Урок математики з використанням прийомів мнемотехніки, де розкривається секрет цифри 9. А саме вивчення мнемообразів, що використовується на подальших уроках для засвоєння на їх основі складу числа.
УРОК МАТЕМАТИКИ
Класс: 1 – Б Учитель: Крапивная Елена Ивановна
Тема: Сравнение чисел. Секрет цифры 9. Написание цифры 9. Геометрический материал.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: раскрыть секрет цифры 9, дать понятие о местонахождении числа 9 в ряду чисел; формировать навыки сравнения чисел; развивать логическое мышление, творческое воображение, активность; воспитывать усидчивость, настойчивость при выполнении заданий. Дополнять представление жизненного опыта учащихся, корректировать восприятия, запоминания, память, воображение, мышление, смекалку, остроумие, сосредоточенность, пространственные представления, навыки вычислений и письма, доразвитие осязания, слуха, остроты зрения, поля зрения, угла зрения, глазодвигательных, прослеживающих функций, бинокулярного зрения, цветоразличения, цветовосприятия; коррекция умений выполнять различные действия в процессе обучения, выполнения заданий на уроке, развития мелкой моторики, пространственной ориентации, осанки, движения, корректировать эмоционально-волевую сферу, следить за охраной зрения.
Оборудование: математический веер, карточки индивидуальные и для работы в паре, образ цифры 9, карточка с мнемообразами, образец написания цифры 9, игра «Танграм».
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1. Приветствие
Дети у нас на уроке много гостей. Издавна люди говорили: «Гости в дом, радость в дом». Поприветствуйте наших гостей.
Наш веселый дружный класс
Вам покажет все сейчас
То, чего достигли мы,
Находясь еще в пути.
2. Подготовка рабочего места и необходимого оборудования
У вас на подставках находятся карточки с заданиями для каждого и тетрадь, по середине парты задание для работы в паре, у всех веер цифр для устного счета, цветные карандаши.
3. Психогимнастика (релаксация)
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На этом уроке мы отправимся в гости к сказке.
Круглый да румяный
Прямо на поляну.
Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился … Колобок,
- Колобок-то не простой , а волшебный. Он поможет нам учиться. А что значит «уметь учиться»? С чего начинается работа на уроке?
Напоминаю вам простые правила поведения:
IІI. Актуализация опорных ЗНАНИЙ
- Катится Колобок по полянке, а навстречу ему Зайчик.
- «Колобок, Колобок, выполни мое устное задание, а не то я тебя съем».
- Поможем Колобку выполнить?
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
- Приготовили веер цифр. Слушаем внимательно и правильно считаем.
Пять ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка.
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним. 2
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей!
На полянке у дубка еж увидел 2 грибка.
А подальше у осин он нашел еще 1. 3
Кто ответить нам готов: сколько еж нашел грибов?
7 веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал, от товарищей отстал. 5
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?
Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели.
3 - румяных, налитых, 2 - с кислинкой. Сколько их? 5
5 синиц на ветку сели. К ним 2 галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки, сколько птиц сидит на ветке?
Покатился Колобок дальше.
2) Работа в паре
Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк.
- Колобок, колобок, выполни мое задание, а не то я тебя съем.
- Работая в паре, соедините мнемообразы с цифрами, которые они обозначают.
6 3 8 1 5 4 2 7 9
- Всем ли цифрам достался образ?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
- Сегодня на уроке мы раскроем секрет цифры 9, познакомимся с ее образом, научимся писать эту цифру, решим несколько примеров и попробуем собрать из деталей танграма цифру 9.
V. Восприятие и усвоение учащимися нового материала
1. Цифрообраз 9
- Послушайте стихотворение
Розу Кит в ларьке купил,
Барабану подарил.
Труба, рыбы и цветы -
Будем знать и я, и ты.
- Как вы думаете, что относится к образу цифры 9? Обобщаем тему цифры 9: цветы, морские жители, музыкальные инструменты. Дорисуйте цифру 9 до образа кита.
2. Написание цифры 9. Работа в тетрадях
Цифра 9, как и цифра 6, состоит из овала и полу овала.
Написание ее начинается с овала из правого верхнего угла. Овал переходит в полуовал, который заканчивается внизу клетки.
VI. ФизкультминуткА – ЦИФРООБРАЗЫ
1, 5, 7, 3, 4, 2, 6, 8, 9
1 – образ Карандаша: руки сомкнуты и подняты вверх
2 – образ Ласточки; руки в стороны, имитация движения крыльев птицы
3 – образ Лисички: присесть, руки положить на колени и делать круговые движения коленями
4 – образ Домика: наклон вперед, руками коснуться пола, поворот головы влево, вправо
5 – образ Яблочка: прыгать и поочередно правой и левой руками срывать яблоки
6 – образ Чайника: одна рука на поясе, другая согнута над головой, наклоны вправо-влево
7 – образ Молотка: руки вытянуты и сомкнуты над головой, имитация забивания гвоздя
8 – образ Машины: руки вытянуты перед собой, имитация руля в автомобиле
9 – образ Кита: голова наклонена вперед, руками делать круговые движения, имитация плавания
VII. КОРРЕКЦИЯ приобретенных знаний, умений и навыков
Цифра девять, иль девятка,—
Цифровая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет
VIII. ИТОГ УРОКА
-Подведём итог урока.
-Что вы узнали на уроке? Что запомнили? Что понравилось больше всего?
Я узнал…
Я запомнил….
Я умею…
IX. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Проводится по офтальмологическим карточкам.