Урок "Натуральні текстильні волокна рослинного походження"

Про матеріал

Знакомит учащихся с хлопчатобумажными и льняными текстильными волокнами, их свойствами, способами получения, а также полотняным переплетением и дает понятие о рапорте.

Перегляд файлу

Поурочно-тематический план урока технологии в 6-ом классе
по теме "Ткани растительного происхождения"

Цель урока:

  • обучающая - расширить кругозор учащихся; познакомить с льняными и х/б тканями, их производством;
  • развивающая - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы, способствовать развитию интереса к предмету;
  • практическая  - научить отличать полотняное переплетение.

Методы обучения: беседа, мозговой штурм, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование и материалы: клаптики тканей, ножницы, спички, жестяные крышки.

Тип занятий: комбинированный.

Дата проведения:  

Ход урока

І. Организационный момент

   Проверка присутствующих в классе. Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Что такое волокна? Какие волокна называют текстильными?
          2. На какие 2 группы делят все текстильные волокна?
          3. На какие группы делят все натуральные волокна?         
          4. Какие ткани относятся к каждой группе?

ІП. Мотивация учебной деятельности учащихся

Х/б и льняные ткани очень ценятся, недаром хлопок называют «белым золотом», а лён – «северным золотом». Сегодня мы познакомимся ближе с этими замечательными тканями.

ІУ. Сообщение темы, цели урока. Объяснение нового материала

  1. Хлопок («белое золото», хотя бывает желтоватого, зеленоватого оттенка)


         Хлопчатник – одна из древнеших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выращивали уже в третьем тысячелетии до нашей эры.

Сегодня хлопчатник выращивают во всех районах с теплым сухим климатом  - в Китае, Индии, Бразилии, Средней Азии (Казахстане, Киргизстане, Азербайджане, Армении и др.).

Видео.  Как кастет хлопок

Прочитать рубрику «Это интересно» стр.7

  1. Лён 


  Лен – травянистое однолетнее растение. Имеет длинный стебель, который даже если потереть руками, выделяются длинные (до 40 см) волокна. Цветет он синими мелкими цветочками. Считается очень древней технической культурой, которую выращивали в  горных районах Индии, Китая, Средиземноморья.

Прочитать рубрику «Это интересно» стр.14

Выращивают в странах с умеренным климатом - на Украине, Белоруссии, России.

Самые распространенные сорта: лён-долгунец и лён-кудряш. (Лён-долгунец имеет более длинные волокна, поэтому ценится выше). В Х – ХІІІ веке лён-долгунец стал основным прядильным растением Киевской Руси и получил название «северное  золото».

  1. Получение хлопчатобумажных и льняных тканей.

 

Видео. Как сделать хлопковую нить.

Посмотреть картинки (стр. 11 – 13).

Видео. Льняные ткани

МШ.  Сильно ли отличается процесс получения хлопчатобумажных и льняних тканей? Чем отличается? Чем похож?

Записать объединенную схему на форзацах учебника.

Изготовление х/б и льняных тканей

  1. Первичная обработка сырья
     

Х/б ткани

Льняные ткани

 

Очистка от листьев и коробочек

Получение тресты

Хлопок-сырец

Трепание спрессованных волокон

Отделение волокна от семян

Чесание волокон

Распушивание и чесание волокон

 

Образование ленты-ровницы

 

  1. Прядение
  • Вытягивание, скручивание ровницы.
  • Наматывание пряжи.
  • Склеивание или скручивание пряжи.

 

  1. Ткачество
  • Суровая ткань.
  • Отбеливание пряжи.
  • Отделка.
  1. Другие волокна растительного происхождения (стр.14, рубрика «Это интересно», последний абзац)

Крапива, конопля, джут, кенаф. Из них получают технические ткани, шпагаты.

 

Заполни пропуски:

                                          (прядение)                       ?

Текстильное волокно  ?   ткань

 

Физкультминутка

Мы не будем торопиться,

Разминая поясницу.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.(вращения головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ноги надо размять. (приседание)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

 

  1. Полотняное переплетение нитей ткани. Раппорт

 

У. Формирование умений и навыков с помощью практической работы.

  1. Найти в коллекциях тканей полотняное переплетение.
  2. Научиться различать хлопчатобумажные и льняне ткани по коллекциям образцов)

 

Записать:  х/б ткани: ситец, сатин, бязь, джинс, махровая ткань, батист…

Льняные ткани используются для столового белья, постельного белья, одежды и специального назначения (для вышивки и т.д.)

УІ. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  выучить  параграф 1, принести цветную бумагу для полотняного переплетения, клаптики тканей, ножницы, иголку, спички, лупа, клей, скотч.

 

docx
Додано
29 липня 2018
Переглядів
1364
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку