Найвищою метою ХХІ століття – є виховання особистості, яка здатна до самоосвіти і розвитку, вміє використовувати набуті знання і критично мислити, прагне змінити на краще своє життя і життя своєї країни.Проведення уроків з використанням новітніх педагогічних технологій, а саме технології розвитку критичного мислення, вважається одним із напрямків підвищення якості освіти.
До вашої уваги урок з розвитку мовлення на уроках з російської мови з використанням елементів критичного мислення.
Учитель: Путятова Оксана Анатольевна
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІст. №23
Класс - 4
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по личным наблюдениям
«Весна. Пробуждение»
Цель урока: Формировать умения написания сочинения на материале непосредственных наблюдений.
Развивать умение строить речь и текст в определенной
композиционной форме, составлять словосочетания, подбирать к
словам слова- описания ,слова- действия;
продолжать формировать навыки
устойчивого внимания, орфографической зоркости.
Формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Развивать тактильно-ассоциативные ощущения учащихся.
Расширять и обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать образное восприятие мира, самостоятельность,
увлеченность, творческую активность.
Тип урока. Урок развития речи.
Оборудование:
1. Видеоролик о весне.
2.Детские рисунки о весне, картины художников- пейзажистов.
3.Стихотворения о весне.
4.Музыкальное произведение ( Ф. Шопен «Весна»)
5.Орфографический и толковый словари.
6.Таблицы, карточки.
Ход урока.
I. Настраивание.
1.Приветствие. Посмотрите друг на друга . Подарите друг другу улыбку. Я приглашаю вас ребята и наших гостей вместе поработать на уроке. Желаю всем на уроке хорошего настроения и творческой работы.
II. Мотивация учебной деятельности.
1.Стратегия «Предвидения по загадке»
а) Ежегодно приходят к нам в гости.
Один седой , другой молодой ,
Третий скачет , а четвертый плачет. ( Времена года)
б). Она приходит с ласкою
И со своею сказкою –
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
в). Если все вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
Пробудись скорее друг!
Светит солнышко в глаза
Значит к нам пришла … Весна.
(на доске появляется слово весна)
2. Стратегия « Ассоциативный куст».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово весна?
Капель Ручейки
Солнце Весна Тепло
Радость Пробуждение __ (утро года)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
1. Постановка проблемы.
- Чтобы описать красоту природы композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте музыкальную композицию и нарисуйте словесную картину к этому произведению. ( Ф. Шопен «Весна»)
- Какую картину вы представили слушая музыку?
- О каком времени года пойдет речь на уроке.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня наш урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет сочинение.
V. Осознание и восприятие материала.
1. Рассказ учителя.
- Весна. Все мы ждем ее с нетерпением. Все мы оживаем с приходом весны.
Весна. Это сладкое звучание капели, упоительный воздух, слепящее своим ярким светом солнце. Звучание ручьев и пение птиц. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских и украинских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы – весенние пейзажи. Весне посвящается много рассказов, стихотворений, в песнях, сказках весна названа красавицей, феей, волшебницей.
Исаак Левитан «Большая вода»
А.Г. Саврасов «Грачи прилетели»
И. Шишкин «Весна в лесу»
Исаак Левитан «Цветущие яблони»
2. Творческая работа учащихся.
- Сказочная картина весны притягивает, волнует, тревожит наше воображение. Свое видение о весне дети показали в своих рисунках и стихотворениях (дети читают свои стихи)
Весенние этюды учащихся
(Переход учащихся в пары)
Физ.пауза . Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На цветочек тихо села!
3. Стратегия «Дискуссия в парах»
- У нашего народа есть удивительные изречения, которые поражают своей точностью и наблюдательностью. Эти народные изречения демонстрируют замечательную способность человека к поэтичности выражения мысли.
- Объясните написание орфограмм и значение пословиц.
Ф.враль с.лён м.тел.ю, а март капел.ю.
В марте день (с)ноч.ю меряется, равняется.
В.сна да осень на дню п.год вос.мь.
Матр (с) в.дой, апрел. (с) тр.вой
Апрел. – щ.ка хв.стом ле. разбива.т
Март (с) в.дой, апрел. (с ) тр.вой, май с цв.тами
Зима в.сну пугает, да сама та.т (проверка)
4. Стратегия «Матрица».
- Запишите слова существительные на тему весна.
-Теперь добавьте к этим словам прилагательные, глаголы и словосочетания.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
весна |
долгожданная, ранняя, веселая |
пришла, наступила, подкралась |
солнце |
|
|
небо |
|
|
ручейки |
|
|
капель |
|
|
проталины |
|
|
трава |
|
|
природа |
|
|
дыхание |
|
|
- Обменяйтесь мнениями в парах и запишите в свои таблицы новые слова.
5. Редактирование текста
-Прочитайте текст. К какому типу текста его можно отнести?
После морозов пришла весна. Стало светить солнце. Пробуждается природа после долгого сна. Распускаются почки на деревьях. Звенит и капает капель. По дорогам бегут ручейки. На проталинках появляются цветы. Прилетают из стран птицы. Все кругом расцветает и пробуждается ото сна.
( После зимних морозов пришла долгожданная красавица весна. Солнце стало светить ярче. Пробуждается природа после долгого зимнего сна. Распускаются смолистые почки на деревьях. Звенит и капает весенняя капель. По дорогам бегут говорливые ручейки. На проталинках появляются первые весенние цветы. Прилетают из дальних стран птицы. Все кругом расцветает и пробуждается ото сна.)
- Какой частью речи нужно дополнить текст, что бы получился текст с элементами описания?
- Обменяйтесь мнениями в парах, отредактируйте текст. (Проверка)
6. Просмотр видео ролика. ( Пробуждение весны. Релакс.)
- Какие краски подарила весна природе?
- Как приходит весна?
7. Беседа учителя:
- Что такое текст?
- Из каких частей состоит текст?
8. Написание мини-сочинения.
Дорогие ребята, уважаемые гости!
Ваши мысли настроены на творчество. Запомните, все из вас способны написать сочинение. У вас будет возможность прочитать его друг другу. Я верю в вас и знаю, что у вас всё получится.
Я предлагаю вам выбрать любую тему для своего сочинения:
Темы: Дыхание весны
Пробуждение природы.
Весна пришла.
Весенняя капель.
Своя тема.
(Все заняты творческой работой) Для детей которые не могут справиться с заданием без помощи учителя подготовлены индивидуальные карточки.
9. Прослушивание сочинений.
10. Домашнее задание.
Пользуясь собранным сегодня материалом, дома, напишите сочинение «Весна. Пробуждение»
VI. Рефлексия .
-Какое время суток подходит к весне? ( в ассоциативном кусту заполняется последняя строка)
2.Слова учителя.
Все природе согрето весенним дыханием , ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.
Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.
Чтение стихотворения учеником.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На память о нашем уроке. Весна дарит вам вот эти цветы.
Всем спасибо за творческую работу на уроке!