Урок № 5 § 13
Тема: Множество и его элементы. Подмножества.
Цель урока:
Образовательная: дать учащимся определение множества и подмножества, элементы множества. Ввести понятие диаграмма Эйлера.
Развивающая: развивать вычислительные навыки и умение. Развивать творческие способности и логическое мышление.
Воспитательная: воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений
Оборудование: мел, учебник, цветные мелки
Х о д у р о к а
- проверка готовности класса к уроку;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- приветствие
2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
Анализ домашней работы у доски
I ученик № 387(2,4,7);
II ученик № 388(2,4,6);
III ученик № 389(2,4,6,8);
IV ученик № 390(2,4,6).
Пока учащиеся у доски готовят ответы, весь класс работает над повторением теоретического материала § 14:
- Что называем квадратным корнем из числа а? (Квадратным корнем из числа а называется число, квадрат которого равен а)
- Что называем арифметическим квадратным корнем из числа а? (Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а)
- Сколько квадратных корней имеет число 36? А число 7?
- Сколько арифметических квадратных корней имеет число 64? А числа: 81; 13; - 25?
Выслушиваем решения домашней работы, корректируя, задавая им вопросы и исправляя ошибки совместно с учащимися всего класса.
3. Подача нового материала.
Мотивация. Вы любите математику (только честно)? А почему не любите? Не интересна, трудна, скучна. Я, сейчас, попробую доказать вам обратное.
-Вы кто? (человек, школьник, учитель, Лена, мама, дочь…)
-Хорошо. Один ученик, две Саши, один учитель…А, вместе мы? Люди. Вместе нас много. В математике есть такое понятие, как … множество. Каждый из нас элемент, какого либо множества. Множество людей, множество учеников, множество учителей… Продолжите перечень множеств. А, что же, учителя, ученики и т.д. не люди?!
Встаньте вокруг синего обруча представители мужского пола, вокруг красного представители женского пола, а вокруг желтого Игорь. Что, не можем определиться, куда нам: к умным или красивым?! Какой выход из положения можно предложить? (образовать пересечение этих множеств) В математике это понятие называется пересечением множеств. Поэтому, и получается, что один и тот же человек или предмет может оказаться элементом сразу нескольких множеств. Поэтому, так многообразен и удивителен наш мир.
Теоретический материал.
I. Множество представляет собой совокупность некоторых предметов или чисел, составленных по каким-либо общим свойствам или законам (множество букв на странице, множество правильных дробей со знаменателем 5, множество звезд на небе и т.д.).
Для записи множества используют фигурные скобки:
«{ »- множество открывается;
"}" — множество закрывается.
А само множество называют заглавными латинскими буквами: А, В, С и так далее.
Примеры.
1. Записать множество А, состоящее из всех гласных букв в слове «математика».
Решение. А={а, е, и}. Вы видите: несмотря на то,что в слове «математика» имеется три буквы «а» — в записи множества повторений не допускается, и буква «а» записывается только один раз. Множество А состоит из трех элементов.
2. Записать множество всех правильных дробей со знаменателем 5.
Решение. Вспоминаем: правильной называют обыкновенную дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Обозначим через В искомое множество. Тогда:
Множество В состоит из четырех элементов.
В = { }
II. Множества состоят из элементов и бывают конечными или бесконечными. Множество, которое не содержит ни одного элемента, называют пустым множеством и обозначают Ø.
III. Множество В называют подмножеством множества А, если все элементы множества В являются элементами множества А.
3. Какое из двух данных множеств В и С является подмножеством множества К,
если В={-1; 3; 4}, C={0; 3; 4; 5), K={0; 2; 3; 4; 5; 6} ?
Решение. Все элементы множества С являются также элементами множества К, поэтому, множество С является подмножеством множества К. Записывают:
IV. Пересечением множеств А и В называется множество, элементы которого принадлежат и множеству А и множеству В.
4. Показать пересечение двух множеств М и F с помощью кругов Эйлера.
Решение.
V. Объединением множеств А и В называется множество, элементы которого принадлежат хотя бы одному из данных множеств А и В.
5. Показать с помощью кругов Эйлера объединение множеств Т и Р.
Решение.
4. Закрепление материала.
В классе рассмотрим следующие номера: №422, 423, 436, 431, 434
5. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Молодцы. Садитесь.
6. Самостоятельная работа
Решить № 428
(подсказка: необходимо сперва решить уравнения, найти корни и записать их в виде множества).
7. Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов и оценивание учащихся.
- Над какой темой работали?
- Какие цели ставили в начале урока?
- Что узнали нового?
6. Домашнее задание § 13, № 424, 427, 429, 432.