Цель: вырабатывать умения определять основные признаки описываемого объекта, работать над
изобразительными средствами языка, совершенствовать технику выразительного чтения,
закрепить изученные орфограммы;
развивать образное и ассоциативное мышление, речь; коммуникативную и поликультурную
компетенции;
воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.
Урок русского языка в 6 классе
Тема. Развитие речи. Описание природы
Цель: вырабатывать умения определять основные признаки описываемого объекта, работать над
изобразительными средствами языка, совершенствовать технику выразительного чтения,
закрепить изученные орфограммы;
развивать образное и ассоциативное мышление, речь; коммуникативную и поликультурную
компетенции;
воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.
Наглядность: раздаточный материал, репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»,
записи на доске, карточки для групповой работы.
Ход урока
І. Актуализация опорних знаний учащихся
Беседа с учащимися о типах речи.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Дорогие ребята! Мы живем в прекрасном разнообразном мире, где много всего интересного, где нас окружает великолепная природа, насыщенная красками, тонами и полутонами, где одно время года сменяется другим. Достаточно ли вы внимательны к происходящим в природе изменениям? Наблюдательны ли вы? Сегодня мы попытаемся в какой-то мере ответить на эти вопросы, так как вам предстоит научиться описывать природу.
ІІІ. Объявление темы и цели урока
IV. Работа над развитием речи учащихся
Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основой объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Ландшафт – это соединение живой природы и созданной руками человека (макеты птиц, зверей; камни, украшенные колосьями, цветами и т.д.)
Пейзаж – это1) вид какой-нибудь местности. 2) Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.
Панорама – вид местности, открывающийся с высоты.
2. Поэтическая пятиминутка.
Выразительное чтение стихотворений поэтов об осени
|
А. С. Пушкин |
***
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Алексей Плещеев
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Здравствуйте, ребята и гости дорогие! Извините, что пришла к вам без приглашения, но уж очень хотелось послушать, что вы будете обо мне рассказывать. Посмотрите на меня – можете ли вы назвать меня щедрой, настоящей хозяюшкой? Ждете ли вы с нетерпением моего прихода? Нравятся ли вам мои краски?
(учащиеся отвечают на поставленные вопросы по методу «Микрофон»)
Сейчас я попрошу вас выполнить несложные задания.
Отгадайте, какая я? Теплая-… , ранняя - … , солнечная - … .
Подберите прилагательные к слову осень.
Представьте, что осень – живое существо. Какими человеческими качествами вы бы её наградили?
Цвета осени: золотой, желтый, багровый, багряный, зеленый, красно-желтый
Исаак Левитан, замечательный русский пейзажист родился 30 августа 1860 года в Литве. Его семья была очень бедной и, приняв решение, отправляется поправлять свое положение в Москву. В тринадцать лет от роду он поступает в поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учеба в училище была очень сложна из-за не хватки денежных средств и просто из-за того, что ему попросту не где было скоротать ночь. Но скрипя зубами и идя навстречу своей мечте он попадает в художественную мастерскую под руководством Саврасова. Несмотря на свои успехи в учебе, он получает право лишь быть учителем рисования.
Свою юношескую любовь к природе Левитан отразил в картинах "Вечер" и "Солнечный день. Весна". Будучи в зрелом возрасте, полюбил писать пейзажи в Останкино. Создает картины: "Дубовая роща. Осень", "Дуб", "Сосны", «Золотая осень» и др. Левитану в 1898 году присваивают звание академика пейзажной живописи.
«Золотая осень». Художник И. Левитан
Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Она удаляется в глубину луга. Вода у берега темная, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы.
По берегам реки узкой каймой растет побуревшая а местами багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками.
Молодые березки со стройными тонкими стволами сплошь покрыты золотистой листвой.
Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые.
Видны луг и опушка молодого желтеющего березового леса. Луг на правом берегу реки покрыт желтеющей травой. На пригорке видны озимое поле с молодой зеленью, которая вносит новый цвет желтые тона картины.
Художник даёт возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе.
Задание для группы № 1.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова (выберите из слова для справок). Определите тему и основную мысль текста.
На опушке леса золотом горят … березы. Их вершины вырисовываются на фоне … неба, по которому плывут … облака.
Воздух чист и прозрачен. Тихо-тихо вокруг. Ярко светит солнце. По … траве разбежались … тени. … костром вспыхнул куст на берегу … речушки. Вода в ней уже ….
На другом берегу реки зеленеют … дубы, и у поворота застыла … березка.
Вслед за рекой … взгляд уходит в глубину картины, и мы замечаем … всходы озимых.
Картина пробуждает … настроение и … чувства.
Словарь для справок: зеленой, голубого, легкие, пристальный, мелкой, загрустившая, первые, ярким, умиротворенное , белоствольные, развесистые, добрые.
Задание для группы № 2.
Выразительно прочитайте поэтический текст. Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры). С какой целью они используются? Как вы понимаете значение слова «лазурь»?
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Задание для группы № 3.
По опорным словам и словосочетаниям составьте описание осени. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните и объясните изученные орфограммы.
Устно охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.
Золотая пора; свежий воздух; пожелтевшие листья; короткие дни и длинные ночи; солнце тускнеет; изредка появляются тучи; косые дожди; прохладное утро; подготовка птиц к зиме.
Что может быть красивее леса осен..ю? Разнообразие красок от зелено..о до ж..лто-красно..о. Тихо в лесу - падают лист..я, шурш..т под н..гами, пр..хваченная первым заморо..ком, л..ства.
Т..чет спокойный ручей с прозрач?ной, чистой водой. Неспешно бр..дет с..мейка каб..нов с молодым выво..ком, прыгают по дерев..ям белоч?ки. С протяжным криком клин гусей направляет?ся на юг.
То здесь, то там выглянет шляпка боровика, или набредеш.. на пень с с..мейкой опят.
После такой прогулки чу..ствуеш.. ум..ротворение, полноту ж..зни. Трудно представить, что скоро все это великолепие укроют сугробы бело..о пуш..сто..о снега.
V. Итоги урока
Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»
Описание – это …
Описать природу – значит …
Осень дарит нам …
Осень вызывает в нас …
VI. Заключительное слово учителя
О результатах совместной деятельности на уроке
VII. Домашнее задание
1 группа Написать сочинение-миниатюру «Мой любимый уголок природы»
2 группа Записать отрывок из художественного произведения (пейзаж), подчеркнуть контрольные орфограммы.
3 группа Записать 6-8 пословиц о природных явлениях.