28 серпня о 18:00Вебінар: Методи і прийоми корекційної педагогіки, які можна використати на будь-якому уроці

Урок «Діаграма Венна. Знаки "належать", "не належать"». Закріплення знань

Про матеріал

1) Закріпити і систематизувати матеріал, вивчений на попередніх уроках за темами: "Множини, елементи множини, способи завдання, записи і читання множин, Діаграма Венна, рівні множини, знаки "належать", "не належать";

2) Тренувати здатність до виправлення допущених помилок на основі рефлексії власної діяльності;

3) Тренувати вміння вирішувати текстові складові завдання на знаходження частини і поділ на рівні частини.

Перегляд файлу

Урок 5

Тип урока: Р.

Тема: «Диаграмма Венна. Знаки , ».

 

Основные цели:

1) закрепить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках по темам: «Множество, элементы множества, способы задания, записи и чтения множеств, диаграмма Венна, равные множества, знаки , »;

2) тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;

3) тренировать умение решать текстовые составные задачи на нахождение части и деление на равные части.

 

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, классификация.

Демонстрационный материал:

1) опорные схемы по теме «Множество» (из урока 2, Д-6);

схема 1- Э-1 .

 

 

схема 2- Э-2.  (из урока 4, Д-8)

 

схема 3-Э-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал:

1) самостоятельная работа 1 (на этапе актуализации) Р-1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) образец выполнения самостоятельной работы 1 Р-2:

 

 

 

 

 

3) эталон для самопроверки самостоятельной работы 1 Р-3:

 

1. Запиши множество букв в слове «бабушка».

В слове «бабушка» пять различных букв:

{б; а; у; ш; к}

Способы задания множеств

 

 

 

 

 

Помни: Элементы множества не могут повторяться!

2. А — множество натуральных однозначных четных чисел. Поставь знаки или :

4 А       5 А       8 А       36 А

А = {2; 4; 6; 8;}

5 — нечетное число;

36 — двузначное число.

A = {a; b; с}

a A

m A

3. На диаграмме множеств В отметь элементы 7, а, m, 12, ○, , если известно, что

7 В m В  В                                                         

а В 12 В        В

                  

                                                              

 

 

 

 

ДИАГРАММА ВЕННА

 

 

 

 

 

 

4) самостоятельная работа 2 Р-4 (на этапе самостоятельной работы с самопроверкой):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) эталон для самопроверки самостоятельной работы 2 Р-5:

 

1. Запиши множество букв в слове «дедушка».

В слове «дедушка» пять различных букв: {д; е; у; ш; к; а}

Способы задания множеств

 

 

 

 

 

Помни: Элементы множества не могут повторяться

2. А — множество натуральных однозначных нечетных чисел.

Поставь знаки или :

8 А     3 А     21 А     5 А

А = {1; 3; 5; 7; 5}

8 — четное число;

21 — двузначное число.

 

A = {a; b; с}

a A

m A

3. На диаграмме множеств В отметь элементы 4, b, n, 15, , , если известно, что

b В     В         В

n В      4 В         15 В

    

 

 

 

 

 

ДИАГРАММА ВЕННА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) дополнительное задание Р-6 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) 3, стр . 13

 

7) эталон для проверки дополнительного задания Р-7 :

1)    

 

Пользуясь диаграммой множеств C и D, поставь знаки или :

 

 

 

 

 

C = {2; b }       D = {b; }

2 C      b C      C      C

2 D      b D      D      D

 

 

ДИАГРАММА ВЕННА

 

 

 

2) 3, стр. 13 (образец)

 

А

 

 

 

 В

 

a A c A k A x A

a B c B k B x B

Квадраты f, c принадлежат одновременно двум множествам: А и В, то есть элементы f и c множества А являются и элементами множества В; множества А и B  содержат одинаковые или общие элементы f и c.

 

 

 

8)Карточка с заданием для выбора Р-8 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9) эталон для самопроверки заданий по выбору Р -9:

 

1. Запиши множество букв в слове «шоколадка»:

В слове «шоколадка» шесть различных букв: {ш; о; к; л ; а ; д}

Способы задания множеств

 

 

 

 

 

Помни: Элементы множества не могут повторяться

2. А — множество двузначных круглых чисел.

Поставь знаки  или :

         :

20 А     90 А        

81 А         100 А   

А = {10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90}

81 — не круглое двузначное число;

100—круглое трёхзначное число.

 

A = {a; b; с}

a A

m A

3. На диаграмме множества В отметь элементы W, D, L, Q, $, *. если известно, что

W В; Q В; * В $ В; L В;

D В

    

 

 

 

 

 

ДИАГРАММА ВЕННА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10) таблица фиксации результатов выполнения самостоятельной работы, проверки и

исправления ошибок  Р-10 .

 

 

задания

Выполнено

«+» или «?»

опорной схемы

Исправлено

В процессе работы

В самостоятельной
работе 2

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

11) карточки для рефлексии (из урока 1).

 

 

 

Ход урока:

 

1. Мотивация к коррекционной деятельности

 

Цель:

1) создать у детей мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок;

2) определить тематические рамки урока: множества и его элементы, равные множества, диаграмма Венна, знаки , »;

3) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Какую тему изучаете на уроках математики? (Изучаем тему «Множество».)

- На доске записан девиз урока. Прочитайте его.

В ТЕМУ «МНОЖЕСТВО» ТРОПИНКИ ОДОЛЕЕМ БЕЗ ЗАПИНКИ.

- Что значит слово «запинки»? Какие запинки могут быть на уроках математики? (Запи-
нки — это препятствия. Когда делаем ошибки при вычислениях, при выполнении заданий.)

- Как узнать, есть у нас ошибки при изучении данной темы? (Выполнить работу, проверить её.)

- Если в работе будет допущена ошибка, как быть, что делать? (Нужно определить, где возникло затруднение, понять причину и исправить ошибку.)

- Хотите проверить себя? Тогда какова цель вашей деятельности сегодня? (Проверить свои знания по теме множества, если будут ошибки – проработать их и понять можем ли мы двигаться дальше.)

- Готовы ? Пожелайте успеха друг другу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

Цель:

1) организовать повторение учебного содержания, запланированного для рефлексивного анализа: понятие множества и его элементов, различные способы задания множеств, понятие равных множеств, диаграмму Венна, знаки , »;

2) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация;

3) зафиксировать повторяемые понятия и правила:

а) в виде эталонов;

б) вербально;

4) обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (Э-1, Э-2, Э-3);

5) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий;

6) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

7) мотивировать учащихся к написанию с.р. 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

8) организовать выполнение учащимися с.р 1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона (Э-1, Э-2, Э-3);

9) организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок);

10) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:

а) выявления места и причины затруднения;

б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

 

Организация учебного процесса на этапе 2:

Работа ведется фронтально. По ходу ответов детей на доску учитель вывешивает опорные схемы.

1. Основные свойства множеств и способов их задания.

- Что в математике называют множеством? (В математике, когда какие-нибудь объекты собираются вместе, говорят множество.)

- Приведите примеры множеств. (Множество цветов в вазе, множество детей в классе…)

- Назовите основные свойства множеств. (Объекты собраны вместе, элементы не повторяются, порядок записи элементов не имеет значения.)

На доске записан ряд чисел: 11; 22; 33; 44.

- Задайте данное множество. Как это можно сделать? (Перечислением: 11, 22, 33, 44; общим свойством его элементов: двузначные, кратные 11, меньшие 50.)

Учитель вывешивает на доску опорную схему 1 и обозначает эталон – Э-1.

1) Запись элементов множества. Равные множества.

- Как записать это множество? (Используем при перечислении элементов множеств фигурную скобку или изображаем с помощью диаграммы Венна.)

Один ученик дополняет запись на доске: А = {11; 22; 33; 44}, а другой рисует диаграмму Венна.

 

 

 

Учитель вывешивает на доску опорную схему 2 и обозначает эталон – Э-2.

- Отметьте на диаграмме числа 77 и 444.

Дети дополняют диаграмму двумя числами 77 и 444.

 

 

- Сделайте запись, используя знаки и .

Ученики делают запись на доске. Например: 444 А; 22 А.

- Что нужно помнить при записи элементов множеств? (Элементы не должны повторяться, нельзя пропускать элементы, порядок записи не имеет значения.)

- Как называются множества, состоящие из одних и тех же элементов? (Такие множества называют равными.)

Учитель вывешивает на доску опорную схему 3, рядом обозначение – Э-3.

- Перечислите что вы. (Понятие множества, свойства множества и способы задания множеств, равные множества, диаграмму Венна, знаки «», «».)

- Что будем делать теперь? (Самостоятельную работу.)

- Вероятно, кто – то из вас допустит ошибки, что поможет с ними справиться? (Алгоритм исправления ошибок.)

- Хорошо. Готовы проверить себя? (Готовы.)

3) Самостоятельная работа 1.

Учитель выдаёт листы с самостоятельной работой Р -1 каждому ученику.

- Посмотрите на задания. Если у вас есть вопросы, вы можете задать их.

- Итак, на выполнение работы 5 минут.

 

4) Самопроверка по образцу. (2 минуты)

По окончании самостоятельной работы образец Р-2 демонстрируется на доске. Учитель предлагает детям проверить работу и результаты проверки зафиксировать во второй графе таблиц Р-10. Дети ставят знаки «+», если выполнено правильно; или «?», если задание выполнено с ошибкой. Таблица фиксации результатов выполнения самостоятельной работы, проверки и исправления ошибок есть у каждого ученика.

- Что делать теперь? (Проверить работу по эталону для самопроверки.)

-А зачем, ведь у многих ответы совпали? (Совпадение ответа может быть случайным, нужно проверить ход решения, а если есть несовпадения найти место и причину ошибки.)

- Замечательно, меня очень радует, что вы относитесь к заданию ответственно.

- Возьмите эталоны для самопроверки Р-3.

 

3. Локализация индивидуальных затруднений.

 

Цель:

1)организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи);

2) организовать выявление учащимися места затруднения;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения;

4) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

 

Организация учебного процесса на этапе 3:

Работа организуется фронтально.

1) Определение места ошибки.

Учитель на доске пишет номера заданий.

- Сколько человек допустили ошибки в первом задании? Во втором? и т.д. — поднимите руки.

Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки в каждом задании.

1 — ….чел. – В каком месте допустил ошибку? (опрашивается каждый ребёнок).

2 — ….чел. – В каком месте допустил ошибку? (опрашивается каждый ребёнок).

3 — ….чел. – В каком месте допустил ошибку? (опрашивается каждый ребёнок).

2) Определение причины ошибки.

- Вы определили место затруднения, что дальше? (Понять, почему возникло затруднение.)

- Почему возникло затруднение в первом задании? Какой опорной схемой нужно было воспользоваться? (Написали повторяющиеся элементы дважды, пропустили один элемент, неправильно оформили запись множества. Нужно воспользоваться опорной схемой 1.)

Дети записывают номер опорной схемы в таблице в третьей графе.

Проводится аналогичная работа над теми заданиями, в которых были допущены ошибки.

- У кого ход решения совпадает, что вы можете сказать? (Мы проверили себя – затруднений нет, поэтому можем идти дальше.)

 

4. Коррекция  выявленных затруднений.

 

Цель:

1) организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий:

Для учащихся, допустивших ошибки:

а) организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;

б) организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);

в) организовать самопроверку заданий.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

а) организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

 

Организация учебного процесса на этапе 4:

- У кого нет ошибок, ваши дальнейшие действия? (Будем выполнять дополнительные задания.)

- Да, вы берёте карточки с дополнительным заданием Р-6 и работаете.

Дальше учитель работает с группой детей, допустивших ошибки в работе.

- Что теперь вам нужно сделать? (Поставить цель дальнейшей работы.)

- Кто, проверяя себя по эталону, всё-таки нашёл ошибку? Уточните цель вашей дальнейшей работы. (Выяснить место, причину ошибки и исправить её.)

- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм работы над ошибками, эталоны.)

– Как будете исправлять свои ошибки? (Мы должны найти место ошибки, подчеркнуть её, определить, какой шаг алгоритма нарушен, исправить ошибку, решить аналогичные задания.)

У каждого ребёнка на парте эталон для самопроверки Р-3 . Дети исправляют ошибки. Учитель, при необходимости, оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должны быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.

Для работы над ошибками учащимся предлагаются карточки с заданием для выбора Р-8, а по завершении работы эталоны для самопроверки задания по выбору – карточки Р-9.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

 

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких заданиях было допущено большее количество ошибок?

Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске.

- Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, пользуясь опорными схемами. Кому было трудно, работали по эталону.)

Дети проговаривают правила, на которые были допущены типичные ошибки и заполняют четвертую графу таблицы (исправил самостоятельно или с помощью эталона).

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Цель:

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки);

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов;

3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

 

Организация учебного процесса на этапе 6:

На данном этапе учащиеся выполняют с.р. 2, выбирают только те задания, которые в самостоятельной работе 1 вызывали у них затруднение, и сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

1) Самостоятельная работа.

Учитель раздает самостоятельную работу 2 (Р-4).

- Выберете аналогичные задания, в которых были допущены ошибки в самостоятельной работе 1. Выполните их самостоятельно.

2) Проверка самостоятельной работы по эталону.

Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р-5. Дети заполняют пятую графу таблицы.

- Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки и подобных ошибок не допустил в самостоятельной работе 2.)

Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-7.

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить используемые способы действий в систему знаний, направленных на подготовку изучения темы «подмножество» и «пересечение множеств»;

2) тренировать способность в решении текстовых задач.

Организация учебного процесса на этапе 7:

1) 4, стр. 14.

- Назовите фигуры, которые относятся к множеству В. (а;  b.)

- Задайте это множество общим свойством его элементов. (Это множество треугольников.)

- Назовем элементы множества С. (а, b, с, d, е,  f.)

- Запишем множество С (С — множество многоугольников на рисунке). (С = {а, b, с, d, е, f}.)

- Какое из этих множеств является частью другого? (Множество В является частью множества С.)

- Являются ли элементы множества В одновременно и элементами множества С? (Да.)

- А наоборот? (Нет, не все элементы множества С являются одновременно элементами множества В.)

2) 9, стр. 15.

Учитель предлагает выполнить ученикам задание по рядам самостоятельно.

По одному ученику от ряда на доске делают запись решения задачи:

(а – b) : 2 (30 – 24) : 2 = 3 (кг)

(а – b) : 2 (42 – 36) : 2 = 3 (кг)

(а – b) : 2 (28 – 4) : 2 = 12 (чел.)

- Что интересного заметили? (Все три задачи записаны одинаковым выражением.)

- Почему? Что общего в решении задач? (Тексты задач разные, а решения одинаковые. Каждая задача состоит из двух простых задач, где первая простая задача на нахождение части, а вторая — на деление на равные части.)

- Как можно изобразить на диаграмме Венна множество всех текстовых задач, составных задач и задач, имеющих данную структуру? (C — множество всех задач, А — множество составных задач; В — множество задач, имеющих решение  (а – b): 2.)

Дети пробуют начертить диаграмму Венна на отдельных листочках.

 

 

 

 

 

 

 

- Что можно сказать об этих множествах относительно друг друга? (Множество С — множество всех задач, множества  А  и В являются частями множества С,  множество В является частью множеств А и С.)

 

8. Рефлексия деятельности на уроке.

 

Цель:

1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;

3) организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок);

4) организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности;

5) организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;

6) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

Организация учебного процесса на этапе 8:

Учитель вновь обращает внимание учеников на девиз урока:

В ТЕМУ «МНОЖЕСТВО» ТРОПИНКИ ОДОЛЕЕМ БЕЗ ЗАПИНКИ.

- Какой теме был посвящён урок? (Мы повторяли и обобщали всё, что знаем по теме «Множество».)

- Какие цели вы ставили в начале урока? (Проверить свои знания по теме «Множество», найти ошибки, разобраться в причинах их появления и исправить.)

- Какое задание, связанное с множествами, вызвало у вас больше затруднений?(…)

- Почему? (…)

- Что нам помогло исправить ошибки? (Алгоритм исправления ошибок и эталоны.)

- Ребята, кто и во второй самостоятельной работе допустил ошибку, что вам нужно делать? (Выполнять аналогичные задания ещё, походить по алгоритму исправления ошибок.)

- Обратим внимание на таблицу на доске: что показал урок?

- Можете вы двигаться дальше, перейти к изучению новой темы? (Да, мы можем приступить.)

- Вы молодцы!

- А теперь оцените свою работу, пользуясь индивидуальной таблицей фиксации результатов. Возьмите свои треугольники.

- Если у вас остались затруднения в теме – выберите красный треугольник.

- Если были ошибки в 1 с.р., но вы их исправили в процессе работы и не допустили ошибок в с.р. 2 - жёлтый треугольник.

- Если вы справились с с.р. 1 и выполняли во время урока дополнительное задание –то зелёный треугольник.

- Замечательно, я вижу ваши успехи!

- А теперь домашнее задание:

 

Домашнее задание:

   10, 13, стр.15;

  1, стр.13 (по теме «Множество»);

  11, 12, стр.15 — по желанию.

 

 

 

1

 

doc
Додано
25 жовтня 2018
Переглядів
191
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку