Урок № 6 § 14
Тема: Числовые множества.
Цель урока:
Образовательная: ознакомить с числовыми множествами, дать учащимся определение рациональных и иррациональных чисел, ввести понятие действительных чисел.
Развивающая: развивать вычислительные навыки и умение работать с приближенными значениями.
Воспитательная: воспитание аккуратности и любознательности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений
Оборудование: мел, доска, карточки с заданием (с итогами самостоятельной работы).
Х о д у р о к а
- проверка готовности класса к уроку;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- приветствие
Итоги самостоятельной работы (раздать карточки).
Анализ домашней работы:
Два ученика у доски готовят № 429(1,2), № 429(3,4).
В это время № 432 – просмотреть у всех учащихся.
2. Мотивация урока.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.
Г. Уордсворт.
Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.
3.Объяснение нового материала
Актуализация материала. В пятом классе вы изучали натуральные числа. Это числа, которые используют для счета: 1; 2; 3; 4; ... . Все натуральные числа образуют множество натуральных чисел. Это множество обозначают буквой N.
Коротко это записывают так: N={1; 2; 3; 4;...}.
Кроме множества натуральных чисел существуют и другие числовые множества.
Натуральные числа, противоположные им числа и число нуль образуют множество целых чисел. Это множество обозначают буквой Z.
Коротко это записывают так: Z = {... - 3; - 2; - 1; 0; 1; 2; 3; ...}.
Известные нам числа - целые и дробные, положительные и отрицательные - представляют собой множество рациональных чисел (обозначают буквой Q).
Рациональными их называют потому, что каждое можно записать в виде частного, отношения двух целых чисел, а слово «отношение» на латинском языке - ratio.
Из курса предыдущих классов вы знаете, что любое число можно представить в виде обыкновенной дроби, а те в свою очередь в виде бесконечной периодической дроби т.е.
.
Таким образом, можно сказать, что
каждое рациональное число можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби;
и
любая бесконечная периодическая десятичная дробь изображает некоторое рациональное число.
А существуют ли числа, отличные от рациональных? Да существуют. Можно доказать, например, что и т.д. невозможно представить в виде обыкновенных дробей. т.е. в виде бесконечной периодической десятичной дроби. Вычисляя значения получаем бесконечные непериодические десятичные дроби. Так
= 1,4142135..., = 1,7320508…, = 4,472135…,
= 3,1622776..., = 3,1415926…
где - отношение длины произвольной окружности к ее радиусу.
Эти числа не рациональные и мы их назовем иррациональными.
(латинское ir соответствует отрицательной частице не).
Доказательство иррациональности числа вы можете прочитать на стр. 122 нашего учебника в рубрике «Открытие иррациональности».
Иррациональные числа вместе с рациональными образуют множество действительных чисел.
Множества натуральных, целых, рациональных и действительных чисел обозначают соответственно буквами
N, Z, Q, R. Каждое из этих множеств явля-
ется подмножеством (частью) следую-
щего множества. Любое натураль-
ное число является одновременно и
целым, и рациональным, и действитель-
ным. Любое целое число — также рацио-
нальное и действительное.
N Z Q R
Действительные числа, записанные в виде бесконечных десятичных дробей, сравнивают по тому же правилу, что и десятичные дроби. Например, число 3,131313... меньше, чем число 4,0111..., и меньше чисел 3,25 и , но больше, чем числа 3,1222..., -2 и 0.
Действительные числа можно складывать, вычитать, умножать, возводить в степень и делить (на числа, отличные от нуля). Для сложения и умножения этих чисел верны переместительный, сочетательный и распределительный законы. Все правила действий над выражениями с переменными, доказанные ранее для рациональных значений переменных, справедливы и для произвольных действительных значений этих переменных. В частности, для любых действительных чисел верны известные вам свойства пропорций, дробей, степеней.
4. Физкультурная пауза.
Почти 90% всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Давайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе.
1. Закройте глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3—4 раза.
3. Медленно наклоняйте голову: вперед—влево— вправо - назад. Повторите 3-4 раза.
4. Поморгайте несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделайте глубокий вздох и медленный выдох.
5. Закрепление изученного материала.
Разминка – устные упражнения №443, №444, №446 - работает весь класс.
Три ученика у доски выполняют №448, 453(1,4), 453(2,3,5) – повторив преобразование дробей и закрепив сравнение действительных чисел.
Следующий ученик выполняет №455
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7.Домашнее задание § 14, № 445, 449, 450, 454.