Изучаемый предмет. Интегрированный курс «Литература». 6 класс
Раздел. Урок внеклассного чтения
Тема. Урок-конференция по произведениям Ю.Яковлева «Память сердца»
Тип урока: урок усвоения новых знаний, совершенствования навыков и умений с элементами исследования
Новик Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория «специалист высшей категории», педагогическое звание «старший учитель» Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней № 30 Донецкой области
Програма з літератури (російської та зарубіжної) для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою, К.: Ісаєва О.О., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2017р.
Цели: учить выделять главную мысль произведения, определять его идейную направленность, формировать понятие этического и эстетического идеалов; расширять кругозор учащихся, развивать речь; способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию.
Оборудование: портрет Ю.Яковлева, выставка произведений, карточки с заданиями, плакат «Спит красота в любом из нас», иллюстрированный материал, тексты произведений на патриотическую тему, стилизованное сердце, запись песни О. Фельцмана на слова Ю.Яковлева «Зимородок», ленты, живые цветы, музейные реликвии к каждой группе (конверт-треугольник, каска, кружка, макет самолёта), эпиграф.
Ход урока
Забвение – это ржавчина памяти.
Ищите в себе человека.
Ю.Я.Яковлев
1. Актуализация знаний учащихся
Слово учителя
Сегодня, ребята, у нас урок - конференция. Он посвящён произведениям Ю.Яковлева на военную тему. И называется он так: «Память сердца».
С понятием «красивый человек» вы уже встречались. А какой смысл вы вкладываете в это понятие? (Красивым мы считаем того человека, кто богат красотой души, кто отзывчив на чужую беду, добр, мужествен.)
2. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Ваши знания и представления о красивых людях расширяют рассказы и повести Ю.Яковлева. Откроем одну из книг писателя: «Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтобы развлечь их? Чтобы помочь им интересно провести время? Нет! У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».
Да, разные люди населяют его произведения. Разные по характеру и душевным склонностям, но одно их сближает: они не могут прожить без дела, всегда готовы ринуться в бой за справедливость.
3. Анализ прочитанных произведений по группам. Представление произведений
а). Слово ученика о писателе
Юрий Яковлевич Яковлев – известный писатель, произведения которого хорошо известны юношеству. Главные герои его книг – дети, вступающие в новую жизнь. Поступки своих героев автор везде оценивает с одной точки зрения – «…много ли крупиц детства ещё удалось сохранить в сердце», удалось ли открыть в себе человека. Поэтому 2-м эпиграфом урока мы взяли слова писателя: «Ищите в себе человека». Они относятся как к героям, так и к нам.
б). Продолжение слова учителя
Старая восточная мудрость гласит: « Ты сказал, что любишь меня, и я поверил тебе. Ты снова сказал, что любишь меня, и я усомнился. Ты в третий раз сказал, что любишь меня, и я не поверил тебе». В произведениях Ю.Яковлева герои не произносят громких слов, не повторяют клятв, но они вызывают любовь и уважение.
-Всегда ли красота на виду? (Нередко внутренняя, душевная красота человека проявляется в сложных обстоятельствах, когда необходимо кому-то помочь.)
Обратимся к произведениям, связанным с войной, и посмотрим, как они связаны с 1-м эпиграфом: «Забвение – это ржавчина памяти».
в).1-я группа. Представление рассказа «Реликвия»
-Что искали дети?
-Почему не посчитали письмо реликвией?
-Чем письмо было в то время?
-Почему вновь вернулись дети?
-Как заканчивается произведение?
-Какой вывод вы сделали из этого произведения?
(Ищите в себе человека.)
Вывод - слова вывешиваются на доску (голубые ленты). В музей кладётся конверт-треугольник.
г). 2-я группа. Представление рассказа «Девочка с Васильевского острова»
1.Слово о блокадном Ленинграде (ученик рассказывает о блокаде в Ленинграде, держа в руках тарелочку со 100 г. чёрного хлеба.)
2. Представление рассказа
-Почему Валя Зайцева считала Таню Савичеву своей подругой?
-Что она сделала для своей подруги? (Узнала о ней, отыскала Дорогу жизни, « поехала на Ржевку, где начинается эта дорога, прошла 2,5 км. –там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду», писала на бетоне Таниным почерком для пам’ятника.)
-Чем заканчивается произведение? Почему фашисты не вошли в Ленинград?
-Какой подвиг совершила героиня рассказа?
-Вывод?
(Забвение – это ржавчина памяти. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением.)
Вывод-слова вывешиваются на доску (красные ленты). В музей ставится тарелка со 10 0 г. чёрного хлеба.
д). 3-я группа. Представление рассказа « Где стояла батарея»
-Чем интересен этот рассказ?
-Кто его рассказывает? (Фронтовик)
-Что он вспомнил?
-Что построили на месте батареи?
-Кто об этом знает? (Никто)
-Почему?
-Прочитайте концовку рассказа. Зачем надо говорить о прошлом?
-Вывод?
(«В годы войны стояла 6-я батарея. И потому теперь стоит школа».)
Вывод-слова вывешиваются на доску (розовые ленты). В музей ставятся каска и кружка.
е).4-я группа. Представление повести «Зимородок»
1). Слово учеников о войне
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. И каждый день совершали подвиги во имя Родины её сыновья и дочери, становясь героями, жертвуя собой. По-иному нельзя было, ведь враг очень силён, жесток и коварен ( отрывок из повести «Зимородок»).
Нет! Такое не забывается…
Как позабыть, когда пылали хаты,
Когда качались мертвые в петле,
Когда лежали малые ребята,
Штыками пригвождённые к земле.
Забыть нельзя. И мы не позабыли,
Убийцам не простили ничего.
И пусть нам трубы горна не трубили –
На сбор пришли мы все до одного.
На сбор пришёл и герой повести Ю.Яковлева «Зимородок».
2).Рассказ о Зимородке и его подвиге (Зимородок – это бесстрашная птица с прямым острым клювом. Он ныряет на большую глубину и возвращается с победой.)
Цитаты:
1.«Человек – очень живучее существо. В него стреляют – он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее. Я упаду, ты встанешь на моё место. И опять живёт человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня».
2. «Когда солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда погибали за Родину, становились неизвестными? Это несправедливо!»
-Вывод?
(Красив человек, забывающий о себе ради других.)
Вывод - слова вывешиваются на доску (голубые ленты). В музей ставится макет самолёта.
Учитель. Прошли многие годы, и вот Зимородок стал возвращаться из забвения. Почему?
Рассказ двух учеников о поисках красных следопытов
1-й учащийся
Работа красных следопытов
1. Рассказ Седого.
2.Отчаянный парнишка Зимородок стал другом Марата.
3.В историческом музее.
4.Прыжок с моста.
5.Поездка на станцию Река.
6.Встреча со следователем Павловым.
7.Поиск продолжается, пока можно отвоевать ещё один « островок жизни» Зимородка.
8. У обелиска.
9.Встреча в Одессе.
10.Доктор Стройло.
11. У братской могилы.
12.Зимородку спасена жизнь!
2-й учащийся
Зимородок в партизанском отряде
1.В партизанской школе.
2. Отношение партизан к герою.
3.Решение лететь на задание и прыгнуть с парашютом.
4.В доме стрелочницы.
5.Мост подорван.
6.Второй подвиг Зимородка.
7. Зимородок спасён.
8. Заслуженная награда.
- Изменились ли ребята, которые включились в поисковую работу и поставили перед собой благородную задачу «дать ему новую жизнь»? Что делают дети в произведениях? (Они возвращают имена безымянным героям.)
3. Обобщение и подведение итогов
1). Обобщающая беседа:
-Чему учат эти произведения? Какими словами Ю.Яковлева мы можем ответить на это?
( Вперёд, красные следопыты, неутомимый народ, возвращающий имена безымянным героям, борющийся с забвением, как борются со злом.
Не верьте ушам – уши могут недослышать.
Не верьте глазам – глаза могут недосмотреть.
Верьте только сердцу!)
-А что говорит наше сердце?
-Какие уроки на будущее извлекли мы, читая произведения Ю.Яковлева? Какие открытия для себя сделали? Какие черты характера хотели бы иметь?
2). Составление кластера - гвоздики (прикрепление листков-лепестков бумаги, на которых написана черта характера). 4 гвоздики.
3).- А теперь соединим выводы из произведений с нашим отношением к проблеме урока. Прикрепляем листок – вывод.
«Спит красота в любом из нас».
1.«Ищите в себе человека».
2. «Забвение – это ржавчина памяти. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением». 3. «В годы войны стояла 6-я батарея. И потому теперь стоит школа» .
4. «Красив человек, забывающий о себе ради других!»
Учитель: Ю.Яковлев написал песню, которую назвал «Зимородок». Давайте прослушаем её и подпоём.
3). Прослушивание песни с элементами инсценировки
Дети поют 1-й куплет, припев, 2-й, 3-й, потом поёт певец 4-й, затем идёт проигрыш. Начиная с 4 –го куплета две девочки танцуют, а на последнем припеве выходит мальчик со стилизованным сердцем. Одна сторона сердца как бы обагрена кровью, а другая расцвечена розами. Рассаженные на четыре группы дети (по представлению произведений) в конце 4-го куплета и до конца песни машут лентами: 1-я и 2-я группа – голубыми («из воды»),
3-я –розовыми (из грозы), 4-я – красными (из огня).
5-й куплет и припев поют вместе с певцом. Такое песня производит большой эффект.
«Зимородок» (слова Ю. Яковлева, муз. О.Фельцмана)
1. Есть такая невидная птица,
А вернее, упрямый птенец.
Непоседе в дупле не сидится,
Он летит, как в атаку боец.
Припев:
Зимородок! Это вовсе не птица -
Это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь.
И крылатое сердце ничего не боится,
Может врезаться в солнце – держись!
2 . На полях серебристые росы,
И туман над рекой, словно дым.
Он бросается в воду с откоса,
И смыкаются волны над ним.
Припев.
3.Видно, век его птичий короток,
Обрывается дерзкий полёт…
Но смотрите – летит зимородок
И упрямыми крыльями бьёт!
Припев.
4.Он друзьям из-под облаков крикнет
На исходе весеннего дня,
Он исчезнет и снова возникнет
Из воды, из грозы, из огня.
Проигрыш.
5.Много будет утрат и находок,
Будут разные в жизни года.
Если скажут: «Погиб Зимородок»,
Вы не верьте, друзья, никогда!
Припев.
4). Заключительное слово учителя
Чтение отрывка из поэмы «Реквием» Р.Рождественского (гл. 1)
Вечная слава!..
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно –
не мёртвым!
Это надо -
живым!
Вспомним
гордо и прямо
погибших в борьбе…
Есть
великое право:
Забывать о себе!
Есть
высокое право:
пожелать и посметь!..
Стала
Вечною Славой
мгновенная
смерть!
5).Учитель переворачивает стилизованное сердце, и ученик вкладывает живые цветы в ленту.
6). Обращение к музейным реликвиям (письмо-треугольник, 100 г. чёрного хлеба на блюдечке, каска и фляга, макет самолёта)
4. Рефлексия
Импровизированный микрофон (для детей и гостей)
-Что больше всего запомнилось на уроке?
-Что понравилось?
5. Домашнее задание: к следующему уроку внеклассного чтения прочитать произведение М.Твена «Принц и нищий» (в начале урока)
Список использованной литературы:
1Яковлев Ю. Я. Повести и рассказы
2. Яковлев Ю. Я.Песня «Зимородок», музыка Фельцмана О.
3. Рождественский Р.И. «Реквием»: собрание сочинений в трёх томах, том первый. - М.: Художественная литература,1985. - с.206.
4. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга». - М.: Советский писатель, 1982.
5. Сыров С.Н. «Страницы истории». - М.: Русский язык, 1983.
Краткая аннотация урока: урок-конференция посвящён военной тематике. Произведения Ю.Яковлева соединяют воедино настоящее, прошедшее и будущее, помогая понять их неразрывную связь.
Выбирая тему «Память сердца», ставим цель: помочь учащимся осмыслить фактическое и идейное содержание произведений писателя на военную тему через коммуникативно-диалогические средства обучения, совершенствовать навыки и умения с элементами исследования, приучать работать в группах; формировать этический и эстетический идеал, видеть связь поколений; способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию. Для усиления эмоционального воздействия использованы элементы инсценировки, музыка, танцы, выразительное чтение наизусть, песня, музейные экспонаты, стилизованное двустороннее сердце, живые цветы. «Изюминками» стал танец, также работа в группе, в том числе и песня-выступление детей поочерёдно с поднятыми разноцветными лентами (для каждой группы свой цвет).
Автор гарантує, що конспект уроку створено виключно його творчою працею і бере на себе повну відповідальність перед третіми особами за порушення авторських прав.