11 травня о 19:00Вебінар: Трудові відносини в закладі освіти: права, обов’язки та соціальні гарантії

Урок "Не с именами существительными"

Про матеріал

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Не с именами существительными". Для классов с русским языком обучения. Содержит обучающие схемы.. Урок основан на интерактивных методах обучения.

Перегляд файлу

 

 

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 6 классе

по теме:

«Не с именами существительными.

Систематизация, обобщение материала по теме»

 

Картинки по запросу картинка не с существительными

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней №5

с профильным обучением

Цебенко Екатерина Александровна

 

 

 

Бахмут - 2017

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Дата: 13.12.2017

Тема: «Не с именами существительными. Систематизация, обобщение материала по теме».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи мини-модуля 1:

1. Образовательные:

  • ознакомить учащихся с условиями выбора слитного или раздельного написания не с существительными;
  • научить аргументировать выбор слитного или раздельного написания не с именами существительными.

2. Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;
  • развитие языковой, учебно-познавательной, коммуникативной,

здоровьесберегающей  компетентностей (профилактика сколиозов, близорукости).

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к языку как средству получения знаний;
  • воспитание культуры общения и поведения.

Межпредметные результаты:

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

Методы и приёмы:

  • объяснение;
  • письменные и устные упражнения;
  • графические упражнения;
  • составление формально-логической модели (заполнение таблицы);
  • метод иллюстраций;
  • метод демонстраций.

Раздаточный материал:  картинки-эмоции, схема-алгоритм, набор для игры «Лото», ёлочные шарики (для рефлексии), карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: учебник (Рудяков А.Н., Фролова Т.Я. Русский язык: Учебн. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения. – К.: Грамота, 2014. – 240 с., ил.),  проектор.

Демонстративный материал: презентация, иллюстрации (новогодняя тематика), видеоролики.


Ход мини-модуля 1

Слайд 1

I. Организационный момент и психологическая установка.

(Звучит волшебная рождественская мелодия)

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и приготовьтесь к приятной, плодотворной работе.

В преддверии новогодних праздников царит необычная, волшебная атмосфера. В это время как никогда хочется верить в чудо. И сегодня на уроке мы с вами попытаемся перенестись в новогоднюю сказку. Всё необходимое у нас есть: камин, сапожки, в которых окажутся подарки для послушных детей, мерцающие огоньки гирлянды, зимние пейзажи (пусть пока только на картинках), Новогодняя ёлка и, конечно же подарки, как же без них.

Слайд 2

У вас на партах есть наборы картинок. Выберите снеговичка, настроение которого соответствует вашему настроению в начале урока, покажите его всем.

(дети показывают картинки, отражающие их настроение; комментарий учителя)

Слайд 3

II. Проверка домашнего задания.

Какое задание вы выполняли дома?

(изложение текста по сложному плану)

Кто хочет прочитать своё изложение?

(ученики читают  текст изложения, учитель комментирует)

III. Постановка темы, целей и задач урока (через проблемную ситуацию)

Прежде, чем мы с вами обозначим тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите небольшое видео.

Видеозапись №1

Что вызвало вашу улыбку?

(ответы детей)

Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

Слайд 4

Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Не с именами существительными».

Вы научитесь определять, как следует писать не с именами существительными: слитно или раздельно, а также научитесь отличать не частицу, приставку и часть корня.

IV. Изучение нового материала.

Слайд 5

Рассмотрите схему:

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5699fa79ac75e/user_file_5699fa79ac75e_0_1.png

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав правило на странице 91. 

(ученики объясняют слитное и раздельное написание не)

А поможет нам разобраться схема-алгоритм,  которая лежит у каждого на столе. Она будет помогать вам в течение всего урока.

Слайд 6

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5699fa79ac75e/user_file_5699fa79ac75e_0_2.png

Итак, оформим всё, сказанное нами, в тетради:

1. Ненависть, ненастье – слитно, т.к. без не сущ. не употребляются.

2. Несчастье (горе), неправда (ложь) – слитно, т.к. можно заменить синонимом без не или выражением.

3. Не счастье, а горе; не правда, а ложь – раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а.

 

V. Физкультминутка

Видеозапись №2

 

VI. Первичное закрепление изученного материала

 

Упражнение  ____ ,  стр. 90  (устно)

Страна без частицы не
(С.М. Бондаренко)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

 

 VII. Подведение итогов мини-модуля 1

  • Как пишется не с именами существительными?
  • Когда пишем не слитно?
  • Когда раздельно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи мини-модуля 2:

1. Образовательные:

  • научить различать не – приставку, частицу, часть корня;
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

2. Развивающие:

  • развитие умения работать в парах, давать оценку своей работе ответам одноклассников;
  • развитие языковой, учебно-познавательной, коммуникативной,

здоровьесберегающей  компетентностей (профилактика сколиозов, близорукости).

3. Воспитательные:

  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи;
  • воспитание сознательного интереса к языку как средству получения знаний;
  • воспитание культуры общения и поведения.

 

 

Ход мини-модуля 2

 

I. Актуализация опорных знаний

Итак, ребята, мы познакомились с правилом слитного и раздельного написания не с существительными. Послушайте стихотворение:

Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей .

(Не правда, а ложь)

А там - в приставку превратиться

(Неправда),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться!

(Негодование)

(ученики объясняют изученные орфограммы)

II. Закрепление полученных знаний

1. Объяснительный диктант

1. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна (С.А.Есенин).

2. Опять гудит, бушует непогода (Б.М.Лихарев). 3. Кажется, не буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю (С.Я.Маршак).

2. Творческий диктант

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я?

(неряха)

 

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится лениться.

(Незнайка)

 

3. Замените слово враг синонимом с приставкой не.

(недруг)

 

4. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает…

(непогода)

 

5. Замените слово плен, рабство синонимом с приставкой не.

(неволя)

 

6. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Называюсь …

(незабудка)

 

Слайд 7

 

 

3. Цифровой диктант

(учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1-пишем слитно, 2- пишем раздельно)

1. Несчастье состарило его на один год. 2. Теперь ты мой неприятель. 3. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. 4. Рассказала бабушка много небылиц. 5. В решение задачи вкралась неточность. 6. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. 7. Маша скромница и недотрога. 8. Голод - не тетка, пирожка не поднесет. 9. С неряхой мало кто общается.

Ключ:1,1,2,1,1,2,1,2,1

Слайд 8

Сложите все цифры. Какое число у вас получилось?

(12)

А какой сейчас по счёту месяц?

(Декабрь – двенадцатый месяц)

 

 

Физкультминутка «Хлопок - молчок»

Слайд 9

1. Имя существительное – это член предложения, который обозначает предмет.

нет

2. Слово невежа пишется с не раздельно.

нет

3. Имя существительно отвечает на вопросы кто? что?

да

4. В пословице «Глупость не порок, а беда» не с существительным пишется раздельно.

да

5. Имя существительное обозначает признак предмета.

нет

 

4. Игра «ЛОТО»

(работа в парах)

Слайд 10

1. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает  

(НЕБЫЛИЦА).

2. Неизвестный человек                           

(НЕЗНАКОМЕЦ).

3. Неаккуратный человек                         

(НЕРЯХА).

4. Грубый, невоспитанный человек

(НЕВЕЖА).

5. Растение с мелкими голубыми цветками

(НЕЗАБУДКА)

6. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области

(НЕВЕЖДА).

7. Горе, несчастье

(НЕВЗГОДА).

8. Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек

(НЕДОТРОГА).

Слайд 11

5. Упражнение 202

(выполняет весь класс)

Вежливость – невежливость (грубость).

Правдивость – неправдивость (ложь).

Скромность – нескромность (наглость, дерзость).

Тактичность – нетактичность (бестактность).

Решительность – нерешительность (трусость, робость).

Внимательность – невнимательность (рассеяность).

 

(некоторые ученики работают с карточками)

КАРТОЧКА №1        

Раскройте скобки, найдите соответствия:


(Не)зависимость        Робость              ___________________

(Не)былица                Грубость            ___________________

(Не)нависть                Свобода             ___________________

(Не)смелость              Возмущение      ___________________

(Не)вежливость          Выдумка           ___________________

(Не)годование            Вражда              ___________________

 

КАРТОЧКА №2

1. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово, подчеркните его:

а) (не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность

б) (не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость.

в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка.

г) (не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость

 

2. Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными.

а) (Не) грамотность- признак некультурного человека

б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство

в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.

г) (Не)друг не посочувствует.

 

3. Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка,

не – часть корня:

(Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,

(не)внимательность, (не)дуг.

 

не – приставка                               не – часть корня

 

 

4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.

а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.

б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый.

в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.

г) Глупость (не) порок, а беда.

 

III.Подведение итогов мини-модуля 2

- Что нового мы узнали на уроке?

-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?

-Когда будем писать раздельно?

IV.Домашнее задание

Слайд 12

Весь класс: выучить правило на стр.91, письменно выполнить упражнение 209.

Творческое задание (по желанию): составить сказку о правописании не с именами существительными.                 

IX. Рефлексия.

Слайд 13

У каждого на парте есть ёлочный шарик. Напишите на нём свои впечатления об уроке, продолжив одну из фраз на слайде.

(дети озвучивают написанное и украшают шариками ёлку)

Слайд 14

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, были активными и внимательными. Благодарю вас за работу и желаю, чтобы наступающие праздники  принесли вам исполнение всех ваших желаний.

До свидания.

 

 

 

 

docx
Додано
18 березня 2018
Переглядів
2640
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку