Знакомит учащихся с хлопчатобумажными и льняными текстильными волокнами, их свойствами, способами получения, а также полотняным переплетением и дает понятие о рапорте.
Поурочно-тематический план урока технологии в 6-ом классе
по теме "Ткани растительного происхождения"
Цель урока:
Методы обучения: беседа, мозговой штурм, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование и материалы: клаптики тканей, ножницы, спички, жестяные крышки.
Тип занятий: комбинированный.
Дата проведения:
Ход урока
І. Организационный момент
Проверка присутствующих в классе. Проверка готовности учащихся к уроку.
П. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Что такое волокна? Какие волокна называют текстильными?
2. На какие 2 группы делят все текстильные волокна?
3. На какие группы делят все натуральные волокна?
4. Какие ткани относятся к каждой группе?
ІП. Мотивация учебной деятельности учащихся
Х/б и льняные ткани очень ценятся, недаром хлопок называют «белым золотом», а лён – «северным золотом». Сегодня мы познакомимся ближе с этими замечательными тканями.
ІУ. Сообщение темы, цели урока. Объяснение нового материала
Хлопчатник – одна из древнеших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выращивали уже в третьем тысячелетии до нашей эры.
Сегодня хлопчатник выращивают во всех районах с теплым сухим климатом - в Китае, Индии, Бразилии, Средней Азии (Казахстане, Киргизстане, Азербайджане, Армении и др.).
Видео. Как кастет хлопок
Прочитать рубрику «Это интересно» стр.7
Лен – травянистое однолетнее растение. Имеет длинный стебель, который даже если потереть руками, выделяются длинные (до 40 см) волокна. Цветет он синими мелкими цветочками. Считается очень древней технической культурой, которую выращивали в горных районах Индии, Китая, Средиземноморья.
Прочитать рубрику «Это интересно» стр.14
Выращивают в странах с умеренным климатом - на Украине, Белоруссии, России.
Самые распространенные сорта: лён-долгунец и лён-кудряш. (Лён-долгунец имеет более длинные волокна, поэтому ценится выше). В Х – ХІІІ веке лён-долгунец стал основным прядильным растением Киевской Руси и получил название «северное золото».
Видео. Как сделать хлопковую нить.
Посмотреть картинки (стр. 11 – 13).
Видео. Льняные ткани
МШ. Сильно ли отличается процесс получения хлопчатобумажных и льняних тканей? Чем отличается? Чем похож?
Записать объединенную схему на форзацах учебника.
Изготовление х/б и льняных тканей
Х/б ткани |
Льняные ткани
|
Очистка от листьев и коробочек |
Получение тресты |
Хлопок-сырец |
Трепание спрессованных волокон |
Отделение волокна от семян |
Чесание волокон |
Распушивание и чесание волокон |
|
Образование ленты-ровницы |
Крапива, конопля, джут, кенаф. Из них получают технические ткани, шпагаты.
Заполни пропуски:
(прядение) ?
Текстильное волокно ? ткань
Физкультминутка
Мы не будем торопиться,
Разминая поясницу.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.(вращения головой в стороны)
Приседания у нас,
Приседает целый класс.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ноги надо размять. (приседание)
От разминки польза есть?
Что ж, пора за парты сесть.
У. Формирование умений и навыков с помощью практической работы.
Записать: х/б ткани: ситец, сатин, бязь, джинс, махровая ткань, батист…
Льняные ткани используются для столового белья, постельного белья, одежды и специального назначения (для вышивки и т.д.)
УІ. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить параграф 1, принести цветную бумагу для полотняного переплетения, клаптики тканей, ножницы, иголку, спички, лупа, клей, скотч.