Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, знаках препинания в нем; развивать культуру речи; умение логично мыслить, выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Тип урока: обобщение изученного.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока: обобщение изученного материала по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, знаках препинания в нем; развивать культуру речи; умение логично мыслить, выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Тип урока: обобщение изученного.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Мотивация:
-я думаю, после сегодняшней нашей встречи ваши знания о бессоюзных сложных предложениях станут глубокими, вы еще больше полюбите произведения великих классиков.
Проверка домашнего задания: выписать бессоюзные сложные предложения из произведений А. С. Пушкина. Выявить смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.
(Учитель выборочно прверяет тетради).
Словарный диктант ( с целью повторить пройденные правила):
фейерверк, участвовать, кульминация, искусство, чемпион, серебряный, чувствовать, бессоюзный, революционеры, элегия, декабристы, блестящий.
(Взаимопроверка).
-Объясните происхождение слова фейерверк:»фейер»-огонь,»верк»-дело( с немецкого языка).
-Какое лексическое значение слова элегия: лирическое стихотворение, проникнутое грустью;
музыкальная пьеса задумчивого, скорбного человека.
Задания по рядам:
1.Вспомните, в каких случаях в бессоюзных сложных предложениях пишем тире.
2.Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
3.Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Тренировочные упражнения. (Работа у доски).
-Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте знаки препинания:
1. Нас охватило чувство страха…..(причина).
2.Раздался удар грома….(быстрая смена событий).
3.Я давно написал другу письмо….(противопоставление).
-Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. (Задания на карточках).
1.Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
2.Пробовал бежать, но ноги от страха не двигались.
3.Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Тестовые задания. (На карточках).
Соедините стрелками строки из произведений А.С.Пушкина и графические схемы. Расставьте недостающие знаки препинания.
1.Я был рожден для жизни мирной 1. [ ] ; [ ].
Для деревенской тишины.
В глуши звучнее голос мирный
Живее творческие сны.
2.Он засмеется все хохочут. 2. [ ] : [ ].
3. Смеркалось на столе блистая 3. [ ] , [ ].
Шипел вечерний самовар.
4.Уж небо осенью дышало 4. [ ] - [ ].
Уж реже солнышко блистало.
-Что особенного, пушкинского вы заметили в этих строках?
Работа с текстом.
1.Чтение упражнения № 115.
2.Беседа:
-В каком стиле написан текст?
-Какая основная мысль текста?.
-Найдите в тексте предложения с побудительной информацией.
-Насколько категорично она выражена?
-Найдите в первых двух абзацах бессоюзные предложения. Спишите их.
Закрепление. (Предложения написаны на доске).
-Определите,какой знак препинания нужно поставить между предложениями.Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
1.А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык.
2.Четвертый час надо торопиться к обеду.
3.Встречались мы с дождем и вьюгами
Огонь и воду вместе мы прошли.
4. Деревья гибнут лес не умирает.
5.Весна затягивалась то теплело то ударял мороз.
6.Я подошел к окну ночью снег запорошил весь сад.
-Под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского составьте бессоюзное сложное предложение.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Беседа с учащимися:
1.Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2.Как выражаются смысловые отношения в союзных бессоюзных сложных предложениях?
3.Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
Домашнее задание.
1.Повторить теоретический материал по теме «Бессоюзные сложные предложения», подготовиться к контрольной работе.
2. Выполнить упражнение №117.