Урок № 3 § 12
Тема: Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
Цель урока:
Образовательная: ввести понятие квадратного корня. Дать учащимся свойства арифметического квадратного корня. Умение находить квадратные корни из чисел.
Развивающая: развитие устного счета при возведении в квадрат и при извлечении квадратного корня.
Воспитательная: воспитание трудолюбия и коллективизма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений
Оборудование: мел, доска, плакаты, карточки с заданием.
Х о д у р о к а
- проверка готовности класса к уроку;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- приветствие
- проверка Д.З.
Анализ домашних заданий (устный опрос):
№ 356(1). Как найти координаты точек пересечения?
№ 354. Умение решать уравнение графически.
№ 372 и 373. Подготовка к новому материалу
2. Мотивация. Рациональные числа, с которыми мы ознакомились в предыдущих классах - это лишь малая часть множества чисел. На числовой прямой кроме рациональных ещё больше не рациональных чисел. Без знания этих чисел, без умения выполнять действия с ними невозможно в дальнейшем изучать математику и другие науки.
Рассказ учителя об исторической предпосылке возникновения понятия арифметического квадратного корня. Возникновение понятия «квадратного числа».
Вывешиваем плакат №1.
Древнегреческие математики представляли целые числа и любые величины, соизмеримые и несоизмеримые, геометрически, с помощью отрезков, прямоугольников и других фигур. Отсюда у них появились такие названия, как:
1) «плоские числа» для чисел вроде 6 = 2 • 3, 14 = 7 • 2, являющихся произведениями двух сомножителей и выражающих площадь прямоугольника, построенного на соответствующей паре отрезков;
2) «квадратные числа»: 4(= 2 • 2), 81 (= 9 • 9) и т. д. Это название употребляется и поныне;
3) «телесные числа»: 24( = 2 • 3 • 4), 210( = 5 • 6 • 7) и т. д., являющиеся произведениями трех чисел и изображаемые с помощью параллелепипедов;
4) «кубические числа»: 8(=2 • 2 -2), 125(=5 • 5 • 5) и т.п.
Задание классу:
Представьте в виде квадрата числа
Это же задание формулируем по другому: «Какие числа удовлетворяют уравнениям х2 = 25; х2 = 1; х2 = 144?»
«Темринг» (к доске выходят три ученика, с каждого ряда по одному)
Задание: Найдите значение выражения, и записать на доске.
82 = 102 = 62 =
(-8)2 = (-10)2 = (-6)2 =
-82 = -102 = -62 =
Вопрос «как называются числа 82 и -82?» ( противоположными)
Эстафета 1
Ученики заполняют карточки, передавая друг другу (каждый заполняет только одну клетку).
а |
2 |
5 |
|
0,8 |
1,3 |
-5 |
а² |
|
|
|
|
|
|
а |
3 |
7 |
|
0,9 |
1,2 |
-7 |
а² |
|
|
|
|
|
|
а |
4 |
9 |
|
0,7 |
1,1 |
-9 |
а² |
|
|
|
|
|
|
3. Подача нового материала.
Ещё в древности у египтян, из практической деятельности, возникла задача «Как, зная площадь поля квадратной формы, определить сторону?»
Пусть сторона квадрата х. Тогда х2 = S. Решим эту задачу с точки зрения математики. Зададим себе вопрос, например для уравнения х2 = 25, а каковы корни уравнения?
х1 = 5 т.к. 52 = 25, но и
х2 = -5 т.к. (-5)2 = 25.
5 и -5 называются квадратными корнями из числа 25;
7 и -7 называются квадратными корнями из числа 49;
0,3 и -0,3 называются квадратными корнями из числа 0,09 и т.п.
Даем определение квадратного корня из числа a.
Плакат 2.
Квадратным корнем из числа а называется число, квадрат которого равен а
Например:
Квадратным корнем из числа 81 есть числа 9 и -9,
так как 9² = 81 и (-9)² = 81.
Эстафета 2
Каждому ряду раздаем следующие карточки
Уравнение |
х²=16 |
х²=0,25 |
|
х²=1,44 |
х²=100 |
х²= -9 |
Корни уравнения |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
Уравнение |
х²=64 |
х²=0,16 |
|
х²=1,21 |
х²=225 |
х²= -16 |
Корни уравнения |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
х1= х2= |
Неотрицательные корни этих уравнений принято называть арифметическим квадратным корнем из числа a.
Плакат 3.
Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а
Например:
- знак арифметического квадратного корня.
Выражение читают так: «квадратный корень из числа а ».
Знак арифметического квадратного корня впервые ввел в 1525 году немецкий математик Х.Рудольф.
Вводим знак радикала
И так = 10, т.к. 10 > 0 и 102 = 100.
= 4; = 12; =46; = 81.
Наименьшее число, которое может быть под корнем – это 0.
= 0
Арифметический квадратный корень из отрицательного числа не существует
- не определено
Практическая работа – как с помощью таблицы квадратов находить квадратные корни из чисел. Например:
= 81 = 810
= 8,1 = 8100
= 0,81 = ?
= 0,081 = ?
Последние два значения можно найти приближенно с помощью калькулятора.
Эстафета 3. Работа по нахождению арифметического квадратного корня из чисел.
а |
4 |
81 |
|
0,64 |
625 |
10,24 |
|
|
|
|
|
|
|
a |
9 |
64 |
|
0,49 |
441 |
12,25 |
|
|
|
|
|
|
|
а |
16 |
25 |
|
0,36 |
400 |
10,89 |
|
|
|
|
|
|
|
4. Динамическая пауза. ( Направлена на профилактику остеохондроза.)
Сесть на краешек стула.
Поднять руки, потянуться, напрячь мышцы.
Вытянуть руки перед грудью, потянуться.
Руки в стороны, потянуться, напрячь мышцы.
Обхватить себя руками, выгнуть спину.
Принять рабочее положение.
5. Закрепление материала.
Весь класс работает, в устной форме, с заданиями № 377, 378, 379(1,5,9,13).
Потом, всем классом, повторяем свойства арифметического квадратного корня.
Плакат 4
Из свойства арифметического квадратного корня имеем:
1) равенство = в имеет место, если
а) a 0 б) в2 = a;
2) если a < 0, то не имеет смысла.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Оценивание результатов работы: устной, практической и с карточками.
7. Домашнее задание § 12, № 380, 381, 382, 383.