Конспект урока по трудовому обучению
Тип: интегрированный (трудовое обучение, окружающий мир).
Цель: формировать умение выполнять аппликационные работы из бумаги, закреплять навыки работы с бумагой. Задачи:
1. Обучающая: сформировать навыки планирования выполнения работы: установление логической последовательности изготовления поделки; определение приёмов работы с инструментами, нужных для её выполнения, систематизировать знания учащихся про сезонные изменения в жизни диких животных;
2. Коррекционно-развивающая: развитие мелкой моторики рук, развитие творческого мышления, воображения, пространственного представления, объёмного видения, наблюдательности, внимательности, усидчивости, аккуратности.
3. Воспитывающая: воспитание трудовой дисциплины, доброжелательности, аккуратности, воспитывать уважительное отношение к миру животных и любовь к природе.
Оборудование: цветная бумага, клей, клеёнка, тряпочки, салфетки, картон, ножницы, карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Солнышко проснулось
Нам ребятки улыбнулось
Глазки тихо закрываем
Руки к небу поднимаем
Тепло и улыбку у солнца возьмём И к сердечку поднесём.
Подарите тепло улыбку друг другу и нашим гостям.
- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.
(Шаблоны, цветная бумага. карандаш или фломастер, ножницы, клей.)
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи. Все готовы? Молодцы!
II. Подготовка рабочего места
- Давайте вспомним правила работы на уроке.
1. Каждый находится на своем рабочем месте.
2. Во время работы держи рабочее место в порядке.
3. Работать нужно в тишине.
4. Все действия выполнять на столе.
5. Кончил работу – быстро и аккуратно убери рабочее место.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
-Какое сейчас время года?
-Какие изменения происходят осенью в природе?
-Какие животные готовятся к зиме?
-Давайте узнаем, как животные подготовились к зиме.
1. Медведи впали в спячку. Всю зиму будут спать в лесу у себя в берлоге.
Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мха. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.
-Как готовятся к зиме лисы, зайцы, белки?
2. Зайцы, лисы и белки к зиме, как и люди, начинают «утепляться» – их шерсть становится гуще и пушистее. С такой густой и пушистой шерстью они точно не замерзнут зимой.
IV. Сообщение темы урока
1.Загадка.
- А сейчас отгадав загадку, мы узнаем ещё одного зверька, который тоже готовится к зиме, он будет гостем на нашем уроке. Для этого закройте глазки, представьте, что вы в лесу и послушайте кто к нам, пришёл.
2.Встреча гостей.
Появление в классе учеников в костюмах ежей (семья ежей)
3.Персонификация.
Папа Ёж.
- Ёжики тоже готовятся к зиме. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Они живут на лугах, в степях, в лиственных лесах, любят кучи хвороста. Питаются лягушками, мышами, улитками, ящерицами, насекомыми. Они даже нападают на змей и пчел, так как не боятся их укусов. Чтобы достать мышей из-под земли, разрывают их ходы.
Мама Ежиха.
- Ежиха устраивается в чужую нору в незаметном месте, устилает её листьями, травой. У нее весной рождается 5-7 детенышей. Ежики рождаются голые и слепые. Только потом они покрываются иголками. Самка кормит их молоком.
4.Физкультминутка.
- Давайте вместе ёжиками отдохнём. Они устали пока шли к нам в гости.
Ежик выбился из сил - Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока - Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал,
Нам "спасибо" всем сказал.
V. Рассмотрение образца изделия
-Теперь скажите, что вы видите на экране и как называются такие работы?
-Все умеют делать аппликации? -Сегодня мы изготовим вот такого ежа.
VI. Технология изготовления изделия
- Посмотрите внимательно на изделие и скажите, простое оно или сложное?
- Плоское или объёмное?
- Из каких деталей состоит изделие? (из двух – основы и аппликации)
- Из каких деталей состоит аппликация?
VII. Планирование следующих трудовых действий. Отбор материалов и инструментов
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (картон, цветная бумага, ножницы, клей, тряпочка) Инструкция выполнения.
- Давайте познакомимся с последовательностью работы:
• Обвести шаблон туловища и мордочки на бумагу.
• Вырезать силуэт животного и приклеить.
• Вырезать носик из коричневой бумаги и приклеить.
• Приклеить глазик и нарисовать ротик.
• Зверушка готова.
• Нарезаем зелёную полоску бумаги лапшой и отгибаем ножницами.
• Травка готова.
• Приклеиваем травку под ёжиком.
• Работа готова.
VIII. Правила техники безопасности и гигиены труда
- Какие инструменты нам понадобятся для работы?
-Давайте повторим правила ТБ при работе с ножницами:
• ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться, лезвия сомкнуты;
• при работе с ножницами не размахивать руками, не подносить к лицу, не ронять на пол;
• при работе с ножницами беречь пальцы рук.
- А теперь расскажите, как пользоваться клеем:
• стараться, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно глаза, при попадании в глаза – быстро промыть водой;
• после работы вымыть руки.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем начать работу разомнём наши пальчики: - Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать.
1,2,3,4,5
IX. Самостоятельная работа учеников
X. Мастер-класс для учителей
- Дорогие коллеги, мне нужна будет ваша помощь. Я нашла вот такое маленькое новорождённое чудо без иголок. Без иголок он пропадёт, очень прошу вас обвести свои ладошки- это будут колючки ёжика. Наклеить нашему герою их по кругу.
XI. Коллективная работа
- Посмотрите на аппликацию с ёжиком и на ваши парты. Почему вы видите яблоки, грибочки и груши?
- В мультфильмах и сказках ёжики часто таскают на спинке яблоки и грибы. Если задуматься – это странно, ведь мы же, знаем, чем они питаются. -Чем питаются ежи? (насекомыми, ящерицами, лягушками, мышами и улитками)
- А яблоки и грибы не едят. Но ёжика иногда можно увидеть с такой ношей на спине. Оказывается, ёжикам очень надоедают обычные паразиты – блохи. Через колючую одёжку спинку ведь не почесать. Вот и приходится поливать паразитов кислым соком яблок и ядовитым соком поганок.
Сегодня гость нашего урока, нуждается в вашей помощи, у него завелись паразиты он просит вас помочь ему.
Но я попрошу вас вместе с гостями выбрать только один из предложенных предметов для помощи:
- Если вам на уроке было интересно и всё понятно, то приклейте яблочко.
- Если вам было что-то непонятно или трудно, то приклейте грибок. - Если вам было очень скучно на уроке и работа не вызвала интереса, а показалась очень тяжелой, выберите и наклейте грушу.
XII. Итог урока
- Я рада что всем вам и нашим гостям было очень интересно на уроке.
- А что нового вы для себя узнали на уроке?
- Ёжики не с пустыми руками пришли из леса, они принесли вам всем гостинцы и сейчас угостят вас грибами.
XIII. Уборка рабочего места