Конспект уроку містить такі форми та методи роботи: кросворд, кластер, розгорнута відповідь за методом "PRES", двухчасний щоденник, сінквейн, тощо.
Тема Оскар Уайльд «Мальчик -звезда». Внешняя и внутренняя красота человека, конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке.
Цели: помочь учащимся понять нравственный смысл сказки, продолжить работу по развитию навыков связной речи учащихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопрос, побудить учащихся к размышлениям об истинной красоте человека, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда», презентация, карточки-смайлики.
…что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. ( С помощью смайликов определить эмоциональный настрой класса)
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». Надеюсь, что все мы будем работать дружно, активно, узнаем много нового и настроение у всех будет отличное.
2. Актуализация опорных знаний.
- Определить тему нашего разговора на уроке поможет кроссворд. Восстановив предложения, вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока .
1. По вертикали
|
|
3.н |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
щ |
|
|
|
|
1. п |
|
е |
|
5. м |
|
7. н |
р |
2. с |
н |
4. л |
и |
|
а |
о |
е |
к |
е |
л |
|
к |
к |
р |
а |
с |
о |
6. т |
а |
а |
д |
|
о |
с |
и |
з |
ж |
ц |
|
р |
е |
р |
а |
ё |
е |
|
у |
р |
а |
н |
н |
|
|
б |
д |
н |
и |
н |
|
|
|
и |
|
е |
ы |
|
|
|
е |
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
3. Мотивация учебной деятельности.
Беседа
- Какое ключевое слово нашего урока? (Красота)
- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?
- А хотели бы вы разобраться, какого человека можно назвать красивым?
- Именно об этом мы и поговорим на уроке, а также подготовимся к написанию сочинения «Красивый человек. Какой он?»
4. Работа над темой урока
1.Работа с толковым словарем
- Мы уже не раз сталкивались с понятием красота. Давайте найдем в словаре, что означает это слово.
КРАСОТА, -ы, мм. -оты, -от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное,все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, вхудожественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, взнач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.).Погуляли, искупались. K.I II увел. красотища, -и, ж. (к 1 и 3 знач.;прост.).
(Словарь С.И.Ожегова)
2. Работа в парах
- Люди с древнейших времен искали ответ на вопрос «В чем красота человека?». Их представления об этом отразились в пословицах и поговорках. Соедините части пословиц, запишите их в тетрадь.
Не гонись за красотой, |
а тот хорош, кто для дела гож. |
Красота без разума |
да не будь спесив. |
Будь красив, |
да нехороша речами. |
Не тот хорош, кто лицом пригож |
а нутром никудышный. |
Видом пышный |
а гонись за добротой. |
Хороша очами, |
пуста. |
3. Продолжение беседы
- Какую красоту внешнюю или внутреннюю больше ценят в народе?
- А в сказке О.Уайльда о какой красоте идет речь? (О внешней и внутренней)
4. Обсудите в группах цитаты, выписанные дома о внешности Мальчика-звезды, прокомментируйте их, заполнив двухчастный дневник.
(Работа в малых группах 2+2)
Цитата |
Комментарий |
И с каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца |
Это всего лишь внешняя красота. А что скрывается за ней? Ведь нарцисс напоминает о самовлюбленном герое греческих мифов, а роза может больно уколоть шипами. |
И он был точно околдован своей красотой… Себя же он очень любил и летом в безветренную погоду часто лежал у водоёма в фруктовом саду священника и глядел на своё дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой |
Самолюбование не делает нас лучше. Это путь к одиночеству. Красота принесла герою только зло.
|
4. Выступление спикеров групп с цитатами и комментариями к ним.
5. Построение развернутого ответа на вопрос.
- Можно ли назвать Мальчика-звезду истинно красивым?
Создайте собственное высказывание по формуле (метод PRES)
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать… (пример или цитата)».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
5. Составление кластера
- Какого человека мы можем назвать истинно красивым? (Того, кто обладает красотой души.)
честность вежливость
доброта скромность
Красота души
трудолюбие милосердие,
сочувствие, самопожертвование
благодарность,
- Кому из героев присущи эти качества? (Матери мальчика, Лесорубу и его жене, дочери Лесоруба)
7. Построение развернутого ответа на вопрос (метод PRES)
- Смог ли Мальчик-звезда стать истинно красивым?
8. Прочитайте высказывания, прокомментируйте одно из них.
Копилка мудрых мыслей
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…
А.П. Чехов
Красота не в лице, красота — это свет в сердце.
Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.
Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца.
9. Коллективное составление плана сочинения «Красивый человек. Какой он?» (По сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)
План
1. Человечество в поисках красоты.
2. Внешняя красота «радует взор, но не покоряет сердца»:
а) описание внешней красоты героя;
б) черты характера и поступки Мальчика-звезды в начале сказки;
в) наказание за зло – некрасивая внешность и одиночество.
3. Истинная красота- красота душевная:
а) осознание ошибок и раскаяние героя;
б) готовность Мальчика- звезды к самопожертвованию;
в) награда за душевную красоту.
4. Гармония внешней и внутренней красоты.
Рефлексия
1. Закончите одно или несколько предложений
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
или
2. Составьте синквейн «Красота»
Красота
Душевная, искренняя,
Удивляет, радует, вдохновляет.
Спасет мир от разрушения.
Жизнь
Домашнее задание: написать сочинение. «Красивый человек. Каков он ?»
Дополнительное задание (по желанию): нарисовать КРАСОТУ или создать коллаж «Красота»
Пожелания друзьям
- Мы завершаем урок. И я хочу, чтобы в душе каждого из вас нашлось место для доброты, понимания, сочувствия. Передайте и вы свои пожелания одноклассникам.
(Дети в говорят пожелания друзьям и как бы передают их в ладошки)