Вот когда мы проходили у подъезда... Я думаю, что он наблюдал за этой квартирой... " Быть может в этой фразе уже предсказана невозможность возвращения к прошлому своему, которое столь тяжело и страшно. И вот начинается разговор о Мастере, и уже изменились чувства Маргариты, ее слово " в сердце " сопровождается глубоким волнением, голос ее становится глух. Но на вопрос Воланда, почему же были биты стекла у Латунского, Маргарита очень скупо отвечает, как бы стремясь скрыть даже перед всезнающим что-то свое, глубоко личное. Но говоря, что "он (Латунский) погубил одного мастера ", Маргарита пугается предложения убить критика. Поэтому появляется страстное " нет,... нет, умоляю вас, мессир, не надо этого. " И вновь Маргарита разговаривает со свитой. Но вот Маргарита "робко сказала: " Пожалуй мне пора... Поздно. " Вот она уже смутилась. И вот появляется внутренний монолог, это минута душевного напряжения. Поэтому и говорит Маргарита чуть слышно. Вот уже в сердце ее тоска, появилось ощущение обмана и ощущение собственной ненужности, бездомности, одиночества. Но мысль о том, чтобы преступить свою гордость и попросить самой, прорывает внутренний монолог, и оформлена автором как речь внешняя. И таким же молчаливым криком стала мысль о том, чтобы утопиться. Но и дальнейший разговор с Воландом Маргарита выдержала с честью. Мне кажется, что и бал, и ужин были испытанием. Испытание болью Маргарита выдержала с честью, выдержала она и испытание неоправдываемых надежд, испытание на силу и гордость. И вот Маргарита уже почти готова просить за Мастера, как вдруг, "спотыкаясь на словах", а значит волнуясь, вздыхая, она сказала: " Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка. " В этой фразе великая сила Маргариты, и позже, признавая себя легкомысленной, Маргарита объясняет свою просьбу стремлением даровать покой другому человеку. Мне кажется, что для автора очень важно, что Маргарита не попросила за Мастера. Ведь за Мастера нельзя просить, ему должно воздастся за его творчество. И вот Маргарите дарована возможность не попросить, а уже потребовать возвращения Мастера. " Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера". При этом, лицо Маргариты исказилось судорогой. Вся речь Маргариты отрывиста, бессмысленна - все это говорит о великом волнении, о всепоглощающей любви. " Ты... ты, ты ". " Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами". Все это говорит о том, что чувства переполняют душу Маргариты, успокаивается же она только прикоснувшись к Мастеру. В этой страстной, страдающей как от раны, изорванной речи отражается как в зеркале великая любовь. И вот уже Маргарита стремится убедить Мастера во всесильности Воланда. И теперь она убеждает его, уговаривая как мать: " Выпей, выпей. Ты боишься? Нет, нет, верь мне, что тебе помогут. " И Маргарита же отказывается верить в то, что Мастер - душевнобольной. И здесь мысли Маргариты - это мысли автора.

" Ужасные слова! Ужасные слова! Он Мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. " К Маргарите возвращаются человеческие чувства: страх, слабость перед страшным известием. И вот Маргарита говорит Воланду о своем желании: " Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было. " Это стремление вернуть себе и Мастеру покой, создать гармоничный мир на Арбате, в квартире подвала. Здесь Маргарита уже жена, хранительница очага, отсюда и стремление к свету. Но вот появляется Могарыч, и Маргарита преображается, теперь она уже шипит как кошка, себя же ощущает ведьмой, хотя здесь она мстит той предающей московской жизни. Но Маргарита стремится не только к тому, чтобы спасти Мастера, она стремится сохранить творца, и здесь очень горячо это отстаивает. Ее внешняя речь очень выразительна, и во внутреннем монологе уже нет нужды, ведь мир, в котором находятся и Мастер, и Маргарита способен слышать все и читать любые мысли. Прощание Маргариты и Воланда напоминает молитву: " Прощайте, прощайте, " " Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду. " Все это перед возвращением в тот страшный мир, который дал возможность в Сатане увидеть Бога.

И вот, прощаясь с Воландом, Маргарита получает в подарок подкову.

Но она теряет эту подкову и вскрикивает " в отчаянии ": " Боже, я потеряла подкову! ". Уходя в прошлый мир, Маргарита обращается к Богу, теряя подарок Дьявола. В этом символический смысл: быть может этим обозначена конечная цель пути, но кроме того, сказано, что и в старую свою жизнь Маргарита больше не вернется. Быть может именно это и понимает Маргарита, сидя уже в подвале, поэтому и плачет от "пережитого потрясения и счастья". И внутри у нее появляется страх, что несгоревший роман - это призрак, сон. И автор называет это " последней страшной мыслью ", а дальше Маргарита почти что совершает выбор, предопределяет свою дальнейшую судьбу фразой: " Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма... " Этот путь к свету через тьму" - путь к вечности...

 

 Урок № 5___/     Дата проведения______________

Тема: Обобщающий урок по творчеству М. Булгакова

       «Круглый стол» по теме «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» для меня…..»

Цели:

- обобщить изученный материал

- развивать логическое мышление учащихся, умение правильно формулировать свои мысли, умение выступать перед публикой,

- воспитывать интерес к творчеству писателя

Тип урока: обобщение изученного материала

Оборудование: фотоиллюстрации к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», роман «Мастер  и Маргарита», ТСО

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Тема, цель урока
  3. Защита учащихся презентаций по творчеству М. Булгакова:

Романова Анна:

      

 

    

 

 

 

 

 

    

 

  

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

              

 

 

  

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выступления учащихся по теме «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» для меня….»

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
11 березня 2021
Переглядів
2782
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку