Развитие речи. Описание природы

Про матеріал

Цель: вырабатывать умения определять основные признаки описываемого объекта, работать над

изобразительными средствами языка, совершенствовать технику выразительного чтения,

закрепить изученные орфограммы;

развивать образное и ассоциативное мышление, речь; коммуникативную и поликультурную

компетенции;

воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Перегляд файлу

Урок русского языка в 6 классе

Тема. Развитие речи. Описание природы

Цель: вырабатывать умения определять основные признаки описываемого объекта, работать над

            изобразительными средствами языка, совершенствовать технику выразительного чтения,

           закрепить изученные орфограммы;

           развивать образное и ассоциативное мышление, речь; коммуникативную и поликультурную

           компетенции;

           воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Наглядность:  раздаточный материал, репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»,

                          записи на доске, карточки для групповой работы.

 

Ход урока

І. Актуализация опорних знаний учащихся

Беседа с учащимися о типах речи.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

   Дорогие ребята! Мы живем в прекрасном разнообразном мире, где много всего интересного, где нас окружает великолепная природа, насыщенная красками, тонами и полутонами, где одно время года сменяется другим. Достаточно ли вы внимательны к происходящим в природе изменениям? Наблюдательны ли вы? Сегодня мы попытаемся в какой-то мере ответить на эти вопросы, так как вам предстоит научиться описывать природу.

ІІІ. Объявление темы и цели урока

IV. Работа над развитием речи учащихся

  1. Словарная работа: природа, ландшафт, пейзаж, панорама

Природа -  материальный мир Вселенной, в сущности — основой объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Ландшафт – это соединение живой природы и созданной руками человека (макеты птиц, зверей; камни, украшенные колосьями, цветами и т.д.)

Пейзаж – это1) вид какой-нибудь местности.  2) Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.

Панорама – вид местности, открывающийся с высоты.

2. Поэтическая пятиминутка.

Выразительное чтение стихотворений поэтов об осени

 

 

 

 


А. С. Пушкин 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

                                 ***

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

 

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Плещеев

Осень

Осень наступила, 
Высохли цветы, 
И глядят уныло 
Голые кусты. 
Вянет и желтеет 
Травка на лугах, 
Только зеленеет 
Озимь на полях. 
Туча небо кроет, 
Солнце не блестит, 
Ветер в поле воет, 
Дождик моросит.. 
Зашумели воды 
Быстрого ручья, 
Птички улетели 
В теплые края. 

 

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Появление Хозяйки Осени (с последующим интервью)

Здравствуйте, ребята и гости дорогие! Извините, что пришла к вам без приглашения, но уж очень хотелось послушать, что вы будете обо мне рассказывать. Посмотрите на меня – можете ли вы назвать меня щедрой, настоящей хозяюшкой? Ждете ли вы с нетерпением моего прихода? Нравятся ли вам мои краски?

(учащиеся отвечают на поставленные вопросы по методу «Микрофон»)

Сейчас я попрошу вас выполнить несложные задания.

Отгадайте, какая я? Теплая-… , ранняя - … , солнечная - … .

Подберите прилагательные к слову осень.

Представьте, что осень – живое существо. Какими человеческими качествами вы бы её наградили?

 

 

 

  1. Лексическая работа: построение ассоциативного ряда

Цвета осени: золотой, желтый, багровый, багряный, зеленый, красно-желтый

 

  1. Знакомство с художником И. Левитаном
  1. Краткое сообщение о художнике.
  2. Рассматривание репродукции с картины «Золотая осень».
  3. Прослушивание описания картины и беседа по нему.

 

http://a188.phobos.apple.com/us/r30/Purple/v4/a0/5d/d7/a05dd729-2e9b-bcbe-e4c3-1988364572f9/mzl.crsyujll.png  

Исаак Левитан, замечательный русский пейзажист родился 30 августа 1860 года в Литве. Его семья была очень бедной и, приняв решение, отправляется поправлять свое положение в Москву. В тринадцать лет от роду он поступает в поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учеба в училище была очень сложна из-за не хватки денежных средств и просто из-за того, что ему попросту не где было скоротать ночь. Но скрипя зубами и идя навстречу своей мечте он попадает в художественную мастерскую под руководством Саврасова. Несмотря на свои успехи в учебе, он получает право лишь быть учителем рисования. 
Свою юношескую любовь к природе Левитан отразил в картинах "Вечер" и "Солнечный день. Весна". Будучи в зрелом возрасте, полюбил писать пейзажи в Останкино. Создает  картины: "Дубовая роща. Осень", "Дуб", "Сосны", «Золотая осень» и др. Левитану в 1898 году присваивают звание академика пейзажной живописи.

 

http://www.stihi.ru/pics/2011/08/30/6430.jpg?4889

«Золотая осень». Художник И. Левитан

Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Она удаляется в глубину луга. Вода у берега темная, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы.

По берегам реки узкой каймой растет побуревшая а местами багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками.

Молодые березки со стройными тонкими стволами сплошь покрыты золотистой листвой.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые.

Видны луг и опушка молодого желтеющего березового леса. Луг на правом берегу реки покрыт желтеющей травой. На пригорке видны озимое поле с молодой зеленью, которая вносит новый цвет желтые тона картины.

Художник даёт возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе.

 

  1. Физкультминутка
  2. Работа в группах

Задание для группы № 1.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова (выберите из слова для справок). Определите тему и основную мысль текста.

 

   На опушке леса золотом горят … березы. Их вершины вырисовываются на фоне … неба, по которому плывут … облака.

   Воздух чист и прозрачен. Тихо-тихо вокруг. Ярко светит солнце. По … траве разбежались … тени. … костром вспыхнул куст на берегу … речушки. Вода в ней уже ….

   На другом берегу реки зеленеют … дубы, и у поворота застыла … березка.

   Вслед за рекой … взгляд уходит в глубину картины, и мы замечаем … всходы озимых.

   Картина пробуждает … настроение и … чувства.

 

Словарь для справок: зеленой, голубого, легкие, пристальный, мелкой, загрустившая, первые, ярким, умиротворенное , белоствольные, развесистые, добрые.

 

Задание для группы № 2.

Выразительно прочитайте поэтический текст. Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры). С какой целью они используются? Как вы понимаете значение слова «лазурь»?


 

***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

 

 

Задание для группы № 3.

По опорным словам и словосочетаниям составьте описание осени. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните и объясните изученные орфограммы.

Устно охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

 

Золотая пора; свежий воздух; пожелтевшие листья; короткие дни и длинные ночи; солнце тускнеет; изредка появляются тучи; косые дожди; прохладное утро; подготовка птиц к зиме.

  1. Объяснительный диктант

 Что может быть красивее леса осен..ю? Разнообразие красок от зелено..о до ж..лто-красно..о. Тихо в лесу - падают лист..я, шурш..т под н..гами, пр..хваченная первым заморо..ком, л..ства.
Т..чет спокойный ручей с прозрач?ной, чистой водой. Неспешно бр..дет с..мейка каб..нов с молодым выво..ком, прыгают по дерев..ям белоч?ки. С протяжным криком клин гусей направляет?ся на юг.
То здесь, то там выглянет шляпка боровика, или набредеш.. на пень с с..мейкой опят.
После такой прогулки чу..ствуеш.. ум..ротворение, полноту ж..зни. Трудно представить, что скоро все это великолепие укроют сугробы бело..о пуш..сто..о снега.

V. Итоги урока

Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»

 

Описание – это …

Описать природу – значит …

Осень дарит нам …

Осень вызывает в нас …

 

VI. Заключительное слово учителя

О результатах совместной деятельности на уроке

 

VII. Домашнее задание

1 группа Написать сочинение-миниатюру «Мой любимый уголок природы»

2 группа Записать отрывок из художественного произведения (пейзаж), подчеркнуть контрольные орфограммы.

3 группа Записать 6-8 пословиц о природных явлениях.

 

 

 

docx
Додано
17 березня 2018
Переглядів
1921
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку