Урок: «Обобщение знаний об имени числительном в увлекательном путешествии по Харькову»

Про матеріал
Урок знакомит детей с достопримечательностями Харькова и закрепляет знания детей о части речи - числительном.
Перегляд файлу

Тема: Обобщение знаний об имени числительном в увлекательном путешествии по Харькову.

Цель: закрепить знания учащихся по теме: "Имя числительное"

Задачи:

-учебные: обогащать словарный запас учащихся, формировать навыки грамотного письма, умение грамотно записывать числительные, расширить знания учащихся о родном городе, ознакомить учащихся с достопримечательностями родного города;

-развивающие: развивать умение правильно употреблять числительные в речи, согласовывая их с другими словами, развивать познавательные интересы и наблюдательность, развивать речь и память, умение правильно выражать свои мысли, развивать умение пользоваться справочной литературой;

-воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, бережное и заботливое отношение к нему.

Ожидаемые результаты.

После данного урока учащиеся могут:

-классифицировать числительные;

-правильно употреблять числительные в речи;

-согласовывать числительные с другими словами;

-грамотно записывать числительные;

-пользоваться справочной литературой;

-помнить о правилах дорожного движения;

-гордиться званием - харьковчане;

Оборудование урока:

-таблица"Правописание имен числительных" :

-фото с видами Харькова, герб, флаг города Харькова;

-кадр фильма "Об атамане Харько";

-песня-видео Н.Могилевской "Гимн Харькова", Л. Гурченко"Харьков";

-выставка книг о городе;

-смайлики ;

-дорожные знаки;

-картины художников о Харькове;

-кроссворды;

-таблицы о числительном;

- украинские национальные костюмы;

-дорожные тетради;

-макет автобуса

 

                                                                             Ход урока:

І. Организационно-психологический этап.

Звучит песня Л. Гурченко "Харьков"

Дети в национальных костюмах читают стихотворение:

Мы родились в Украине.

Все  здесь в Харькове живем.

И в родной любимой школе

Все мы учимся, растем.

Нам так знания важны!

Ведь для Харькова нужны.

Учитель: Какое у вас сегодня настроение перед уроком, ребята?

Продемонстрируйте смайлики.

Сравним ваше настроение в конце урока.

ІІ. Объявление темы урока: Обобщение знаний об имени числительном в увлекательном путешествии по Харькову.

Что же, ребята, вы должны знать и уметь, чтобы наш урок по этой теме прошел успешно?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности, постановка целей.

Вот послушайте, ребята,

Наши парни и девчата.

Что хотят вам рассказать.

План урока подсказать.

Ученик:

Одноклассники мои!

На урок мы все пришли.

Много нам задач он ставит.

Их успешно порешаем.

Ученица:

О числительном все вспомним,

И таблицу враз заполним.

Все загадки отгадаем,

И кроссворды  разгадаем.

Ученик:

Все о Харькове узнаем.

Всюду здесь мы побываем.

Пусть Господь нам помогает.

Мир в стране он сохраняет.

Ученица:

Если все успеем с вами-

Сразу все вернемсяк маме.

Ожидает всех сюрприз-

Долгожданный для всех приз.

Учитель: Проходите, ребята, на свои места. Мы все сегодня вместе отправляемся в увлекательное путешествие по родному  Харькову. Заходим в автобус.

Девочки садятся справа. Мальчики-слева. На остановках будем  выполнять  различные задания, получать оценки и календарики с видами Харькова, подсчитав их мы узнаем, какая команда выиграла. Когда будет проходить экскурсия, я прошу вас выписывать в свои дорожные тетради числительные.

1 остановка: площадь Конституции.

Харьков имеет свой флаг и герб около 230 лет. Рассмотри их внимательно. Зеленое поле напоминает о том, что Слобожанщина всегда была цветущим краем с богатой природой. Рог изобилия символизирует родючесть нашей земли и ее дары, которые дает земля роботящим людям.

Орган власти -Харьковский городской совет находится в прекрасном здании на площади Конституции.

ІV. Актуализация опорных знаний.

1. .Проверка домашнего задания. Садимся в автобус и проверяем выполнение вами домашнего задания.

2. Отгадайте часть речи:

Все считает и считает,

Все на свете ведь решает.

Счет всему она ведет.

В русском языке живет.

-Правильно,  это числительное.

3.Проверка письменного задания.

Команда девочек проверяет кулинарные рецепты приготовления борща у мальчиков, которые называют числительные ( что и зачем идет), используя метод "Микрофон". Команда мальчиков проверяет кулинарные рецепты приготовления украинских вареников у девочек, которые называют числительные при последовательности приготовления вареников, используя метод "Микрофон". Ученики получают оценки и календарики с видами Харькова.

2 остановка: улица Сумская

От Покровской церкви берет начало главная улица- Сумская. В самом ее начале улицу украшает Харьковский театр кукол имени Афанасьева, который более 100 лет назад построен архитектором Бекетовым.                                                                                                                                                                                  V. Сейчас нас всех ждет музыкальная физкультминутка.                                                                                                  

Звучит куплет из песни "Гимн Харькова" в исполнении Н.Могилевской. Два ребенка проводят зарядку. Ребята выполняют упражнения.

VІ.Проверка знаний учащимися  материала и основных понятий.

1. Распознавание порядковых и количественных числительных.

-Ребята,какая  часть речи называется числительным?

-Какие бывают числительные?

-На какой вопрос отвечают количественные числительные?

-На какой вопрос  отвечают порядковые числительные?

Посмотрите на 2 задание в своих дорожных тетрадях. Девочкам надо выписать из всех числительных порядковые, а мальчикам- количественные.

Шестой, девять,восемь, двадцатый, пятнадцать, третий.

-Зачитайте, что получилось.

-Какие окончания имеют порядковые числительные.

3 остановка:

Наш автобус движется дальше. Посмотрите на театр оперы и балета имени Н.В. Лысенко. Здесь находится современный кинозал, проходят ярмарки и выставки. Напротив- визитка Харькова -Зеркальная струя. Движемся выше и видим памятник великому Кобзарю - Т.Г. Шевченко. Запишите в свои дорожные тетради сколько достопримечательностей вы увидели на этой нашей остановке.

И снова мы в автобусе.

2.Работа  в группах. Раскрой значение устойчивого выражения:

Задание  группе девочек: в два счета, в трех соснах заблудился, до седьмого пота. Задание группе мальчиков:на все четыре стороны, пятое колесо в телеге, семь пятниц на неделе.

4 остановка:

Сейчас мы находимся на площади Свободы. Это наибольшая площадь Европы и вторая по величине площадь во всем мире. Это главная площадь Харькова.

На площади проводятся  концерты, праздники, соревнования. Университету В.Н.Каразина исполнилось 210 лет.

VІ.Зарядка для глаз.

Проезжая на автобусе по дорогам, мы должны знать правила дорожного движения. Посмотрели глазками на плакат с дорожными знаками, послушали, что расскажет нам о их значении дорожный инспектор. Ученик в форме дорожного инспектора проводит эту физкультминутку.

Этот знак - нельзя идти,

Этот знак-смелей иди,

Тут подземный переход,

Ну а здесь для всех проход.

Этот знак-велосипеду.

На дороге есть запрет.

3.Отгадай загадки.

Прочитайте правильно загадки с числительными и отгадайте их. Правильно определите падеж числительных, выписав их в дорожные тетради прописью.

Команда девочек: У двух матерей по 5 сыновей, 1 имя всем.

Команда мальчиков: 3 братца пошли в реку купаться, 2 купаются, а третий на берегу валяется.

5 остановка:

А нас уже ждет парк им. Горького. Это любимое место отдыха харьковчан. А вот и лесопарк- легкие Харькова. Почему легкие, дети? Потому что здесь много зеленых наших друзей-деревьев. В парке находится монумент  Матери- память о воинах, что погибли от немецко- фашистских завоевателей . Запишите имена числительные- дату празднования Дня Победы.

Садимся снова в наш автобус.

4. Кадры из фильма "Атаман Харько"

Задание девочкам: Найдите числительные в предложении. Подчеркните это числительное в своих тетрадях. Какое же это числительное?

Первым основателем Харькова был атаман Харько.

Задание мальчикам: Найдите числительное в предложении. Подчеркните это числительное в своих тетрадях. Какое же это числительное?

Атаман Харько жил более 400 лет назад.

6 остановка:

Сейчас мы находимся на проспекте Науки  возле памятника казака на коне с боевым копьем. Именно так выглядели защитники города почти 400 лет назад.

Для гостей Харькова путешествие начинается и заканчивается  на Привокзальной площади. Более 150 лет площадь провожает и встречаетвсех, кто приезжает в Харьков.

5. Соберите пословицу, соблюдая нумерацию. Работа в парах. Каждая пара учащихся собирает пословицу и объясняет ее смысл.

Задание девочкам :

13-ет

12-ка

10-на

 

3-пче

11-тас

7-го

1-Од

5-не

2-на

8- ме

6-мно

9-ду

4-ла

 Задание мальчикам :

1 -Од

11-луч

 

 

4-до

9-а

2-на

5-ва

7 -ро

3 -го

6-хо

10-две

12-ше

8 -шо

 

 7 остановка:

Ребята, мы с вами находимся возле планетария  им. Ю.А.Гагарина. Здесь мы сможем узнать о тайнах Вселенной, попутешествовать ночным небом. Сейчас мы посетим 2 музея. Исторический музей расскажет нам многое о событиях прошедших и выдающихся людях. В музее природы мы познакомимся с тайнами растительного и животного мира.

6. Решаем примеры:

Задание команде девочек :

От 15 отнять 4- получится ...

12 плюс три равно...

7 увеличить в три раза...

Задание команде мальчиков :

Из 17 вычесть 9...

К 30 прибавить 5...

25 разделить на 5...

8 остановка :

Мы приехали на детскую железную дорогу. Здесь можно прогуляться, познакомиться со многими важными профессиями: машиниста,диспетчера, техника. 1000 ребятишек  посещают железную дорогу.

7. Работа с кроссвордами.

У каждого ученика в тетради кроссворд, который надо заполнить числительными.

- Сколько в Харькове действующих станций метро?

-В каком году основан Харьков?

-День освобождения Харькова.

-Сколько в нашем городе районов?

1654, 23, 9, 29

9 остановка:

Сейчас мы с вами находимся возле Дворца детского и юношеского творчества, что находится на Салтовке. Здесь около 5 тысяч детей занимаются в художественных, научных, технических, спортивных и туристических студиях.

8. Составление предложений по картинам харьковских художников. Команда девочек составляет по одному предложению по картине Леонида Золотарева "Пушкинская зимой", употребив в нем числительное. Команда мальчиков составляет по одному предложению по картине Дмитрия Павленко "Успенский собор", употребив в нем числительное.

10 остановка :

Ребята, сейчас мы находимся  с вами возле детской художественной школы № 1 им. Репина. Для всех детей, которые увлекаются искусством, открыты двери 13 музыкальных школ, 6 школ искусств,2 художественных школы, а также хореографической, хоровой и театральной школ.

9. Решение командами проблемных ситуаций.

Команда девочек вызывает по телефону помощь при пожаре и несчастном случае с помощью числительных.

Команда мальчиков вызывает по телефону милицию и службу газа.

Оценки, календарики с видами Харькова.

11 остановка :

Харьковский зоопарк открылся более 100 лет. Это любимое место отдыха взрослых и детей. У зоопарка много друзей.

10. Экспресс- опрос :

-Назовите числительные, которые вы выписали в свои тетради, когда я вам рассказывала о Харькове.

-Для чего необходимы числительные в речи?

VІІ.Подведение итогов урока.

Ребята, я прошу вас вспомнить все, что мы повторяли на уроке о числительном и заполнить таблицу, котораянаходится в ваших дорожніх тетрадях.

Виды имен числ.

Значение кол. числ.

Значение порядк.числ.

Вопрос, на который отвечают порядк. числ.

Вопрос, на который отв. количеств. числит.

Окончания порядковых числ. похожи

-нн пишется в числ.

Мягкий знак пишется в конце таких числ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VІІІ. Домашнее задание: написать сочинение на тему "Мой родной Харьков", используя ключевые слова : Зеркальная струя, музеи, площадь Свободы, зоопарк, театр оперы им. Лысенко, памятник Т.Г. Шевченко.

ІХ. Подведение итогов соревнования, подсчет календариков.

-Объявление победителей. Главный сюрприз урока - календарики с видами Харькова.

Х. Рефлексия.

-Что понравилось вам на уроке?

-Какое увас теперь настроение? Выберите смайлик.

 

docx
Додано
10 лютого 2019
Переглядів
471
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку