Тема урока:
Первая помощь при кровотечениях
Цель урока: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при кровотечениях.
Тип урока: изучение нового материала с элементамиформирования практических навыков.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР о видах кровотечений, бинты, жгуты,палочки для закрутки, косынки.
Предметные результаты обучения:
— перечислять виды кровотечений, их признаки и способы остановки;
— уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.
Метапредметные результаты обучения:
— познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и жизненного опыта; строить логическую цепочку рассуждений;
— регулятивные — контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
— коммуникативные — аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
— оценивать экстремальную ситуацию и принимать решение; понимать важность оказания своевременной первой помощи.
Ход урока
I. Организационный этап и проверка знаний по теме
Биологический диктант
1) Большой круг кровообращения начинается в ... .
2) Малый круг кровообращения заканчивается в ... .
3) Сердце человека расположено в ... .
4) Створчатые клапаны в сердце расположены между ... .
5) Полулунные клапаны расположены между ... .
6) Сокращение желудочков сердца продолжается ... с.
7) Общее расслабление сердца продолжается ... с.
8) Главный узел автоматии сердца ... расположен в ... .
9) Основные артерии, транспортирующие кровь к легким — ... .
10) Функция лимфатических узлов: ... .
11) Скорость движения крови по аорте достигает ... .
12) Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что ... .
13) Малый круг кровообращения проходит через ... .
14) Сосуды большого круга кровообращения: ... .
15) Легочные вены впадают в ... .
16) Частота сердечных сокращений в состояниипокоя ... .
17) Причины непрерывного движения крови пососудам: ... .
18) Артериальное давление в норме в состояниипокоя — ... .
19) Назовите любые три артерии организма, накоторых можно прощупать пульс: ... .
20) Частота и сила сердечных сокращений увеличивается под действием ..., снижается под действием ... .
ІІ. Актуализация знаний и изучение нового материала
При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов, известно человечеству с незапамятных времен.
Гиппократ (460—377 до н. э.) детально описал некоторые приемы остановки кровотечения.
Кровотечения могут возникать в результате травм или патологических процессов в организме. Потеря 10—15% крови от общего объема опасна для здорового человека развитием осложнений — ухудшается работа сердца и других жизненно важных органов, нарушаются обменные процессы, возникает угроза для жизни.
А. Просмотр ЦОР о видах кровотечений.
Беседа с учащимися по вопросам:
1) По каким признакам можно различить венозное и артериальное кровотечения?
2) Почему при артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения, а при венозном — ниже раны?
3) Кратко сформулируйте основные правила наложения жгута. Чем можно объяснить омертвение тканей конечностей, если наложенный жгут не ослабляют в течение длительного времени?
4) Как остановить кровотечение с помощью закрутки?
5) Чем опасно внутреннее кровотечение?
6) Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа?
7) Врачи утверждают, что правильная обработка раны препятствует возникновению осложнений и почти в три раза сокращает время ее заживления.
Объясните, почему:
— перевязку раны необходимо проводить чистыми, вымытыми руками, использовать стерильные перевязочные материалы (вату, марлю, бинт);
— рану нельзя промывать водой, спиртом или йодом, засыпать какими-либо лекарственными порошками, накладывать на поверхность ран мази и
кремы, вату;
— раны рекомендуют промывать 5%-м раствором перекиси водорода, а поверхность вокруг раны обрабатывать йодом.
Б. Дифференцированно-групповая работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы.
Вид кровотечения |
Какие сосуды повреждены? |
Признаки |
Первая помощь |
|
|
|
|
ІІІ. Закрепление нового материала и рефлексия
Практические задания выполняются учащимися в парах или группах. На партах — перевязочный материал, жгуты, закрутки и подручные средства. Учащиеся оказывают первую помощь, необходимую в описанных ситуациях.
Ситуация 1.При мытье стеклянной пробирки один из учеников разбил ее и порезался. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 2. На перемене мальчики из 8А бегали наперегонки. Случайно задев друг друга, ребята упали. Один из них сильно повредил локоть. Рана обширная, кровоточит вся ее поверхность. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 3. На уроке физкультуры ученики 5А играли в футбол. Один из мальчиков повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздем. Из раны фонтанчиком вытекает ярко-алая кровь. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 4. На уроке музыки у ученика внезапно начала из носа течь кровь. Учителя в классе нет. Какими будут ваши действия?
Окажите первую помощь.
IV. Домашнее задание
Параграф соответствующего учебника; закончить таблицу; записать в тетради правила наложения жгута или закрутки.