Урок № 7 §2, п. 15
Тема: Свойства арифметического квадратного корня.
Цель урока:
Образовательная: изучить основные свойства квадратных корней, сформировать умение применять их для преобразования выражений, содержащих квадратные корни, научить вычислять значения квадратных корней.
Развивающая: развитие вычислительных умений и навыков.
Воспитательная: воспитание прилежности, аккуратности и творческого подхода к поставленной задаче.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений
Оборудование: мел, доска, плакаты, учебник, карточки красные, зеленые и синие для проведения рефлексии
Х о д у р о к а
- проверка готовности класса к уроку;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- приветствие
Эпиграф нашего урока “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. А были ли открытия в вашей жизни? Что значат слова “Я сделал открытие”? Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
На сегодняшнем уроке мы тоже попытаеся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивым и внимательным
3. Проверка Д.З.
Анализ работ №454 и №449
Учитель: «Прежде чем перейти к новой теме, давайте обобщим и систематизируем теоретически знания, которые мы с вами имеем на данный момент».
Закрепление теоретического материала § 2,п.14.
1. Какие числа называют действительными?
2. Какие числа называют рациональными, какие иррациональными?
3. Приведите примеры иррациональных чисел.
4. Бывают ли иррациональные числа отрицательными?
5. Является ли число 0 целым, рациональным, действительным?
6. Какие действия можно выполнять с иррациональными числами?
А с действительными числами?
7. Всегда ли сумма, разность, произведение или частное двух
иррациональных чисел — число иррациональное?
4.Объяснение нового материала
Задание классу (из предыдущего материала) – решите уравнение
х2 = 25,
корни уравнения х1 = 5 т.к. 52 = 25,
но и х2 = -5 т.к. (-5)2 = 25.
Если учесть, что 5 = , а - 5 = - , то получается, что
(5)2 = ()2 и (-5)2 = (- )2
т.е. 25 = ()2 и 25 = (- )2 следовательно
а = ()2
Примеры.
()2 = 6; ()2 = 18; ()2 = 3;
()2 = 3,2; = ; 2 = 0.
Верны также тождества:
плакат 1
Приведем доказательство первого равенства
()2 =
( ∙ )2 =()2 ∙ ()2 = ч.т.д.
Эти три теоремы кратко можно сформулировать так.
Плакат 2
1. Корень из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению корней из этих чисел (теорема о корне из произведения).
2. Корень из дроби, числитель которой неотрицательный, а знаменатель положительный, равен корню из числителя, делённому на корень из знаменателя (теорема о корне из дроби).
3. Корень из степени , в котором числа а — неотрицательное и k — натуральное, равен (теорема о корне из степени)
Приводим для каждого свойства примеры:
= ∙ = 2 ∙ 3 = 6.
= = .
= = = = 8
Если эти тождества записать наоборот, то получим правила умножения, деления и представления любого выражения в виде квадрата.
Плакат 3
1. ∙ = , если a ≥ 0 и b ≥ 0;
2. = , если a ≥ 0 и b > 0;
3. = = ()2, если a ≥ 0 и k N.
Приведем примеры:
∙ = = = 4;
= = = 5;
= или = ()2 ;
13 = ()2 – умение представлять любое выражение и число в виде квадрата.
Из теоремы о корне из степени следует, что = а, если а ≥ 0. Если же а < 0, то равенство = а неверное, поскольку число неотрицательное и не может быть равным отрицательному числу а. Это равенство запишем в таком виде
= |а|
верное при каждом значении а, поскольку число |а|— неотрицательное и его квадрат равен а .
Например:
= |8| = |-7| = 7 = 3.
Запомним следующее
= |а|
()2 = а
Проблемная ситуация: если вдруг окажутся следующие типы заданий: , , , то необходимо воспользоваться определением арифметического значения квадратного корня, т.е.
= = 6.
= = .
= = 5 или = = 5.
4. Закрепление изученного материала.
Для закрепления знаний свойств квадратных корней в классе решить задания:
№471(1,4,7) и №471(2,5,8), №471(3,6,9) – три ученика
Релаксация.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
№472 - следующий ученик.
№473 – весь класс
Учитель регулирует и направляет ход решения каждого задания, а класс активно участвует во время обсуждения решений этих заданий.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал сегодня?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал сегодня?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. А я принимал участие в строительстве храма.
- Ребята, кто работал так, как первый человек, поднимите синие карточки.
-Кто работал как второй человек, поднимите зелёные карточки.
- Кто принимал участие в строительстве храма, поднимите красные карточки.
Подведение итогов и оценивание знаний учащихся.
5. Домашнее задание § 2, п. 15 № 472(2), 474 (1-12) и № 495 – на повторение.