1) Сформувати вміння вирішувати задачі на приведення до одиниці, записувати їх умови у вигляді схеми, таблиці;
2) Актуалізувати знання змісту дій множення і ділення на рівні частини; тренувати усні обчислювальні навички позатабличного множення і ділення
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Решение задач способом приведения к единице».
1) сформировать умение решать задачи на приведение к единице, записывать их условия в виде схемы, таблицы;
2) актуализировать знания смысла действий умножения и деления на равные части;
тренировать устные вычислительные навыки внетабличного умножения и деления.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
1) алгоритм для решения задач на приведение к единице:
2) алгоритм для решения всех типов задач:
3) информация о животном:
Гепард — млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 150 см, хвоста до 75 см. Дневной рацион – 35-40 кг мяса. Обитает в пустынях Азии (сохранился, вероятно, только в Иране) и Африки; до 1960-х гг. – на юге Туркмении (вероятно, вымер). В Индии и Передней Азии ранее использовался для охоты на антилоп. Догоняя добычу, может развивать на коротких расстояниях скорость до 120 км/ч. Малочислен. Легко приручается, в неволе размножается. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Раздаточный материал:
3) листочки с заданием на этапе актуализации:
4) Образец решения № 7, стр. 20 для этапа повторения:
40 |
|
18 |
|
500 |
|
5 |
|
140 |
|
68 |
|
: 4 –7 · 9 |
10 3 27 |
: 3 +9 · 5 |
6 15 75 |
: 5 –64 · 2 |
100 36 72 |
· 80 –120 : 40 |
400 280 7 |
– 60 : 40 +68 |
80 2 70 |
: 17 · 8 –32 |
4 32 0 |
27 |
|
75 |
|
72 |
|
7 |
|
70 |
|
0 |
|
0 |
7 |
27 |
70 |
72 |
75 |
Г |
Е |
П |
А |
Р |
Д |
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): решение задач на умножение и деление;
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») посредством анализа задачных ситуаций, близких жизненному опыту детей, и обоснования значимости математических знаний.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске алгоритм решения задачи.
На доске и у каждого ребенка на листочке запись:
Учитель открывает часть темы на доске: Задачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: актуализировать способы решения простых задач на смысл действия умножения и деления; тренировать навык внетабличного умножения и деления;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, синтез, обобщение, классификацию;
6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия: решение задачи нового вида;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация способов решения простых задач на умножение и деление.
а) Решите задачи устно. (Мы не можем решить задачи, так как не хватает данных.)
Учитель записывает варианты именованных чисел, предложенные детьми: 5 рублей, 10 рублей, 8 рублей; 12 рублей.
б) Учитель дополняет записи на доске, а дети на листочках.
1 кг – 8 рублей.
в) – Запишите решение задач на карточке.
Дети выполняют работу. По ее окончании двое учащихся записывают решение на доске:
8 · 7 = 56 (руб.) 48 : 8 = 6 (кг)
2) Пробное задание.
Учащиеся работают с раздаточным материалом Р–1.
Учитель на доске со слов детей заполняет схему, дети — на листочках.
На выполнение задания отводится 2 минуты.
Учащиеся называют разные варианты ответов.
Учитель предлагает учащимся с разными вариантами ответов записать свое решение задачи на доске. Остальные учащиеся определяют свою позицию в записи решений, например, поднятием руки.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Организация учебного процесса на этапе 4:
Учитель записывает на доске: приведение к единице.
Учитель окончательно оформляет тему урока: «Задачи на приведение к единице».
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
Учитель восстанавливает сюжет задачи по схеме:
Учитель дописывает вопрос в схему на доске, выделяет красным цветом единичные отрезки и проводит пунктирные линии.
Один ученик записывает первое действие в решении задачи на доске, остальные — на
листочках:
8 : 4 = 2 (м.) – пошло на 1 шапку.
Другой ученик записывает второе действие в решении задачи на доске, остальные — на
листочках:
2 · 6 = 12 (м.) – пошло на 6 шапок.
Один ученик работает у доски с объяснением, остальные — на листочках:
(8 : 4) · 6 = 12 (м.)
Учитель обращает внимание детей на записи разных решений этой задачи на доске.
Учитель выставляет на доске карточки с шагами алгоритма, которые дети проговаривают хором.
Учитель стирает схему задачи на доске, оставляя следующую запись:
4 ш. – 8 м.
6 ш. – ? м.
Учитель знакомит детей с краткой записью задачи:
4 ш. – 8 м.
6 ш. – ? м.
1 ш. – ? м.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Один ребенок читает вслух: «Три книги стоят 42 рубля. Сколько рублей стоит 5 таких книг?»
Ученики комментируют ход решения задачи, пользуясь выведенным алгоритмом. И общим алгоритмом решения всех задач, который учитель помещает на доску.
Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, комментируя шаги алгоритма.
3 кн. – 42 руб.
5 кн. – ? руб.
1 кн. – ? руб.
14 ∙ 5 = 70 (руб.).
На доске и в тетрадях у учеников появляются записи:
3 кн. – 42 руб. 1) 42 : 3 = 12 (руб.) – стоит одна книга.
5 кн. – ? руб. 2) 12 · 5 = 60 (кг)
1 кн. – ? руб. (42 : 3) · 5 = 60 (кг)
Ответ: 60 рублей стоят 5 книг.
Дети работают самостоятельно, комментируя выполнение задания друг другу, пользуясь алгоритмом. Одна пара работает у доски, и по её решению проводится проверка. Учитель при необходимости консультирует.
Оформление задач аналогично:
7 ящ. – 56 кг 1) 56 : 7 = 8 (кг) – в одном ящике.
10 ящ. – ? кг 2) 8 · 10 = 80 (кг)
1 ящ. – ? кг (56 : 7) · 10 = 80 (кг)
Ответ: 80 кг в 10 ящиках.
- Что теперь необходимо сделать? (Проверить, сможем ли самостоятельно справиться с такой задачей.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Организация учебного процесса на этапе 7:
I вариант – № 3 (а), стр. 19
II вариант – № 3 (б), стр. 19
На выполнение задания отводится 3 минуты. Учитель сначала может дать детям время для записи краткого условия задачи в виде таблицы и сразу проверить ее, затем дать время для записи решения задачи по действиям и выражением.
Самопроверка проводится по эталону для самопроверки.
Дети проверяют свою работу по эталону.
Дети оценивают себя, выставляя на полях «+»; «?».
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать вычислительные навыки;
2) повторить темы: «Множество и его элементы», «Подмножество», «Знаки и ».
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Множество и его элементы. Подмножество.
Если дети затрудняются с ответом, учитель указывает на записи задач на доске.
Дети рисуют в тетради, учитель на доске.
Дети рисуют в тетради, учитель на доске.
Дети обводят замкнутой линией точки, обозначающие задачи
Один ребенок работает у доски, остальные — в тетрадях.
2) Тренинг устных вычислительных навыков.
№ 7, стр. 20.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в учебниках. На выполнение задания дается 4 минуты. Проверяют работу по образцу. После проверки исправляют ошибки.
Учитель вывешивает на стенде и читает энциклопедическую справку об этом животном.
Если есть время, можно предложить детям придумать задачи про гепарда. Дети могут предложить такие задачи:
«Двум гепардам на день понадобится 80 кг мяса. Сколько килограммов мяса понадобится пяти таким гепардам?»
Можно решить эту задачу в рабочих тетрадях. Ребенок, придумавший задачу, решает её на доске.
2 г. – 80 кг 1) 80 : 2 = 40 (кг) – одному гепарду;
5 г. – ? кг 2) 40 · 5 = 200 (кг).
1 г. – ? кг 80 : 2 · 5 = 200 (кг).
Ответ: 200 кг мяса понадобится пяти гепардам.
Учитель предлагает дома еще поразмышлять, написать задачи на отдельных листочках, а завтра предложить одноклассникам решить их.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Дети поднимают руку.
Дать некоторым учащимся высказаться.
Домашнее задание:
записать новый алгоритм в тетрадь для теории;
№ 10, 11, стр. 21;
☺ № 5, 6, стр. 20 (придумать задачу на приведение к единице про гепарда).
1