6 травня о 15:00Вебінар: Продуктивна робота наприкінці семестру: онлайн-тести, проєкти та творча діяльність

Урок для 6 класу на тему:"Имя числительное как часть речи"

Про матеріал
Урок для 6 класу на тему:"Имя числительное как часть речи" дає поняття про числівник.
Перегляд файлу

Открытый урок по русскому языку

6 класс

Тема:            Имя числительное как часть речи.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цель:           дать учащимся представление об имени числительном как части речи,  

                      входящей в группу именных частей речи; о количественных и порядковых 

                      числительных, простых и составных числительных;                                                                              

                      развивать навыки, связанные с правильным   употреблением числительных в  

                      устной речи, внимание, логическое мышление, память, умение анализировать   

                      и делать выводы;                                                                                                             

                      воспитывать культуру речи, прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Учебник, сигнальные карточки, ребусы, предметные рисунки, 

                      аудиозаписи мелодий, корзинка с овощами.

 

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель приносит корзину с овощами и раскладывает их на столе, говоря скороговорку.

- Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Капусту,

 Морковку,

 Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!!!

 

-Ребята, к какой части речи относятся названия овощей, которые я достала из корзинки? (имена существительные).

 

-Какими признаками обладает каждый овощ? (капуста круглая, морковь сладкая, горох зелёный, петрушка свежая, свёкла витаминная)

 

-К какой части речи относятся данные слова-признаки? (имена прилагательные).

 

-Сколько овощей   я достала из корзинки? (пять).

- Какой вопрос я задала? (сколько?)

- Которой по счету я достала капусту? (первой)

-Петрушку? (четвертой)

- Какой вопрос я задала?  (которой по счету?)

-Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем знакомиться? (в українській мові це числівник).

3.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи». Обратите внимание: это третья часть речи, в названии которой есть слово имя. Такие части речи называются именными.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

         1. Объяснение учителя.

 - В русском языке   есть немало  слов, значение которых связано с пониманием числа, счета. Это такие слова, как пять, десяток,  большинство. Однако среди этих слов именем числительным является только слово пять. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи.

      Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?  Сравним два числа пять и пятак.( предметные рисунки). Слово пятак обозначает конкретный предмет, т. е монета, на которой изображена цифра пять,  а слово пять используется при счете и обозначает число, которое используется при счете самых различных предметов, указывая на их количество.

     Кроме того слово пятак и пять отвечают на разные  вопросы (что? – пятак; сколько? – пять).

     Имеются среди числительных и такие слова, которые отвечают на  вопрос  который?, которая?, которые?).  Они обозначают порядок предметов при счете.  Второй ученик, пятый день.

2. Выведение определения.

Из всего этого вытекает следующее : (предлагаю самостоятельно дать определение имени числительному)

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько?                                                                              который?: пять, пятый.

Имена числительные делятся на количественные (кількісні українською мовою) и порядковые (українською мовою – порядкові числівники).

Предлагаю прочесть в учебнике определение количественных и порядковых числительных (Занятие 49, 50; с.261).

3. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

1) (с. 261, упр. 573(чтение вслух, запись числительных в тетрадь)).

2) (работа с сигнальными карточками. Если звучит количественное числительное, то дети подымают красную карточку; если порядковое – зеленую).

Первый раз в первый класс.

Седьмая вода на киселе.

Семьдесят одежек, все без застежек.

Пять мальчиков – пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

Сейчас у нас 2019-й год.

Два сапога – пара.

Восьмое чудо света.

 

4. Работа у доски.

 (Два ученика записывают на доске предложения из кароточек. Учитель предлагает коллективно сделать синтаксический разбор).

Пятью восемь - сорок.

 Разделите шесть на три.

Мы живём на втором этаже.

Занятия начинаются в восемь часов.

-Делаем вывод, что имена числительные могут быть разными членами предложения.

 

5. Объяснение учителя.

Некоторые числительные обозначаются одним словом, например: пять, семь; другие – двумя или более словами, например: двадцать пять, сто тридцать два. А есть слова, которые пишутся одним словом, но имеют в своём составе два корня. Например двенадцать, пятьдесят.

Числительные, состоящие из одного слова и имеющие один корень, - простые числительные (по-укр.: прості); состоящие из одного слова, но имеющие два корня – сложные (по-укр. складні). А числительные, состоящие из двух или более слов – это составные числительные (по-укр.: складені).

6. Выявление восприятия.

-Распределите по строению числительные, находящиеся у вас на партах.  (в три столбика: простые – сложные - составные).

Сто,  одиннадцать, семидесятый, один, триста пятый, тридцать,  две тысячи шестой, пятнадцатый, триста, сто один, сорок семь, два, девять.

 

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Разгадывание ребусов.

С жжж         100ЛБ           40а                    Госп1         5'ка          На 6’ вие            Ви 3 на          

2.  Отыщи число.

Чтобы  семья опять дружно собралась  за столом,  предварительно вытри со всех сторон  клеенку.

3. Игра «Числа в сказках»

(12 месяцев, 3 поросенка, волк и 7 козлят, 3 орешка для Золушки, 3 толстяка, Белоснежка и 7 гномов,  33 богатыря, …)

4. Игра «Угадай мелодию»

5. «Шустрые золушки»  (распределить по разным ёмкостям числительные и слова из других частей речи).

Утроить,   пятерка,   двойня,   семидневный,   семидесятый,   пятикратный,   трехместный, пятьсот,   раздваиваться,   столетний,   тысяча,   дважды,   двузначный,   сотый,   тройка, десятилетний,   втроем,   шестьдесят,   шестилетний,   десяток,   единица,  соединить, один,  десять,  три,  восемнадцатилетний,  третий,  шестой,  шестидневка,  семь, четверть,  пятак,  второй,  семеро,  триста,  миллион,  одиночество,  пять,  пятеро,  единственный,  во-первых,  двухэтажный,  семицветный,  триста сорок пять,  пятисотый,  двухъярусный,  девяностолетний,  трехмиллионный,  двадцать первый,  восемьдесят один,  пятидесятый,  трехведерный.

 

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. «Ассоциативная свёкла»

3. Оценивание.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 49-50.

Упр. 574.

*Упр. 575 (дополнительно).

docx
Додано
7 лютого 2020
Переглядів
439
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку