Урок № 9 §2, п. 16
Тема: Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни
Цель урока:
Образовательная: закрепить основные свойства квадратных корней, дать учащимся различные способы преобразования выражений с корнями.
Развивающая: развитие вычислительных навыков и умственных способностей.
Воспитательная: воспитание трудолюбия и активной жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений
Оборудование: учебник
Х о д у р о к а
- проверка готовности класса к уроку;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- приветствие
Сегодняшний урок я хотела начать с философской загадки Вальтера: Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами? (время).
Итак, у нас всего 45 минут и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно, но с пользой.
Анализ д/з № 476, 478, 482– устный обзор.
Особо обращаем внимание на такое задание. Преобразовать , если a < 0
Т.к. a < 0, то = 3 ∙ |a| = 3 ∙ (- a) = - 3a.
Дать учащимся ещё раз понять, что выражение - 3a положительно при a < 0 и значение арифметического квадратного корня тоже всегда неотрицательно.
Как вы знаете, алгебра в основном занимается преобразованием выражений. Выражения с квадратными корнями можно также складывать, вычитать, умножать, возводить в степень и делить (на делитель, отличный от нуля).
Так, например:
+ - 13 = -4 - это сложение иррациональных выражений мы называем приведением подобных слагаемых; (это подобно тому, как выполнить сложение 3х + 6х – 13х).
∙ = 30 - умножение иррациональных выражений; (при этом можно сказать, что воспользовавшись сочетательным свойством умножения, необходимо умножить рациональные числа с рациональными числами, а иррациональные числа с иррациональными числами, т.е.
∙ = 5 ∙ 6 ∙ = 30).
24 : 8 = = 3 - деление или с другой стороны это
сокращение дроби;
= 16 ∙ 11 = 176 - возведение в степень произведения
рационального и иррационального числа.
Рассмотрим и другие преобразования выражений с корнями.
= = ∙ = 5;
= = 10;
= = 9∙3 = 27 .
Подобное преобразование называют вынесением множителя за знак корня.
В первом примере за знак корня вынесен множитель 5.
Во втором примере за знак корня вынесен множитель 10.
В последнем примере за знак корня вынесены множители 9 и 3.
Преобразование, обратное вынесению множителя за знак корня, называют внесением множителя под знак корня.
Например.
= ∙ = или = ∙ =
В этом примере под знак корня вносим множитель 3. Рассмотренные преобразования осуществляются на основании теоремы о корне из произведения.
Если знак корня находится в знаменателе дроби, то такую дробь можно заменить тождественной, знаменатель которой не имеет корней. Достаточно умножить члены дроби на соответствующее выражение, применяя основное свойство дроби.
Например.
= = = ;
= = = = .
Такие преобразования называют освобождением дроби от иррациональности в знаменателе.
Подобно вышесказанным, такие преобразования можно выполнять также с выражениями, содержащими переменные.
Например.
+ - = 8 ;
∙ = ab;
= =
Примечание. При вынесении переменной за знак корня необходимо помнить, что это преобразование будет верным только при неотрицательных значениях переменной.
Если a ≥ 0, то = a.
При внесении переменной под знак корня также следует помнить, что под корень можно вносить лишь положительные числа.
Если a ≥ 0, то a = .
Следует сказать, что при преобразовании выражений с корнями можно применять все раннее изученные правила алгебры. В частности умножение одночлена на многочлен, умножение многочленов и формулы сокращенного умножения.
5. Закрепление изученного материала.
Для закрепления выполним задания №499, 500, 502 – где необходимо вынести множитель за знак корня; и вносить множитель под знак корня.
Релаксация.
Почти 90% всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Давайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
№504 упрощаем выражения путем приведения подобных слагаемых.
6. Итоги урока. Рефлексия
Закончите свои высказывания предложением:
Я сегодня на уроке узнал………
научился…….
могу…….
Подведение итогов урока и оценивание достигнутых результатов.
5.Домашнее задание § 2. П. 16, № 501, 503, 505.