Урок "Миф о Прометее. Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности"

Про матеріал
Конспект урока "Миф о Прометее. Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности"
Перегляд файлу

Урок №4

Тема. Миф о Прометее. Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности

 

Цели урока: ознакомить учащихся с содержанием мифа о Прометее, раскрыть проблематику, помочь уяснить значение образа главного героя; развивать умения характеризовать героя на основании его поступков, аргументированно высказывать собственное отношение к нему; воспитывать уважение к человеческой личности, стойкость, стремление к справедливости.

 

Оборудование: мультимедийные средства; слайды с репродукциями картин

 Х. де Рибера «Прометей», Г. Фюгера «Прометей несёт людям огонь», П. Рубенса «Прометей прикованный», И. Е. Репина «Прометей»; аудиозапись увертюры к балету Л. ван Бетховена «Творения Прометея»; фрагменты из мультфильма режиссёра А. Г. Снежко-Блоцкой «Прометей».

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний.

     Проверка домашнего задания.

1. - Продолжите предложение: «Миф – это…»

- Как называется наука, которая изучает мифы?

- Дайте трактовку именам:

Зевс – главный бог, громовержец;

Гея – богиня земли;

Аид – бог подземного царства;

Посейдон – бог морей;

Афродита – богиня красоты;

Афина – богиня мудрости;

Фемида – мать Зевса, богиня правосудия;

Гефест – бог кузнечного дела;

Гипнос – бог сна.

 

2. Чтение составленного учениками плана к мифу «Прометей».

 

  1.  Мотивация учебной деятельности.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию учебного материала: просмотр первых кадров мультфильма «Прометей» режиссёра А. Г. Снежко-Блоцкой (1974) — местность, где к скале прикован Прометей.

Постановка целей и задач урока

 

2. Слово учителя

— Прометей! Мифологический персонаж в древнегреческом пантеоне. Прометей в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея богиня правосудия Фемида. Имя Прометей означает "мыслящий", "предвидящий».

 

2. Согласно Эсхилу, "все искусства у людей от Прометея ", причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам. Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается.

 

Мифический Прометей - рекрасный, благородный герой и мученик, воспетый благодарным человечеством не только в древнегреческом мифе, но и в десятках художественных произведений мировой культуры, в живописи, скульптуре, музыке!

 

IV. Ход урока

1. Беседа по содержанию мифа и характеристике главного героя

 - Расскажите, как жили люди до вмешательства Прометея. (Люди были беззащитны, пугливы, с ужасом смотрели на окружающий мир. Жили они, будто кроты, в подземных норах, ели лишь траву и сырые корни, не пробовали мяса, так как не знали охоты.)

-  Заботился ли о людях Зевс? (Нет, он был равнодушен к их судьбе, он готов был погубить их, потому что они жили ещё во времена правления Крона.)

-  Почему Прометей решил прийти на помощь людям? Чему он их научил? (Прометей пожалел ещё не обладавших разумом людей, он не хотел, чтобы они несчастными сошли в мрачный Аид. Он вдохнул в них надежду и похитил для них божественный огонь. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил счёту, чтению и письму, открыл металлы и научил их добывать, приручил животных, построил первый корабль, открыл

силу лекарств.)

- За что Зевс ненавидит Прометея? (Зевс боится Прометея, когда-то помогавшего ему свергнуть Крона. Кроме того, Прометей обманул Зевса, избрав для жертвы богам кости, прикрытые лоснящимся жиром, а людям оставив мясо, скрытое под требухой. Зевс пришёл в негодование из-за того, что смертные будут есть мясо, а в жертву богам будут сжигать кости.)

- Какой была месть Зевса? (Он оставил людей без огня. Они жили в тёмных домах, не могли согреться и приготовить пищу.)

- Как нарушил запрет Зевса Прометей? (Он пробрался в дворец Зевса и украл огонь для людей.)

-  Найдите в тексте цитату, в которой речь идёт о наказании Прометея. («Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея». « Прикован , наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным острием». «Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вечный мрак».  «Опять лежит он, распростертый, на высокой  скале, невыносимо жгло его солнце, секли дожди, шарпали злые ветра, и каждый день прилетал туда огромный орёл, острыми когтями разрывал титанову грудь и клевал ему печень. За ночь кровавая рана заживлялась,

но на следующий день снова прилетал орёл и снова люто изрывал в клочь могущественное Прометеево тело»).

-  Приведите цитаты, которые свидетельствуют о смелости и несокрушимости

Прометея. («Страшные мои мучения, и я не отрекаюсь от своего поступка!» «Я сам снесу свою кару». «Пусть Зевс беззаботно живёт на Олимпе! Пусть радуется своими громами и сыплет на землю огненные молнии. Но настанет день, когда сбудется проклятие его отца Кроноса!» «Пусть Зевс и не надеется сделать из меня такого прислужника. Я не променяю свои страшные мучения на позорное рабство». «Ненавижу я всех богов». «Пусть Зевс неистовствует, пусть гремит от гнева и сжигает скалы жгучим огнём или засыпает ледяным снегом — всё равно не вырвет из моих уст ни одного слова». «Эти страшные мучения длились тысячелетия, но ничто не могло одолеть титана. Ни разу не попросил пощады, не отрёкся от своей привязанности к смертным».)

- Кто из героев мифа сочувствует Прометею? (Гефест, Океаниды, Океан, Фемида)

- Почему Зевс решил освободить Прометея? (Хотел узнать тайну своей смерти, которая была известна лишь тираноборцу.)

-  В чём заключалась эта тайна? (Сын Фемиды, с которой собирался вступить в брак Зевс, должен был быть сильнее своего отца. Если бы свадьба состоялась, Зевс погиб бы от руки своего сына, так же, как и его отец Кронос.)

- Кто смог смягчить сердце неумолимого Прометея и убедить его открыть тайну? (Это смогла сделать лишь мать героя — Фемида, которая, горько плача, просила его спасти самого себя.)

- Кто пришёл освободить титана? (Легендарный герой Геракл, по приказу Зевса он отыскал тираноборца, убил орла и разорвал Прометеевы оковы.)

- В переводе с греческого Prometheus означает «провидец». Как это проявляется в мифе? Почему Прометей, провидя свою судьбу, всё-таки помогает людям и не покоряется Зевсу?

 

2. Взаимодействие искусств

-  Сравните изображение Прометея  на картинах известных художников (Рубенс, Репин,  Х. де Рибера , Г. Фюгер) . Найдите разницу в понимании главной идеи мифа разными художниками. Обратите внимание на палитру красок, позу героя, выражение лица, на то, что изображено на заднем план

- Прослушайте симфоническую поэму А.Н.Скрябина «Прометей. Поэма огня». Какие цветовые ассоциации возникают? Какими красками вы нарисовали бы портрет скрябинского Прометея?

 

V. Подведение итогов урока

Осуществление рефлексии методом составления синквейнов

«Прометей», «Зевс»

Прометей

Сильный, мужественный

Жил, помогал, страдал

Прометей — непокорный, мудрый провидец.

Титан

Зевс

Грозный, несправедливый

Покорял, низвергал, наказывал

Зевс — коварный, подавляющий властелин.

Тиран

V. Домашнее задание

Прочитать мифы о Геракле

docx
Додано
20 листопада 2019
Переглядів
1866
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку