19 липня о 18:00Вебінар: Реалізація національно-патріотичного проекту в закладах дошкільної та середньої освіти

Урок "Оскар Уайльд. "Хлопчик-зірка". Внутрішня та зовнішня краса людини, конфлікт жорстокості, егоїзму та добра в казці." (Інтегрований курс "Література" 5 клас)

Про матеріал

Конспект уроку містить такі форми та методи роботи: кросворд, кластер, розгорнута відповідь за методом "PRES", двухчасний щоденник, сінквейн, тощо.

Перегляд файлу

Тема  Оскар Уайльд  «Мальчик -звезда».  Внешняя и внутренняя красота человека,  конфликт  жестокости, эгоизма и добра в сказке. 

 

Цели:  помочь учащимся понять нравственный смысл сказки, продолжить работу по развитию навыков связной речи учащихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопрос, побудить учащихся к размышлениям об истинной красоте человека, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование: текст сказки  О.Уайльда  «Мальчик-звезда»,  презентация, карточки-смайлики.

                                                                                           …что есть красота?
                                                                       И почему её обожествляют люди?
                                                                      Сосуд она, в котором пустота,
                                                                       Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                                                            Н.Заболоцкий

                                                     ХОД УРОКА

1. Организационный момент.  ( С помощью смайликов определить эмоциональный  настрой класса)

Слово учителя.

- Ребята, сегодня  мы продолжаем работу  по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». Надеюсь, что все мы будем работать дружно, активно, узнаем много нового и настроение у всех будет отличное.

2. Актуализация опорных знаний.   

-  Определить тему нашего разговора на уроке поможет кроссворд. Восстановив предложения, вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока .

1. По вертикали

  • 1. «Среди толпы, оттеснившей стражу, стояла нищенка, которая была его матерью, а рядом с ней стоял …»
  • 2. «Воистину у тебя каменное …, и жалость тебе неведома.»
  • 3. «Лучше бы тебе не приходить сюда и не позорить меня, ведь я думал, что моей матерью была Звезда, а не какая-то …»
  • 4. «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа, — сказал….»
  • 5. «И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и …»
  • 6. «Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был…»
  • 7. «Не иначе как это мне … за мой грех.»

 

 

3.н

 

 

 

 

 

 

   и

 

 

 

 

 

 

   щ

 

 

 

 

1. п

 

   е

 

5. м

 

7. н

    р

2. с

   н

4. л

    и

 

    а

    о

    е

   к

    е

    л

 

    к

к

    р

   а

    с

    о

6. т

    а

    а

   д

 

    о

    с

    и

    з

   ж

   ц

 

    р

    е

    р

    а

   ё

   е

 

    у

    р

    а

    н

   н

 

 

    б

    д

    н

    и

   н

 

 

 

    и

 

    е

   ы

 

 

 

    е

 

 

   й

 

 

 

 

 

 

 

3. Мотивация учебной деятельности.

Беседа

- Какое ключевое слово нашего урока?  (Красота)

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?

 - А хотели бы вы разобраться, какого человека можно назвать красивым?

- Именно об этом мы и поговорим на уроке, а также подготовимся к написанию сочинения «Красивый человек. Какой он?»

4. Работа над темой урока

1.Работа с толковым словарем

- Мы уже не раз сталкивались с понятием красота. Давайте найдем в словаре, что означает это слово.

КРАСОТА, -ы, мм. -оты, -от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное,все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, вхудожественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, взнач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.).Погуляли, искупались. K.I II увел. красотища, -и, ж. (к 1 и 3 знач.;прост.).         

                                                                                                               (Словарь С.И.Ожегова)

 2. Работа в парах

- Люди с древнейших времен  искали ответ на вопрос «В чем красота человека?». Их представления об этом отразились в пословицах и поговорках.  Соедините части пословиц, запишите их в тетрадь.

 

Не гонись за красотой,

а тот хорош, кто для дела гож.

Красота без разума

да не будь спесив.

Будь красив,

да нехороша речами.

Не тот хорош, кто лицом пригож

а нутром никудышный.

Видом пышный

а гонись за добротой.

Хороша очами,

пуста.

 

3. Продолжение беседы

- Какую красоту внешнюю или внутреннюю больше ценят в народе?

 

- А в сказке О.Уайльда о какой красоте идет речь? (О внешней и внутренней)

 

4. Обсудите в группах цитаты, выписанные дома о внешности Мальчика-звезды, прокомментируйте их, заполнив   двухчастный дневник.

(Работа в малых группах 2+2)

 

Цитата

Комментарий

И с каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца

Это всего лишь внешняя красота. А что скрывается за ней? Ведь нарцисс напоминает о самовлюбленном герое греческих мифов, а роза  может больно уколоть шипами.

И он был точно околдован своей красотой…

Себя же он очень любил и летом в безветренную погоду часто лежал у водоёма в фруктовом саду священника и глядел на своё дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой

Самолюбование не делает нас лучше. Это путь к одиночеству.

Красота принесла герою только зло.

 

 

4.  Выступление спикеров групп с цитатами и комментариями к ним.

5. Построение развернутого ответа на вопрос.

- Можно ли назвать Мальчика-звезду истинно красивым?

Создайте собственное высказывание по формуле  (метод PRES)

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать… (пример  или цитата)».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

5. Составление кластера

- Какого человека мы можем назвать истинно красивым? (Того, кто обладает красотой души.)

 

                                        честность                вежливость

 

                          доброта                                                     скромность

                                               Красота души

            трудолюбие                                                                 милосердие,

 

                                                                                   сочувствие,          самопожертвование

                                             благодарность,

 

-  Кому из героев присущи эти качества? (Матери мальчика, Лесорубу и его жене, дочери Лесоруба)

 7. Построение  развернутого ответа на вопрос  (метод PRES)

- Смог ли Мальчик-звезда стать  истинно красивым?

 

8. Прочитайте высказывания, прокомментируйте одно из них.

Копилка мудрых мыслей

 В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и 
мысли…

                                                                                                          А.П. Чехов

Красота не в лице, красота — это свет в сердце.

                                                                                                                       Джебран Халиль Джебран

Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.

                                                                                            В. О. Ключевский

 

Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца.

                                                                                                 М. Сервантес

 

 9. Коллективное составление плана сочинения «Красивый человек. Какой он?»     (По сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)

                               План

1. Человечество в поисках красоты.

2. Внешняя красота «радует взор, но не покоряет сердца»:

а) описание внешней красоты героя;

б) черты характера и поступки Мальчика-звезды в начале сказки;

в) наказание за зло – некрасивая внешность и одиночество.

3. Истинная красота- красота душевная:

а) осознание  ошибок и раскаяние героя;

б) готовность Мальчика- звезды к самопожертвованию;

в)  награда за душевную красоту.

4. Гармония внешней и внутренней красоты.

 

Рефлексия

1. Закончите одно или  несколько предложений

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось

                               или

2. Составьте синквейн «Красота»

Красота

Душевная, искренняя,

Удивляет, радует, вдохновляет.

Спасет мир от разрушения.

Жизнь

 

Домашнее задание: написать  сочинение. «Красивый человек. Каков он ?»

Дополнительное задание (по желанию): нарисовать КРАСОТУ или создать коллаж «Красота»

 

 Пожелания  друзьям

 

- Мы завершаем урок. И я хочу, чтобы в душе каждого из вас  нашлось место для доброты, понимания, сочувствия. Передайте и вы  свои пожелания одноклассникам.

(Дети в говорят пожелания друзьям и как бы передают их в ладошки)

 

 

 

docx
Додано
15 березня
Переглядів
70
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку