Конспект урока по алгебре
в 8 классе
«Квадратные корни.
Арифметический квадратный корень»
Урок алгебры в 8 классе по теме «Уравнение х2 = а»
Цели:
рассмотреть решение простейшего квадратного уравнения х2=а; формировать навык решения такого вида уравнений; содействовать развитию у школьников логического мышления, культуры математической речи, памяти; содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
Оборудование: карточки с примерами, кроткий конспект, листочки для опроса.
Тип урока. Урок изучения новых знаний и способов действий.
Ход урока
- Здравствуйте, дети! Проверьте, все ли, что нужно к уроку лежит у вас на партах? (тетрадь, ручка, дневник, сборник задач)
- Садитесь!
II. Постановка цели урока. Мотивация.
Сегодня у нас урок по теме «Уравнение х2 = а». Мы познакомимся с простейшим квадратным уравнением х2 = а. Научимся решать такого вида уравнения.
III. Актуализация субъектного опыта.
№68, №69- устно
№ 70(1-3) – 1 ученик пишет на доске;
№ 70 (4 - 6) – 2 -й ученик на доске;
№ 71(4 - 6) – 3- й ученик на доске;
№ 71(1-3) – комментирование с места.
2) Чтобы успешно работать практически, нужно знать теоретический материал. Проверим ваши знания.
В конспект
= b: а≥0, b≥0 и b2=а
|
3) Имеет ли смысл выражение: (Пишу на доске, дети в тетрадях)
(Да)
(Да)
(нет)
(Да)
4) – Ребята, обратите внимание, если ()2=а, а≥0, то чему равно =?
В конспект
()2=а, а≥0,
a>0, например 7, =7 =? a<0, например -7, =7 Как это можно записать?
=׀а׀
5 = =6 = = 11 |
- Запишите себе такую табличку.
5) На обратной стороне доски будут написаны примеры.
- Ребята, сейчас вам нужно будет решить примеры, которые написаны на доске. Ваше задание молча выйти и выбрать себе пример, ответ к которому ты знаешь. После чего, передаете эстафету следующему ученику класса на выбор. Только главное условие: НИКТО НЕ ГОВОРИТ!!!
Вычислите: .
IV. Изучение нового материала (Организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала)
- Рассмотрим х2 = а где а – произвольное число) - это уравнение квадратное. В зависимости от числа а при решении этого уравнения возможен один из трех случаев.
1. Если 0, то данное уравнение корней не имеет. Действительно, для любого числа х левая часть уравнения х2 0, а правая часть – число
а 0. Получаем противоречие: неотрицательная величина не может равняться отрицательному числу.
2. Если а = 0, то уравнение имеет единственный корень, равный нулю (т. е. х = 0). Только для числа х = 0 уравнение х2 = 0 обращается в верное равенство.
3. Если 0, то уравнение имеет два корня х1 = и х2 = . Действительно, при подстановке в данное уравнение числа получаем: 2 = (-1)2 ∙ = 1 ∙ а = а (верное равенство), при подстановке значения
имеем: (также верное равенство).
В конспект
х2 = а –квадратное уравнение, так как х2
Пример: х2=-57 - корней нет (-57<0)
Пример: х2=0 х=0 3) 0, два корня х1 = и х2 = . Пример: х2=121 х1= 11 х2= -11 х2=5 х1= х2= -
|
- х2=5: х1= и х2= - – Эти корни являются иррациональными числами, т. к. не существует рационального числа, квадрат которого равен 5.
- Посчитайте на калькуляторе, чему равен ; ;
- Какую особенность вы видите?
- Иррациональное число представлено в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Поэтому, какое определение иррациональных чисел можно сформулировать?
Правильно! Иррациональное число – это число представлено в виде бесконечной непериодической десятичной дроби.
- Запишите себе в тетради.
В конспект
Пример: Верно ли, что а) ; б) ; в) .
|
6) Решим уравнение (х -2)2 = 6,25.
Обозначим буквой z величину х – 2 (т. е. z = х – 2) и получим простейшее квадратное уравнение z2 = 6,25. Это уравнение имеет два корня:
z 1 = = - 2,5 и z2 = = 2,5. Теперь вернемся к старой неизвестной х и получим два линейных уравнения: х – 2 = - 2,5 (его корень х1 = - 0,5) и х – 2 = 2,5 (его корень х2 = 4,5). Итак, данное уравнение имеет два корня х1 = - 0,5 и х2 = 4,5.
V. Первичная проверка правильности понимания нового учебного материала. Организация первичного закрепления н.у.м.
Контрольный вопрос. Каковы возможные случаи решения уравнения х2 = а?
№ 73(устно).
№№ 74, 75. Резерв. №76
VIII. Итоги урока
Надеюсь, что этот материал вы не забудете, он обязательно пригодится вам при дальнейшем изучении математики. Помните слова французского инженера-физика М. Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто».
IX. Информация о домашнем задании.
Выполнить задания на карточке (решить 10 уравнений).
Приложение
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельная работа по теме «Уравнение х2 = а» Вариант 1
1) х2 = 4; 2) х2 = 0,09; 3) х2 = -9; 4) х2 = 17; 5) 2х2 = 0,08; 6) х2 – 9 = 0;
7) - 1 = 0; 8) (2х – 5)(2х + 5) = 75; 9) (х – 9)2 = 49; 10) (х + 5)2 = 2.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельная работа по теме «Уравнение х2 = а» Вариант 2
1) х2 = 100; 2) х2 = 0,25; 3) х2 = -16; 4) х2 = 13; 5) 3х2 = 0,48; 6) х2 – 49 = 0;
7) - 1 = 0; 8) (3х – 2)(3х + 2) = 5; 9) (х + 1)2 = 64; 10) (х - 3)2 = 3.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------