УРОК
ТЕМА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ЦЕЛИ: углубить знания учащихся по проблеме промышленного загрязнения; разъяснять сложность глобальных экологических проблем; помогать осознавать необходимость ведения здорового образа жизни; приводить примеры сбалансированности из практики хозяйствования; доказывать важную роль каждой личности.
Развивать чувство личной ответственности, творческие способности учащихся. Повышать сознание учащихся, понимание ими ценности окружающей среды, формировать активную жизненную позицию.
УРОК
ТЕМА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ЦЕЛИ: углубить знания учащихся по проблеме промышленного загрязнения; разъяснять сложность глобальных экологических проблем; помогать осознавать необходимость ведения здорового образа жизни; приводить примеры сбалансированности из практики хозяйствования; доказывать важную роль каждой личности.
Развивать чувство личной ответственности, творческие способности учащихся. Повышать сознание учащихся, понимание ими ценности окружающей среды, формировать активную жизненную позицию.
ТИП УРОКА: формирование новых знаний.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1) политическая карта мира с красными кружками( районы загрязнения).
2) Антивыставка
3) рисунки по экологии
4) презентация к уроку.
ХОД УРОКА.
Создание рабочего настроения у учащихся. Учащиеся сидят по группам соответственно карточек и заданий, которые они выполняли, готовясь к уроку.
2)МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тихо звучит аудиозапись набата- тревожного звона. Ученик вполголоса( держа в руках свечу):
---- Слушайте все! Человечество на грани исчезновения. Как сгорает вот эта свеча, так и время нашего пребывания на планете угаснет, если мы не будем решать назревших проблем.
Сегодня на нашем бинарном уроке мы поговорим об экологических проблемах человечества. К сожалению, на протяжении тысячелетий человек настойчиво вмешивался в природу, не заботясь о поддержании в ней равновесия.
Хозяйственные нагрузки стали превышать способность экосистем к самоочищению и возобновлению. В отношениях человека и природы настал кризис, который вызвал экологические проблемы глобального характера. Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Всё человечество в одной лодке. И пересесть из неё некуда. Земля- маленький шар во вселенной . и это единственное место , глее человечество может выжить или погибнуть.
А ведь наша Земля- уникальна…( Под музыку и СЛАЙДЫ №3-4 стихотворение):
Ты посмотри вокруг,
Как всё прекрасно.
К чему печали,
Злость и суета.
Мы ходим в шаге
От большой любви и счастья,
А стоит только лишь
Открыть глаза.
Ты посмотри
На голубое небо,
На солнце, озеро,
Деревья и цветы.
Ты посмотри,
Как любит нас Природа ,
А мы не замечаем этой красоты.
( С.Епифанцев)
СЛАЙД №5.
« На Земле всегда будут происходить опустошительные войны. И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С предельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на всё, что ещё найдётся живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на Земле, ни под Землёй, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповреждённого. Ветер разнесёт по всему миру лишённую растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны.»
Это пророчество, леденящее душу, принадлежит великому итальянцу эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Но, неужели, и вправду суждено ему сбыться? Как же остановить экологический кризис? Как привести в соответствие удовлетворение потребностей человека с условием сохранения окружающей среды? Простых ответов здесь нет. Но мы попытаемся найти ответы в сегодняшнем устном журнале. Группы готовили сообщения по глобальным экологическим проблемам.
ПЛАН.
А) Экоцид
Б) Экологические проблемы атмосферы:
- загрязнение транспортом
-парниковый эффект
- проблема озонового слоя СЛАЙД №6
- кислотные дожди.
В) Экологические проблемы литосферы и биосферы:
- химические удобрения, нитраты
- опустынивание
- вырубка лесов
Г) Экологические проблемы гидросферы:
- загрязнение Мирового океана
- проблемы Чёрного и Азовского морей.
Д) Радиационное загрязнение.
Е) Экологическая ситуация в Украине.
2. Пути решения экологических проблем.
Вы по ходу урока будете заполнять таблицу. СЛАЙД № 7
1 СТРАНИЦА:» ЭКОЦИД «
« Смешное, слабенькое существо
едва рождается,
а для него уже припасено СЛАЙД№8
15 тонн взрывчатки.
15 тонн на слабеньких плечах!
Вот почему все дети
так кричат…»
( Р. Рождественский)
СЛАЙД №9
СЛАЙД №10
СЛАЙД № 11
2 СТРАНИЦА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АТМОСФЕРЫ» СЛАЙД № 12
Наибольшее влияние на загрязнение атмосферы оказывают :
-чёрная металлургия
-цветная металлургия
- химическая и нефтехимическая промышленность
-стройиндустрия СЛАЙД № 13
-энергетика
-целлюлозно-бумажная промышленность
-автотранспорт.
СЛАЙД № 14
Выхлопные газы автомобилей
содержат около 200 компонентов
из которых одним из опаснейших ( Группа рассчитывала количество
является оксид углерода. Каждый вредных выбросов(л) автотранспортом
грузовой автомобиль за 1 час по пр. Ленина в г.Николаев)
выбрасывает в воздух 6 куб.м
этого газа, а легковой- 3 куб.м.
СЛАЙД № 15
СЛАЙД № 16
СЛАЙД №17-18
СЛАЙД № 19(карта Украины)
СЛАЙД №20-22
СЛАЙД № 23-25 и выставка антирекламы
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Част стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в котором под воздействием УФ- излучения Солнца кислород приобретает третий атом кислорода и получается озон. Относительно высокая концентрация озона абсорбирует опасные УФ- лучи и защищает всё живое от губительного излучения. Более того, если бы не озоновый слой, то жизнь не смогла бы вообще выбраться из океанов и высокоразвитые формы жизни типа млекопитающих, включая человека, не возникли бы. Озоновый слой исправно выполняет роль чистильщика атмосферы. Он очень терпелив к человеческим шалостям. Но человек его уничтожает. И варварски. Какие же причины ослабления озонового щита? 1) запуски космических ракет. 2) самолёты. Особенно, летящие на высотах в 12-15 км. 3) окислы азота.. 4) хлор и его соединения с кислородом. Огромное количество ( до 700 000 т) этого газа поступает в атмосферу, прежде всего от разложений фреонов . Каждый год количество фреонов увеличивается в атмосфере на 8-9 %. . При длительном воздействии УФ- излучения происходит преждевременное старение кожи. Которое можно рассматривать как предраковое состояние. Отрицательное воздействие излучение оказывает на органы зрения, вызывая катаракту , дегенерацию роговицы и сетчатки. Избыток УФ- излучения нарушает иммунную защиту организма, способствуя появлению таких заболеваний, как волчанка, туберкулёз кожи, рожа, вирусный герпес, лейшманиоз. Сохранение озонового слоя Земли –одна из глобальных задач.
СЛАЙДЫ №26-28(посл. Слайд-опыт).
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ увеличивают растворимость соединений тяжёлых металлов. Попадая в воду, вредные вещества, содержащиеся в осадках, растворяются и поглощаются водорослями. Водорослями питаются моллюски, а моллюсками -рыбы. В конечном итоге через рыб, раков, устриц, кальмаров тяжёлые металлы попадают в организм человека, что приводит к непоправимым последствиям. Оксиды сульфура и нитрогена, которые выбрасываются в атмосферу вследствие работы электростанций и автомобильных двигателей, соединяются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки сульфатной и нитратной кислот, которые переносятся ветром в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди пагубно влияют на окружающую среду.
ОПЫТ: Капнуть на лист растения кислоту.
СЛАЙД №29.
СМОГ может образовываться практически при любых природных и климатических условиях в крупных городах и индустриальных центрах с сильным загрязнением воздуха. Наиболее он вреден в тёплое время года, в солнечную безветренную погоду, когда верхние слои воздуха достаточно тёплые, чтобы останавливать вертикальную циркуляцию воздушных масс. Смог является большой проблемой во многих мегаполисах мира. Он особенно опасен для детей, пожилых людей и людей с пороками сердца и лёгких, больных бронхитом, астмой. Смог может стать причиной одышки, затруднения и остановки дыхания, головных болей, кашля. Также он вызывает воспаление слизистых оболочек глаз, носа и гортани, снижение иммунитета
3 СТРАНИЦА:»ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТОСФЕРЫ И БИОСФЕРЫ».
(СЛАЙД №30).
СЛАЙДЫ№ 31-32.
СЛАЙД№ 33(выкл после опыта и рекомендаций).
ОПЫТ:
Уменьшить содержание нитратов в продуктах питания можно следующим образом:
---- зелень нужно вымачивать, поставив в воду как букет на 2-3 часа.
----нитраты хорошо растворяются в тёплой воде, поэтому перед приготовлением овощи желательно бланшировать, помещая в горячую воду на несколько минут.
---- не стоит варить овощи в алюминевой посуде, т к алюминий как катализатор ускоряет превращение нитратов в нитриты.
---- собирать овощи в период физиологической зрелости, а очень ранняя и очень поздняя продукция имеет высокое содержание нитратов.
---- во время консервирования нитраты переходят в маринад.
СЛАЙДЫ №34-35.
СЛАЙД № 36.
По меньшей мере 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды.
4 СТРАНИЦА:» ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИДРОСФЕРЫ»
СЛАЙД № 37.
СЛАЙД № 38.
СЛАЙД № 39.
СЛАЙД № 40.
2007. В Керченском проливе в районе российского порта «Кавказ» из-за сильного шторма 11 ноября затонуло 4 судна — сухогрузы Сорвались с якорей и сели на мель 6 судов, получили повреждения 2 танкера В море
попало около 1300 тонн мазута и около 6800 мтонн серы.
СЛАЙД № 41.
СЛАЙДЫ №42-43.
Своим бурным расцветом и существованием вообще все живое обязано именно Мировому океану
Именно Мировой океан обеспечивает дальнейшее развитие жизни на Земле благодаря своей роли регулятора температуры, производителя кислорода и др. функциям
СЛАЙДЫ №44-45.
СЛАЙД46-47.
5 СТРАНИЦА:» РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ».
СЛАЙД № 48.
Некоторые химические элементы радиоактивны: их самопроизвольный распад сопровождается излучением.. Наибольшую опасность представляют радиоактивные вещества с периодом полураспада от нескольких недель до нескольких лет: этого времени достаточно для проникновения таких веществ в организм растений и животных.
СЛАЙД № 49.
Отрывок фильма «Чернобыль».
СЛАЙД № 50-52
26 апреля 1986 год-взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Выброс радионуклидов составил-77 кг (Хиросима-740 гр.).Пострадало
9 млн. чел. Площадь загрязнения составила около 160 тыс. км. кв.
В состав радиоактивных осадков вошло около 30 радионуклидов
таких как :Криптон-85, йод-131, цезий-317,Плутоний-239.
СЛАЙД № 53-55
У местного населения отмечались симптомы болезни: головная боль,
сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические опухоли гортани
и щитовидной железы.
СЛАЙД № 56-57
Отмечалось повышение заболеваемости сердечно-сосудистой системы,
участились вспышки различных инфекций, частота мутаций среди детей
увеличилась в 2,5 раза, аномалии у каждого пятого новорожденного,
примерно треть детей рождались с нарушениями психики.
Следы чернобыльского « события» в генном аппарате человечества, по
свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 (сорок) поколений.
СЛАЙДЫ № 58
6 СТРАНИЦА:» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ».
СЛАЙД № 59.
СЛАЙД № 60.
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
----- Предложите пути решения экологических проблем.----
7 СТРАНИЦА:» ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ».
ГРУППЫ ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ ОБЪЕКТОВ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ- И РИСУНОК – АЛЬТЕРНАТИВУ ЭТИМ ОБЪЕКТАМ.
СЛАЙД № 61( под стихи):
Смотри, вот опять в небесах,
Плывёт чёрный дым над тайгой
День и ночь под рёв машин
Землю так свою крушим
Словно мы на планете чужой.
Скалу поднял взрыв на дыбы
Ушла вдруг вода из ручья
Мать-земля за часом час
На руках , качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя.
Прости, Земля.
Мы ведь ещё растём.
Своих детей прости за всё, за всё.
Поверь, Земля.
Люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.
СЛАЙД № 62.
Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы.
Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.
СЛАЙД №63.
Разве вы хотите жить на такой Земле?!
Давайте любить и ценить природу!
Ведь мир вокруг нас так прекрасен!
Давайте сохраним то, что у нас ещё осталось!
ВЕДЬ СОХРАНЯЯ МИР ВОКРУГ НАС, МЫ СОХРАНЯЕМ СЕБЯ…
СЛАЙД № 64.
Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел
себя в порядок - и сразу же приведи в порядок
свою планету.
А. Де Сент-Экзюпери