Урок "Подготовка к написанию сочинения по личным наблюдениям «Весна. Пробуждение»"

Про матеріал

Найвищою метою ХХІ століття – є виховання особистості, яка здатна до самоосвіти і розвитку, вміє використовувати набуті знання і критично мислити, прагне змінити на краще своє життя і життя своєї країни.Проведення уроків з використанням новітніх педагогічних технологій, а саме технології розвитку критичного мислення, вважа­ється одним із напрямків підвищення якості освіти.

До вашої уваги урок з розвитку мовлення на уроках з російської мови з використанням елементів критичного мислення.

Перегляд файлу

Учитель: Путятова Оксана Анатольевна

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІст. №23

Класс -  4

Тема  урока: Подготовка к написанию сочинения по личным наблюдениям

«Весна. Пробуждение»

                                                                                                                                                                                                                                            Цель урока:    Формировать умения написания сочинения на материале  непосредственных  наблюдений.   

Развивать умение строить речь и текст  в определенной

композиционной форме, составлять словосочетания, подбирать к

словам  слова- описания ,слова- действия;

продолжать  формировать навыки

устойчивого внимания, орфографической  зоркости.

Формировать коммуникативную компетентность учащихся.

        Развивать  тактильно-ассоциативные ощущения  учащихся.

Расширять и обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать образное восприятие мира, самостоятельность,

увлеченность, творческую активность.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование:

1. Видеоролик о весне.

2.Детские рисунки о весне, картины художников- пейзажистов.

        3.Стихотворения о весне.

        4.Музыкальное произведение ( Ф. Шопен «Весна»)

        5.Орфографический и толковый словари.

        6.Таблицы, карточки.

                                                          Ход урока.

        I. Настраивание.

1.Приветствие.   Посмотрите друг на друга . Подарите друг другу улыбку. Я приглашаю вас ребята и наших гостей вместе поработать на уроке. Желаю всем на уроке хорошего настроения и творческой работы.

               II. Мотивация учебной деятельности.

1.Стратегия «Предвидения  по  загадке»

а)  Ежегодно приходят к нам в гости.

Один седой , другой молодой ,

Третий скачет , а четвертый плачет. ( Времена года)

б). Она приходит с ласкою

И со своею сказкою –

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

в).  Если все вокруг проснулось,

И друг другу улыбнулось,

Ручейки звенят вокруг:

Пробудись скорее друг!

Светит солнышко в глаза

Значит к нам пришла …  Весна.

(на доске появляется слово весна)

2. Стратегия « Ассоциативный куст».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово весна?

  

                       Капель                 Ручейки             

                 

                       Солнце                    Весна               Тепло

           

                     Радость           Пробуждение      __                                 (утро года)

 

            III.  Актуализация чувственного опыта учащихся.

 1. Постановка проблемы.

-  Чтобы описать красоту природы композиторы находят чарующие звуки в     музыке. Прослушайте музыкальную композицию и нарисуйте словесную картину к этому произведению. ( Ф. Шопен «Весна»)

- Какую картину вы представили слушая музыку?

- О каком времени года пойдет речь на уроке.

               IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня наш урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет сочинение.

                   V. Осознание и восприятие материала.

     1. Рассказ учителя.

- Весна. Все мы ждем ее с нетерпением. Все мы оживаем с приходом весны.

Весна. Это сладкое звучание капели, упоительный воздух, слепящее своим ярким светом солнце. Звучание ручьев и пение птиц. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских и украинских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы – весенние пейзажи. Весне посвящается много рассказов, стихотворений, в песнях, сказках весна названа красавицей, феей, волшебницей.

 

Исаак Левитан «Большая вода»

                 

А.Г. Саврасов «Грачи прилетели»

 

 

 

И. Шишкин «Весна в лесу»

 

Исаак Левитан «Цветущие яблони»

    2. Творческая работа учащихся.

- Сказочная картина весны притягивает, волнует, тревожит наше воображение. Свое видение о весне дети показали в своих рисунках и стихотворениях (дети читают свои стихи)

Весенние этюды учащихся

                          (Переход учащихся в пары)

  Физ.пауза .    Весной бабочка проснулась

                     Улыбнулась, потянулась!

                     Раз - росой она умылась,

                     Два – изящно покружилась,

                     Три – нагнулась и присела,

                     На цветочек тихо села!

    3. Стратегия «Дискуссия в парах»

- У нашего народа  есть удивительные изречения, которые поражают своей точностью и наблюдательностью. Эти народные изречения демонстрируют замечательную способность  человека к  поэтичности выражения мысли.

- Объясните  написание орфограмм  и значение  пословиц.

 Ф.враль с.лён м.тел.ю, а март капел.ю.

                           В марте день (с)ноч.ю меряется, равняется.

                           В.сна да осень на дню п.год вос.мь.

                                   Матр  (с)  в.дой,  апрел.  (с) тр.вой

                                   Апрел.    щ.ка  хв.стом  ле.  разбива.т

                                   Март (с)  в.дой, апрел.  (с ) тр.вой, май с цв.тами

                                  Зима  в.сну  пугает,  да  сама  та.т   (проверка)

4. Стратегия «Матрица».

- Запишите слова существительные на тему весна.

-Теперь добавьте к этим словам прилагательные, глаголы и словосочетания.

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

весна

долгожданная,  ранняя, веселая

пришла, наступила, подкралась

солнце

 

 

небо

 

 

ручейки

 

 

               капель

 

 

              проталины

 

 

              трава

 

 

            природа

 

 

             дыхание

 

 

- Обменяйтесь мнениями в парах и запишите в свои таблицы новые слова.

     5. Редактирование текста

 -Прочитайте текст. К какому типу текста его можно отнести?

После морозов пришла весна. Стало светить солнце. Пробуждается природа после долгого сна. Распускаются почки на деревьях. Звенит и капает капель. По дорогам бегут ручейки. На проталинках   появляются цветы. Прилетают из стран птицы. Все кругом расцветает и пробуждается ото сна.

(  После  зимних  морозов  пришла  долгожданная  красавица  весна. Солнце стало светить ярче. Пробуждается природа   после  долгого  зимнего сна. Распускаются смолистые   почки  на деревьях. Звенит и капает весенняя капель. По дорогам бегут говорливые   ручейки. На  проталинках  появляются  первые  весенние цветы. Прилетают из дальних стран птицы. Все кругом расцветает и пробуждается ото сна.)

- Какой  частью речи нужно  дополнить  текст, что бы получился текст с элементами  описания?

- Обменяйтесь мнениями в парах, отредактируйте текст. (Проверка)

 6. Просмотр видео ролика. ( Пробуждение весны. Релакс.)

- Какие краски подарила весна природе?

- Как приходит весна?

  7.  Беседа учителя:

- Что такое текст?

- Из каких частей состоит текст?

     8. Написание мини-сочинения.

                                     Дорогие ребята, уважаемые гости!

 Ваши мысли настроены на творчество. Запомните, все из вас способны написать сочинение. У вас будет возможность прочитать его друг другу. Я верю в вас и знаю, что у вас всё получится.

           Я предлагаю вам выбрать любую тему для своего сочинения:

Темы:   Дыхание весны

              Пробуждение природы.
              Весна пришла.
              Весенняя капель.
              Своя тема.

(Все заняты творческой работой)  Для детей которые не могут справиться с заданием без помощи учителя  подготовлены индивидуальные карточки.

    9. Прослушивание сочинений.

    10. Домашнее задание.

        Пользуясь собранным сегодня материалом, дома, напишите сочинение  «Весна. Пробуждение»

 VI. Рефлексия .

  1. Беседа учителя .                                                                                                                                   -Какое время года описывали в сочинении?                                                                                                                                                    

-Какое время  суток  подходит  к весне? ( в ассоциативном  кусту заполняется последняя строка)

  2.Слова учителя.

     Все природе согрето весенним дыханием , ярким солнцем, свежим ветром  и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.                                            

    Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но  мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.                                                        

                                Чтение стихотворения учеником.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их  лица

И доброе лицо им показать.

 

 На память о нашем уроке. Весна дарит вам вот эти цветы.

 

  Всем спасибо за творческую работу на уроке!

 

doc
Додано
16 березня 2018
Переглядів
2473
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку