Тема. Урок-практикум.Деловая игра , 8 класс.
Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.
Оборудование: учебные тексты.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений.
ХОД УРОКА
Беседа
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодняшний урок — это урок повторения и обобщения известного, это урок «приложения сил».
На этом уроке, как и на всех уроках русского языка вообще, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, поэтам, художникам.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Работа в группах.
I«Редакторы». Виды односоставных предложений. Их роль в речи.
«...А душа есть только в «Грачах».
И. Н. Крамской
Глубокой любовью к родной земле, проникновенной поэзией весны веет от этой несложной по сюжету картины.
Окраина русского провинциального городка. Скромная церквушка. Тающий снег. Лёгкие и зябкие берёзки. Стая грачей — первых вестников близкой весны.
Чистый, свежий, бодрящий, прозрачный воздух. Лёгкие облака и голубеющее небо.
Немногим художникам удавалось так просто и трогательно рассказать о весне. Простота и нежность. Мягкость души и доброта сердца. Проникновенное чувство родины.
Эпиграф — изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
Задание
Сформулируйте главную мысль текста.
Выясните лексическое значение слов эпиграф, цитата.
Назовите односоставные предложения. Объясните их роль в тексте.
II«Проба пера». Сочинение-миниатюра по данному началу.
Задание
Написать миниатюру по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений.
Вечер. Беру томик стихов А.С.Пушкина…
Задание
Сравните два отрывка, озаглавьте их, определите тему и основную мысль.
Укажите, как раскрывается основная мысль, какие средства выбирает автор для выражения своего отношения к высказываемому, какую роль играет безличные предложения.
1) Голо и неприветливо в лесу. Либо стоит гнетущая тишина, либо рвется и завывает в черных отсыревших ветвях промозглый ветер. Часто сеет холодная морось, а чуть подморозит — начинают кружится ленивые белые мухи. Стихает ветер, ни зверя, ни птицы, будто все кругом вымерло (По Б. Тимофееву).
2) Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Тихо стало в лесу. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! (По Д. Зуеву)
Задание
Составьте диалог двух друзей на тему: «На пикнике», используя односоставные предложения.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Слово учителя. Сегодня вы убедились в богатстве языковых средств русского языка, его способности выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных конструкций. Вы научились распознавать все виды односоставных предложений и уместно употреблять их в устной и письменной речи.
VI. Домашнее задание