Урок-конференція "Пам'ять серця"

Про матеріал
Урок-конференция посвящён военной тематике. Произведения Ю.Яковлева соединяют воедино настоящее, прошедшее и будущее, помогая понять их неразрывную связь.
Перегляд файлу

 Изучаемый предмет. Интегрированный курс «Литература». 6 класс

Раздел. Урок внеклассного чтения

 Тема. Урок-конференция по произведениям Ю.Яковлева  «Память сердца»

Тип урока: урок усвоения новых знаний, совершенствования навыков и умений с элементами исследования

Новик Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория  «специалист высшей категории», педагогическое звание «старший учитель» Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней № 30  Донецкой области

Програма  з літератури (російської та зарубіжної) для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою, К.: Ісаєва О.О., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2017р.

Цели: учить выделять главную мысль произведения, определять его идейную           направленность, формировать понятие этического и эстетического идеалов; расширять кругозор учащихся, развивать речь; способствовать  духовному, нравственному, патриотическому воспитанию.

Оборудование:  портрет Ю.Яковлева, выставка произведений, карточки с заданиями, плакат «Спит красота в любом из нас», иллюстрированный материал, тексты произведений на патриотическую тему, стилизованное сердце,  запись песни О. Фельцмана на слова Ю.Яковлева «Зимородок», ленты, живые цветы, музейные реликвии к каждой группе (конверт-треугольник, каска, кружка, макет самолёта), эпиграф.

                                                      Ход урока

                                                                      Забвение – это ржавчина памяти.

                                                                            Ищите в  себе человека.

                                                                                               Ю.Я.Яковлев

1. Актуализация знаний учащихся

Слово учителя

                   Сегодня, ребята, у нас урок - конференция. Он посвящён произведениям Ю.Яковлева на военную тему. И называется он так: «Память сердца».

 С понятием «красивый человек» вы уже встречались. А какой смысл вы вкладываете в это понятие?  (Красивым мы считаем того человека, кто богат красотой души, кто отзывчив на чужую беду, добр, мужествен.)

 

2. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя                

Ваши знания и представления о красивых людях расширяют рассказы и повести Ю.Яковлева. Откроем одну из книг писателя: «Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтобы развлечь их? Чтобы помочь им интересно провести время? Нет! У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Да, разные люди населяют  его произведения. Разные по характеру и душевным склонностям, но одно их сближает: они не могут прожить без дела, всегда готовы ринуться в бой за справедливость.

 

3. Анализ прочитанных произведений по группам. Представление произведений

 

а). Слово ученика о писателе

                 Юрий Яковлевич Яковлев – известный писатель, произведения которого хорошо известны юношеству. Главные герои его книг – дети, вступающие в новую жизнь. Поступки своих героев автор везде оценивает с одной точки зрения – «…много ли крупиц  детства ещё удалось сохранить в сердце», удалось ли открыть в себе человека. Поэтому 2-м эпиграфом урока мы взяли слова писателя: «Ищите в себе человека». Они относятся как к героям, так и к нам.

 

б). Продолжение слова учителя

                Старая восточная мудрость гласит: « Ты сказал, что любишь меня, и я поверил тебе. Ты снова сказал, что любишь меня, и я усомнился. Ты в третий раз сказал, что любишь меня, и я не поверил тебе». В произведениях Ю.Яковлева герои не произносят громких слов, не повторяют клятв, но они вызывают любовь и уважение.

-Всегда ли красота на виду? (Нередко внутренняя, душевная красота человека проявляется в сложных обстоятельствах, когда необходимо кому-то помочь.)

Обратимся к произведениям, связанным с войной, и посмотрим, как они связаны с 1-м эпиграфом: «Забвение – это ржавчина памяти».

 

в).1-я группа. Представление рассказа «Реликвия»

-Что искали дети?

-Почему не посчитали письмо реликвией?

-Чем письмо было в то время?

-Почему вновь вернулись дети?

-Как заканчивается произведение?

-Какой вывод вы сделали из этого произведения?

(Ищите в себе человека.)

 Вывод - слова вывешиваются на доску (голубые ленты). В музей кладётся конверт-треугольник.

 

г). 2-я группа. Представление рассказа «Девочка с Васильевского острова»

1.Слово о блокадном Ленинграде (ученик рассказывает о блокаде в Ленинграде, держа в руках тарелочку со 100 г. чёрного хлеба.)

2. Представление рассказа

-Почему Валя Зайцева считала Таню Савичеву своей подругой?

-Что она сделала для своей подруги? (Узнала о ней, отыскала Дорогу жизни, « поехала на Ржевку, где начинается эта дорога, прошла 2,5 км. –там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду», писала на бетоне Таниным почерком для пам’ятника.)

-Чем заканчивается произведение? Почему фашисты не вошли в Ленинград?

-Какой подвиг совершила героиня рассказа?

-Вывод?

(Забвение – это ржавчина памяти. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением.)

 Вывод-слова вывешиваются на доску (красные ленты). В музей ставится тарелка со 10 0 г. чёрного хлеба.                                                                                                                                                              

 

д). 3-я группа. Представление рассказа « Где стояла батарея»

-Чем интересен этот рассказ?

-Кто его рассказывает? (Фронтовик)

-Что он вспомнил?

-Что построили на месте батареи?

-Кто об этом знает? (Никто)

-Почему?

-Прочитайте концовку рассказа. Зачем надо говорить о прошлом?

-Вывод?

 В годы войны стояла 6-я батарея. И потому теперь  стоит школа».)

Вывод-слова вывешиваются на доску (розовые ленты). В музей ставятся каска и кружка.

 

е).4-я группа.  Представление повести «Зимородок»

 

1). Слово учеников о войне

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. И каждый день совершали подвиги во имя Родины её сыновья и дочери, становясь героями, жертвуя собой. По-иному нельзя было, ведь враг очень силён, жесток и коварен ( отрывок из повести «Зимородок»).

                            Нет! Такое не забывается…

                            Как позабыть, когда пылали хаты,

                           Когда качались мертвые в петле,

                            Когда лежали малые ребята,

                            Штыками  пригвождённые к земле.

                            Забыть нельзя. И мы не позабыли,

                            Убийцам не простили ничего.

                            И пусть нам трубы горна не трубили –

                            На сбор пришли мы все до одного.

На сбор пришёл и герой повести Ю.Яковлева «Зимородок».

2).Рассказ о Зимородке и его подвиге (Зимородок – это бесстрашная птица с прямым острым клювом.  Он  ныряет на большую глубину и возвращается с победой.)

Цитаты:

1.«Человек – очень живучее существо. В него стреляют – он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее. Я упаду, ты встанешь на моё место. И опять живёт человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня».

2. «Когда солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда погибали за Родину, становились неизвестными? Это несправедливо!»

-Вывод?

(Красив человек, забывающий о себе ради других.)

Вывод - слова вывешиваются на доску (голубые ленты). В музей ставится макет самолёта.

Учитель. Прошли многие годы,  и вот Зимородок стал возвращаться из забвения. Почему?

Рассказ двух учеников о поисках красных следопытов

1-й учащийся

Работа красных следопытов

1. Рассказ Седого.

2.Отчаянный парнишка Зимородок стал другом Марата.

3.В историческом музее.

4.Прыжок с моста.

5.Поездка на станцию Река.

6.Встреча со следователем Павловым.

7.Поиск  продолжается, пока можно  отвоевать  ещё один « островок жизни» Зимородка.

8. У обелиска.

9.Встреча в Одессе.

10.Доктор Стройло.

11. У братской могилы.

12.Зимородку спасена жизнь!

2-й учащийся

 Зимородок в партизанском отряде

1.В партизанской школе.

2. Отношение партизан к герою.

3.Решение лететь на задание и прыгнуть с парашютом.

4.В доме стрелочницы.

5.Мост подорван.

6.Второй подвиг Зимородка.

7. Зимородок спасён.

8. Заслуженная награда.

 - Изменились ли ребята, которые включились в поисковую работу и поставили перед собой благородную задачу «дать ему новую жизнь»? Что делают дети в произведениях? (Они возвращают имена безымянным героям.)

3. Обобщение и подведение итогов

1). Обобщающая беседа:

-Чему учат эти произведения? Какими словами Ю.Яковлева мы можем ответить на это?

( Вперёд, красные следопыты, неутомимый народ,  возвращающий имена безымянным героям, борющийся с забвением, как борются со злом.

                         Не верьте ушам – уши могут недослышать.

                         Не верьте глазам – глаза могут недосмотреть.

                         Верьте только сердцу!)

-А что говорит наше сердце?

-Какие уроки на будущее извлекли мы, читая произведения Ю.Яковлева? Какие открытия для себя сделали? Какие черты характера  хотели бы иметь?

2). Составление кластера - гвоздики (прикрепление  листков-лепестков бумаги, на которых написана черта характера). 4 гвоздики.

3).- А теперь соединим  выводы из произведений с нашим отношением к проблеме урока. Прикрепляем листок – вывод.

 «Спит красота в любом из нас».

1.«Ищите в себе человека».   

 2. «Забвение – это ржавчина памяти. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением».                                                  3. «В годы войны стояла 6-я батарея. И потому теперь стоит школа» .                    

4. «Красив человек, забывающий о себе ради других!»                              

Учитель: Ю.Яковлев написал песню, которую назвал «Зимородок». Давайте прослушаем её и подпоём.

3). Прослушивание песни с элементами инсценировки

Дети поют  1-й куплет, припев, 2-й, 3-й, потом поёт певец 4-й, затем идёт проигрыш. Начиная с  4 –го куплета  две девочки танцуют, а на последнем припеве выходит мальчик  со стилизованным сердцем. Одна сторона сердца как бы обагрена кровью, а другая расцвечена розами.  Рассаженные на четыре группы дети  (по представлению произведений) в конце 4-го куплета и  до конца песни машут лентами: 1-я  и 2-я  группа – голубыми  («из воды»),

3-я –розовыми  (из грозы), 4-я – красными (из огня).

5-й куплет и припев поют вместе с певцом. Такое песня производит большой эффект.

 

 

 

 «Зимородок» (слова Ю. Яковлева,   муз. О.Фельцмана)

 

1. Есть такая невидная птица,

А вернее, упрямый птенец.

Непоседе в дупле не сидится,

Он летит, как в атаку боец.

                                     Припев:

                                Зимородок! Это вовсе не птица -

                                Это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь.

                                И крылатое сердце ничего не боится,

                                Может врезаться в солнце – держись!

2 . На полях серебристые росы,

И туман над рекой, словно дым.

Он бросается в воду с откоса,

И смыкаются волны над ним.

                                  Припев.               

3.Видно, век его птичий короток,

Обрывается дерзкий полёт…

Но смотрите – летит зимородок

И упрямыми крыльями бьёт!

                                        Припев.

4.Он друзьям из-под облаков крикнет

На исходе весеннего дня,

Он исчезнет и снова возникнет

Из воды, из грозы, из огня.

                                         Проигрыш.

5.Много будет утрат и находок,

Будут разные в жизни года.

Если скажут: «Погиб Зимородок»,

Вы не верьте, друзья, никогда!

                                          Припев.            

 

4). Заключительное слово учителя

 Чтение  отрывка из поэмы  «Реквием»  Р.Рождественского (гл. 1)

 

 

 

Вечная слава!..

 

 

Вспомним всех поименно,

горем

           вспомним

                        своим…

Это нужно –  

не мёртвым!

Это надо  -

живым!

Вспомним

                гордо и прямо

погибших в борьбе…

Есть

                 великое право:

Забывать о себе!

Есть

                 высокое право:

пожелать и посметь!..

Стала

Вечною Славой

       мгновенная

                    смерть!

5).Учитель переворачивает стилизованное сердце, и ученик вкладывает живые цветы в ленту.

 

 

6). Обращение к музейным реликвиям (письмо-треугольник, 100 г. чёрного хлеба на блюдечке, каска и фляга, макет самолёта)

 4. Рефлексия

Импровизированный микрофон (для  детей и гостей)                                                              

-Что больше всего запомнилось на уроке?  

-Что понравилось?

5. Домашнее задание: к следующему уроку внеклассного чтения  прочитать  произведение  М.Твена «Принц и нищий» (в начале урока)                                                            

 

Список использованной литературы:

1Яковлев Ю. Я. Повести и рассказы

2. Яковлев Ю. Я.Песня «Зимородок», музыка Фельцмана О.

3. Рождественский Р.И. «Реквием»: собрание сочинений в трёх томах, том первый. - М.: Художественная литература,1985. - с.206.

4. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная  книга». - М.: Советский писатель, 1982.

5. Сыров С.Н. «Страницы истории». - М.: Русский язык, 1983.

                Краткая аннотация урока: урок-конференция посвящён военной тематике. Произведения Ю.Яковлева соединяют воедино настоящее, прошедшее и будущее, помогая понять их неразрывную связь.

         Выбирая тему «Память сердца», ставим цель: помочь учащимся осмыслить фактическое и идейное содержание произведений писателя на военную тему через коммуникативно-диалогические средства обучения, совершенствовать навыки  и умения с элементами исследования,  приучать  работать в группах; формировать этический и эстетический идеал, видеть связь поколений; способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию. Для усиления эмоционального воздействия использованы элементы инсценировки, музыка, танцы, выразительное чтение наизусть, песня, музейные экспонаты, стилизованное двустороннее сердце, живые цветы. «Изюминками» стал танец, также работа в группе, в том числе и песня-выступление детей поочерёдно с поднятыми  разноцветными лентами (для каждой группы свой цвет).

 

 

Автор гарантує, що конспект уроку створено виключно його творчою працею і бере на себе повну відповідальність перед третіми особами за порушення  авторських прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
27 лютого
Переглядів
129
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку