Цель: рассмотреть культурное наследие Древнего Египта, условия и |
Тема: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА».
Цель: рассмотреть культурное наследие Древнего Египта, условия и
особенности его развития, значение в истории человечества; развивать
познавательную активность учащихся, умение работать с источниками
информации, логическими схемами, опорным конспектом, картой,
иллюстрациями и таблицами; развивать логическое и абстрактное
мышление; показать силу и величие человеческого ума, воспитывать
уважение к людям и труду.
Оборудование: карта «Древний Египет», запись «Культура Древнего
Египта», схема «Культура», иллюстрации, рисунки, изображения пирамид.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия.
Основные понятия и термины: цивилизация, культура, папирус, религия,
ном, мумия, пирамиды, фараон.
Сегодня мы осуществим путешествие в Древний Египет. Посетим
древние города, храмы, прикоснемся к прекрасному миру культуры
Древнего Египта. Чтобы наше путешествие было приятным и безопасным,
вспомним, что нам известно об этой стране.
Мы осуществим наше путешествие на самолете. Чтобы самолет поднялся и
полетел, необходимо его заправить, а для этого надо правильно решить
задачу.
___________________________________________________________Слайд 1______
Задача.
Самолет Киев-Каир летит со средней скоростью 800км/ч. Ему
необходимо преодолеть расстояние, обозначенное на карте отрезком
12,5см. Масштаб - 1:20000. Сколько будет длиться полет?_______________
Решение:
1км = 100000см
1см карты равен 200км
200 х 12,5 = 2500км.
2500х800 = 3,1ч.
Ответ: полет будет длиться 3,1ч.
Мы узнали, что полет будет длительным, и чтобы не скучать повторим
факты из истории Египта.
1. Путешествие самолетом Киев-Каир.
Сообщение учащегося.
Египет - это страна очень древней культуры. Две с половиной тысячи лет
назад Египет посетил первый европейский историк Геродот.
Предки современных европейских народов еще жили в пещерах и
пользовались каменным молотками, а Египет уже был известен своим
дворцами и храмами, государственной организацией. Из Египта вывозили в
Рим пшеницу, масло, ткани.
Пока слушали информацию о древнем Египте, прибыли на место.
Немного устали, поэтому отдохнем.
Слайд 2
В «черном ящике» находится слово, которое вы должны угадать.
Слайд 3
Если вы правильно расположите предложенные вам словосочетания, то
получите необходимое слово, (культура)
3. Научные знания в Древнем Египте.
Сообщение учащегося.
Учащийся, получивший опережающее задание, сообщает по теме «Научные
знания в Древнем Египте». Остальные учащиеся заполняют таблицу
«Достижения египетской культуры».
О прошлом Египта могут рассказать сами египтяне, ведь они много оставили
письменных памятников. Но никто не умел читать иероглифическое письмо.
Оно было таким же таинственным, как и сам Египет. В XVIII ст. возле
города Розетта был найден плоский черный камень, размером с письменный
стол. На нем была надпись тремя языками: сверху - египетскими
иероглифами, по средине - другим письмом, а внизу - греческим языком.
Жан Шампольон, французский ученый-историк, работал над историей
Египта, в частности над иероглифами. В 1808 г. он сделал первый шаг к
разгадке иероглифов. И только в сентябре 1822 г. Шампольон смог с
уверенностью заявить, что он разгадал таинственные письмена.
Учащиеся записывают в тетради, что в Египте были разные литературные
жанры, а именно:
Работа с документом «Поучение крестьянина своему сыну».
Слайд 4
СТАНЬ ПИСЦОМ!
Ролевая игра «Отец ужаса»
Действующие лица: жрецы, неофиты.
1-й жрец. Мы перенеслись в столицу жречества Гелиополис.
Чтобы стать жрецами, необходимы молитвы и пост. Когда совесть чиста, мы
чувствуем, что готовы к пониманию тайн.
2-й жрец. Всмотритесь в сфинкса. На первый взгляд, он ужасен. Но это
символ глубокой красоты и правды. Это первая загадка и первая страница
Великой книги тайн.
Неофит. Что спрятано в этом изображении?
2-й жрец. Г олова человека - человеческий разум, который должен знать
цели желаний, способы их достижений, препятствия, которые следует
избегать, и будущие испытания.
Неофит, (читает надпись на плакате) «Умей видеть четко и желать
справедливо, умей молчать о своих планах» - такое значение древнего
символа.
Слайд 5
Задания и вопросы
Слайд 6
Термины: пирамиды, иероглифы, папирус, мумия, росписи на стенах
гробниц, орудия труда.____________________________________________
Сообщения учащихся.
Самым известными памятниками древнеегипетской цивилизации являются
пирамиды. Их строили около 4500 лет назад.
Слайд 7
Египетские пирамиды, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из
них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Ель-Гизе в древности
считались одним из семи чудес света. Возведение пирамиды было
важнейшим культовым деянием. Население страны работало на
строительстве в свободную от сельскохозяйственных работ часть года.
Пирамиды построены на левом - западном берегу Нила и возвышались над
всем городом мертвых - бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.
Самая большая из трех - пирамида Хеопса (зодчий Хемиун ). Ее высота
изначально была 147м. а длина стороны основания - 232м. Для ее
сооружения потребовалось 2млн.300 тыс. огромных каменных блоков,
средний вес которых 2,5т. Плиты не скреплялись строительным раствором,
лишь чрезвычайно тонкая подгонка удерживает их. В древности пирамиды
были облицованы плитами белого известняка, вершины их были покрыты
медными плитами, сверкавшими на солнце.
Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности
и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с
портретными чертами самого фараона Хефрена. Великие пирамиды были
окружены рядом небольших усыпальниц жен фараойов и их приближенных.
Пространство вокруг пирамиды соединялось с храмом на берегу Нила, где
встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.
Все пирамиды точно сориентированы по сторонам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде есть специальные камеры и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее, захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов.
Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью поражали воображение уже в
древности, что лучше передает арабская пословица: «Все на свете боится
времени, но время боится пирамид»
На Розеттском камне насчитывалось 1419 иероглифов, которым соответствовало
486 греческих слов. Шампольон открыл, в каком направлении надо читать
иероглифы (справа налево). Это открытие заложило основы новой науки -
египтологии.
Сначала ученые- историки считали невозможным то, что человек мог построить в
то время такие сооружения. Но эту тайну вы раскроете с помощью карточек.
Работа с карточками в парах.
Прочитайте список опорных слов в карточках и составьте рассказ о строительстве
египетских пирамид.
______________________________________________________________Слайд 8_______
Список опорных слов: Мемфис, известняк, вода, инструменты, лодки,
дорога, подножье пирамиды, шлифование, сани установка, облицовка.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Блицопрос.
1. Знаки древнего периода египетского письма. (.Иероглифы)
10 .Кто первый построил пирамиду? (Джосер).
V. Итоги урока.
Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Проработать параграфы