конспект уроку для учнів 5 класу з російською мовою навчання
Тип урока: (комбинированный) урок по изучению, закреплению и комплексному применению новых знаний с элементами практикума (практикум с элементами игры-соревнования.)
Межпредметные связи: основы здоровья; русский язык; история.
Техническое обеспечение урока: компьютер учителя, проектор, карточки с заданиями, опорные карточки, оборудование кабинета (посуда, инвентарь).
Ожидаемый результат: учащиеся должны иметь представление о пищевой ценности хлеба, значении его в питании человека, уметь готовить бутерброды с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
Тема урока: «Бутерброды и их виды» «Приготовление бутербродов»
Предмет: технология
Конспект урока.
Цель урока: Сформировать представление о бутербродах и их видах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей появления хлеба.
- рассказать о классификации бутербродов и технологии их приготовления.
- формировать умения при приготовлении бутербродов с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся;
- развивать внимательность, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола, умение работать последовательно, планировать свою работу
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (глазомера, точности, формы) - развивать вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся.
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
- воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность.
- воспитывать добросовестное отношение к труду. Валеологическая: - дать представление об использовании в пищу экологически чистых продуктов.
Тип урока: (комбинированный) урок по изучению, закреплению и комплексному применению новых знаний с элементами практикума (практикум с элементами игры-соревнования.) Межпредметные связи: основы здоровья; русский язык; история.
Техническое обеспечение урока: компьютер учителя, проектор, карточки с заданиями, опорные карточки, оборудование кабинета (посуда, инвентарь).
Ожидаемый результат: учащиеся должны иметь представление о пищевой ценности хлеба, значении его в питании человека, уметь готовить бутерброды с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
План урока:
Конспект урока
Этап урока
1.Организационный.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2.Актуализация знаний
Проверка знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1.Какие питательные вещества нужны для организма человека?
2.В каких продуктах содержатся белки, каково их значение для организма человека?
3.Почему в пищу должны употреблять жиры животного и растительного происхождения?
4.В чем заключается роль витаминов для организма человека?
5. Как попадают в организм человека все нужные ему витамины, минералы, жиры и углеводы? (через пищу)
3.Постановка темы и целей урока
3.1.Есть специальный раздел науки, которая занимается способами приготовления всевозможных блюд.
Название вы узнаете, разгадав кроссворд:(у каждого ученика на столе)
По вертикали
1. Наука о приготовлении пищи.
По горизонтали
1. Металлическая или эмалированная посуда для варки пищи (кастрюля).
2. Специальная посуда с отверстиями, через которые процеживают жид¬кость при отваривании овощей, макаронных изделий и др. (дуршлаг).
3. Последовательность операций по приготовлению какого-либо блюда (технология).
4. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья, работоспособности (питание).
5. Жизненоважные элементы, необходимые организму. Обозначаются латинскими буквами (витамины).
6. Устройство для измельчения мяса и других продуктов (мясорубка).
7. Подробное описание приготовления какого-либо блюда (рецепт).
8. «Помощники» на кухне — электробытовые ... (приборы).
9. Самое важное требование к любой кухне (санитария).
3.2.В кулинарии наиболее простой по приготовлению закуской являются хлебные ломтики, с какими – либо дополнительными продуктами.
Как называется эта закуска? Узнаем расставляя буквы соответственно цифрам – бутерброд. (слайд 1) Значение слова(слайд 2)
Итак, тема нашего урока «Бутерброды и их виды». (слайд 3)
Давайте сформулируем цели нашего урока: (слайд 4)
- познакомиться с историей появления хлеба.
- уметь классифицировать бутерброды и технологии их приготовления.
- уметь готовить открытые бутерброды с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.
Записывают тему урока
4.Изложение нового материала
Бутерброд был изобретен в 1553 году. Изобретателем его является не кто-нибудь, а Николай Коперник. Как не странно изобретен он был в медицинских целях. Во время эпидемии неизвестной болезни Коперник заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что во время осады, оборонявшиеся часто роняли свой кусок хлеба на пол, поднимали его, отряхивали мусор и … съедали. На поверхности хлеба грязи не было видно, и Копернику пришла мысль, что хлеб надо смазать маслом, на нем легче определить загрязненность. Если загрязнение было видно, его счищали вместе с маслом. Болезнь через некоторое время отступила, а человечество получило бутерброд. (Слайд 5)
Хлеб как занимал, так и занимает основное место в питании человека. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.
Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
- Ребята, кто из вас знает, когда родился хлеб?
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позже кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
Научившись добывать огонь, древние люди подогревали зерна, случайно человек обнаружил, что такие зерна вкуснее, если их смешать с водой. Однажды во время приготовления жидкой каши, часть ее вылилась на горячие камни и превратилась в горячую лепешку, так родился первый хлеб.(слайд 6)
- Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.
- Какую роль играет хлеб в жизни человека?
- В чем заключается ценность хлеба?
Хлеб - сущность нашей жизни, смысл нашего существования, он содержит большое количество питательных веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Часто приходится видеть пренебрежительное отношение к хлебу со стороны школьников.
-Ребята, а можно употреблять в пищу черствый хлеб?
Из хлеба можно приготовить бутерброды, а из черствого хлеба гренки и другие вкусные блюда.
Бутерброды относятся к холодным блюдам. Их можно подать к завтраку, полднику, ужину – к чаю, кофе и т.д.Незаменимы они в походе, на пикнике, на экскурсии.(слайд 7)
- Бутерброды используют как самостоятельное блюдо или в качестве закуски
- Основа бутерброда - хлеб
- Дополнение к основе - сочетаемые по вкусу продукты, бутербродные смеси и масла.
(Классификация бутербродов сл.8, таблицу сл.9-12 записать в тетрадь,13, 14-устно) - --Бутерброды могут быть открытые и закрытые. Открытые бутерброды представляют собой ломтик хлеба, на который уложены дополнительные продукты. Закрытые бутерброды приготавливаются из двух ломтиков хлеба с начинкой из дополнительных продуктов. К бутербродам относятся: сандвичи (продукты кладут между двумя ломтиками хлеба); тартинки (ломтик поджаренного хлеба, на который кладут продукт, посыпают сыром и запекают); канапе (приготовленные на поджаренном хлебе с размещенными продуктами со шпажками).
Бутерброды могут быть горячие и холодные, соленые и сладкие. Горячие подают как самостоятельные блюда, а также к бульонам и супам; сладкие к чаю, молоку, соку.
5.Практическая работа
Сегодня мы будем готовить бутерброды, вам предоставлена возможность побывать на месте участников шеф-повар, судьями будут наши гости.
Оцениваются: Вкусовые качества блюда, Внешний вид Оформление и подача на стол Представление своего блюда Соблюдение технологической последовательности приготовления
При изготовлении бутербродов следует соблюдать следующие правила: (слайд15-16 подача и требования к бутербродам)
Каждая команда занимает место за рабочими столами, обговаривает выбор приготовления бутербродов по своему вкусу. (приступить к работе по сигналу)
Рассматривание образцов.( слайд17-18) предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения бутербродов и подготовить блюдо к подаче на стол. Прорабатывается технологическая карта: обратить внимание на правила приготовления бутербродов, дать рекомендации относительно использования технологических карт.(у каждой команды на столе)
Название операции |
Инструменты и приспособления |
Дополнительные замечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Продукты для бутербродов подготавливаются перед тем, как нарезать хлеб
-Мясо, колбасу, яйца, сыр нарезают тонкими ломтиками или размельчают
-Для приготовления бутербродов нам необходимы: острый нож и доска для резки хлеба, нож для намазывания масла, вилка для закладывания мягких продуктов.
-Бутерброды подают в блюде.
-Все бутерброды, кроме канапе, берут руками или лопаточкой.
---У вас могут возникнуть затруднения с нарезкой хлеба. Нужно уметь на глаз определять размер кусочков и проявлять точность.(слайд 19)
Хлеб нужно нарезать аккуратно, экономно, чтобы не было много отходов.
Во время работы должны соблюдать следующие правила безопасной работы:
Основные правила работы с ножом:
- не работать с ножом в направлении к своему телу;
- крепко держать рукоятку ножа;
- использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
- следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
- не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
- не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
- не пытаться поймать падающий нож;
- не использовать кухонный нож не по назначению;
- мыть нож после каждого применения.
( у каждой команды правила ТБ на рабочем столе)
-Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи? -Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
--Сигнал к работе - включение музыки
Текущий контроль. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:
Заключительный инструктаж.
. Уборка рабочих мест.
. Представление своего блюда комиссии. После приготовления и уборки рабочего места команды объясняют как правильно накрыть стол и оформить его; показывают сервировку на одного человека. (Каждая команда презентует свою работу и садится на место)
6.Закрепление.
Беседа по вопросам:
- Когда родился хлеб?
- Какую роль играет хлеб в жизни человека? В чем заключается ценность хлеба?
- Что такое бутерброд?
- Какие продукты можно использовать для бутербродов?
- Какие виды бутербродов вы знаете и в чем их отличие?
- Какие требования предъявляются к качеству готовых бутербродов?
7.Задание на дом.
Составьте рецепт любимого бутерброда.
8.Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем интересен и полезен для вас был урок?
- Как отметите вы работу своей команды?
Оцениваю работу учащихся, учитывая результаты оценки комиссии ,комментирую оценки, благодарю за активность: (слайд 21)
Закончите фразы:
Я научился .......
Мне понравилось .......
Мне не понравилось ......
Я хочу знать ........
Всем спасибо за урок! До свидания!
Подготовила и провела урок:
Учитель технологии – Склифос Л.Т.