Урок по технологии «Педагогическая мастерская» А. Платонов «Юшка»

Про матеріал

Цели урока:

Личностные: - раскрыть понятие «нравственный человек»; - развивать способности к самоучению, саморазвитию; -формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи. - учить быть нравственными, добрыми, честными.

Общепредметные: - освоить способы решения проблем поискового характера;- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя; - активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные: - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; - помочь выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»; - воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку.

Перегляд файлу

 

Гетьман И.Д. Урок по технологии «Педагогическая мастерская»

А. Платонов «Юшка»

Цели урока:

Личностные: - раскрыть понятие «нравственный человек»; - развивать способности к самоучению, саморазвитию; -формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи. - учить быть нравственными, добрыми, честными.

Общепредметные: - освоить способы решения проблем поискового характера;-  обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя; - активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные: - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; - помочь выявить нравственную основу  платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»; - воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,    любовь и уважение к человеку.

 

Оборудование: портрет А.Платонова (1899-1951) (Климентова Андрея Платоновича),иллюстрации детских рисунков к рассказу, опорные слова из текста произведения, заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски, мультимедийная презентация, выставка художественных произведений А.П.Платонова, Библия, словари (толковый, энциклопедический, философский, этический).

 

 

 

І. Индукция.

Слово учителя. Вступительное слово о А. Платонове.

Здравствуйте! Мне очень хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, терпимее ко всему, что вас окружает. Говорить мы будем с вами о проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

И поможет нам в этом русский писатель Андрей Платонов.

Настоящая фамилия писателя Климентов. Платонов – псевдоним, образованный от имени отца.

 

Стихотворение Д.Голубкова в исполнении ученика

 

Человек, как звезда, рождается

Сквозь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

 

Поколениями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

(мелодия Flowers of the Sea Keiko Matsui)

Самоконструкция. Перед вами портрет писателя. Что вы можете сказать о нём как о человеке, рассмотрев портрет? (Одет скромно, просто; вдумчивые, умные глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости; особая сила притяжения во взгляде; добрый, простой человек.)

Социоконструкция. Познакомьтесь с биографией писателя, дополните таблицу:

 

 Качества личности      

События, формировавшие качества

Доброта

Простота, скромность

Вдумчивость, ум

Тревога за людей, землю

Ощущение грусти

Родился в большой семье

С ранних лет работал

Работал в газете

Работал мелиоратором и электрификатором

 

Наблюдал трудную жизнь людей в сложный исторический период

Андрей Платонович Платонов прожил чуть более пятидесяти лет. Родился в большой семье. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет «в люди»: с ранних лет выполняет разную черновую работу.  Принимая участие в гражданской, Отечественной войне, строительстве новой деревни, наблюдает трудную жизнь людей в сложный исторический период. Служил в Воронежском губернском землеуправлении, работал мелиоратором и электрификатором: строил плотины, руководил строительством дорог и мостов, дамб и электростанций. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.Платонов был универсально начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять стихи, которые появляются в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в его творчестве становится проза. Работал в газете. В воронежских газетах печатаются его очерки, статьи, рассказы.

Социализация. Работа в группах.

Афиширование. Выступления учеников групп поочерёдно.

 Качества личности      

События, формировавшие качества

Доброта

Простота, скромность

Вдумчивость, ум

Тревога за людей, землю

Ощущение грусти

 

Разрыв. Он  избрал для себя трудный путь в искусстве: путь, говоря его собственными словами, «сквозь страдание, а не в обход его». И он прошел этот путь до конца. Платонову удалось главное: его книги продолжают его жизнь. Почему? Ведь его герои так мало похожи на нас современных… Его любимые герои - чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве.

Попробуем в этом разобраться на примере его рассказа «Юшка».

ІІ. Индукция.

 После прочтения наверняка осталось очень вопросов, которые вы хотели обсудить в классе.

Самоконструкция. Выберит еиз предложенных те проблемы, которые поднимаются автором в его рассказе, расположите их в порядке значимости для вас .Выбор объясните.

 В чем проблема отношений отцов и детей?Что есть добро и зло?Необходима ли связь поколений?Каковы проблемы взросления и становления человеческий личности? Каков смысл жизни?Что такое нравственный выбор? В чём причина человеческой жестокости и равнодушия?

Социоконструкция, социализация и афиширование.

Разрыв:  Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

Итак, ребята, сегодня мы поразмышляем над рассказом А. Платонова «Юшка», который заставляет нас задуматься, что есть добро и зло, зачем живёт в этом мире человек? . Давайте попытаемся осмыслить содержание рассказа, выясним, каковы же нравственные законы, которые определяют отношения человека с человеком.

Обратите внимание на экран. Какое из высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» и почему? (ответы) Но прежде послушайте притчу, которая вам поможет в этом.

Не воздавайте злом на зло (Библия)

Добро из добра приходит

Жизнь дана на добрые дела.

Не стоит село без праведника

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.

Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

- Какова идея произведения? (Побеждай зло добром)

Как непросто, но как важно усвоить этот урок на всю жизнь!

Самоконструкция. Социализация.

- Какие ассоциации вызывают у вас слова «добро» и «зло»? Запишите свои ассоциации на разных половинках тетрад, дополнив представленный список. (уч-ся записывают слова, затем читают их вслух, дополняя свои списки теми словами, которые предложили одноклассники).

На доске появляется запись:

добро

зло

любовь

жестокость

терпение

насилие

искренность

грубость

чуткость

черствость

трудолюбие

 

Афиширование.

Разрыв.- В чём особенность этих слов? Каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике. Поэтому в нашей работе мы будем строить на сопоставлении противоположностей.

Индукция. Итак, главный герой рассказа – Юшка (Ефим). Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев. Значение имени Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Это имя отражает черты характера Юшки.

Мы знакомимся с ним с самых первых строк. Автор даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых. Давайте поработаем в группах над этими эпизодами, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.

Самоконструкция и социоконструкция.

Работа в группах.

          1 группа

            2 группа

              3 группа

Портрет Юшки

Отношение детей

к Юшке

Отношение взрослых

к Юшке

Каким видят люди Юшку?

Что знают о нём?

Что думают?

Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

Совпадает ли ваше представление о герое с иллюстрацией? Почему?

Что влечёт детей к Юшке?

Как Юшка отвечает на их жестокость?

Чем является зло для детей?

Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему?

Почему взрослые обижали Юшку?

Как они его называют?

Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

 В «Словаре русского языка» С.Ожегова – 2 значения слова терзать:

   1. Разрывать на части.

   2. Мучить нравственно.

 - Какое из этих значений имел в виду автор, говоря, что люди терзали Юшку?

Чем отвечает им Юшка?

Почему же Юшка не обижался на взрослых?

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

    Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим. Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его.

Группа 1 Афиширование.

«Юшка и дети»:

              Дети                                                           Юшка 

… переставали играть, бежали,                 … ничего не отвечал и не обижался

        кричали

… поднимали ветки и бросали…              … шёл тихо и не закрывал лицо

… снова окликали, бросали, трогали        … шёл и молчал

     и толкали

… опять толкали и кидали комья             … не трогал и не отвечал

      земли

… сильнее толкали…кричали                  … говорил

      вокруг Юшки

… делали слишком больно                          радовался

   радовались

«Дети бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину, и не погонится за ними, как делают это большие люди». 
Группа 2 . Афиширование - Детьми движет не злоба и не ненависть. Все вокруг отвечают злом на зло. Это норма. Зло для детей – источник радости и веселья.

Зло для детей – проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу. 
Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
Юшка и взрослые»: Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

    И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

    Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

«Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью» 

Важно видеть во взрослых детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок. 
Взрослые видят в нем « непохожего, блажного» человека, вымещают на нем горе и обиду, ярость своего сердца.Они не могут простить ему непохожести, молчаливой кротости. Он молча сносит удары и верит, что народ его любит.

Разрыв: Сделаем общий вывод: какой Юшка в глазах детей и взрослых?

Старый, больной, странный, слабый, жалкий, неказистый, плохо одетый, невзрачный, тихий, молчаливый, ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»

Как однажды назвал Юшку взрослый человек?

(блажной)

- А как назвал веселый прохожий?

(юрод негодный)

- Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это?

(Варианты ответов: есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.)

Юродивый  -  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

- На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

- Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

 Есть ли что-то общее в отношениях к юродивым на Руси и к Юшке?

Индукция:  В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека? Почему так происходит? В чём же первопричина всех бед Юшки? Можно предположить, что у них разные ценности в жизни. В чём смысл жизни людей и Юшки?

Самоконструкция и социоконструкция. Понаблюдаем:

Люди

Юшка

Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

 «Отдохни», – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.

 

 «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду».

мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам.

Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

Афиширование: Чего хотят люди?

  Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях никогда не говорили о духовных ценностях.

Чего хочет Юшка?

Разрыв: знакомство со схемами

Индукция: - Скажите, ребята, а среди людей, окружающих Юшку там, где он живёт, есть ли те, кто сочувствует ему? Докажите. (Да: кузнец, Даша, столяр).

Разрыв.

- Почему и те и другие желают Юшке смерти?

Самоконструкция и афиширование Для себя – считают, что им будет лучше жить без него; для Юшки – чтоб он не мучился, не страдал. Считают, что его жизнь – мучение для него. Смерть может избавить его от этих мучений.

Разрыв: Возникает вопрос: вправе ли кто-либо решать, кому жить а кому умирать, имеет ли кто-либо право покушаться на жизнь другого человека? Можем ли мы судить о том, что лучше для человека?

Индукция: Давайте посмотрим на жизнь Юшки его глазами:

В тягость ли Юшке его жизнь?

Какие счастливые мгновения были  в жизни Юшки?

Куда уходил Юшка каждое лето?

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

    Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

    По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек.

Сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.

Разрыв: какой же на самом деле Юшка? Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, умеет сострадать, чутко сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.

Можно ли назвать его нравственным человеком? Ответ поясните, используя схему.

Легко ли быть нравственным человеком? Почему? (нужно уметь жить для других)

Индукция: Юшка по-настоящему был счастлив только наедине с природой. Что сближает Юшку с природой?

Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.Юшка близок к природе, он сам – частица этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останется бессловесным, он не ответит ударом на удар, злом на зло.

Разрыв: Что будет, если ударить топором по берёзе, сосне? А у Юшки от ударов?

Сок побежит, смола выступит).  В глазах постоянная влага.

 Индукция: Юшка никогда никому не приносил зла, никогда никого не обидел. Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)

Чем помешал Юшка веселому прохожему?

Почему Юшка осерчал, а не разгневался?

Возможен ли был другой финал жизни Юшки?

«Юшка и прохожий»: «Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: 
-Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя… Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь»

А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..

    Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

 - Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

- Я не равняю, - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны... Он не может разгневаться по своему характеру. Он очень добрый человек и осерчал первый раз в жизни.
- Нельзя все время терпеть.

Индукция: Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни.

Выразительное чтение сцены похорон:

Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

    Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.     Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

Самоконструкция и социализация. Афиширование.

Вот теперь признали его люди своим, похожим?

Удалось ли Юшке победить зло добром? Когда это произошло?

Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? Как объяснял это сам Юшка? Поясните.

 «Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое». «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Индукция: Ушёл Юшка тихо, ничего не сказал, но не ушёл Юшка бесследно, яркий след оставила его жизнь в душе у каждого из нас. Не эти ли слова могли быть последними в его жизни? (эпилог фильма «Белые росы»)

Самоконструкция и социоконструкция

Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнают после его смерти?

Ушло ли добро Юшки вместе с его смертью?

Как главной мысли рассказа подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?

Афиширование. Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали  как дочь доброго Юшки.

  Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Проблема взаимоотношений человека с человеком, добра и зла – вечная проблема, которая находит своё отражение и в Библии, и в произведениях УНТ, в творчестве писателей и поэтов.

И Платонов верил в это и хотел, чтобы в это верили и мы.  А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле. К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

Творческая работа..

   Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений.

Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня?  Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?

- Домашнее задание:

 «Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Цели урока:

показать своеобразие личности писателя, раскрыть понятие «нравственный человек» на примере героя Платонова, научить быть нравственными, добрыми, честными,  показать значимость понятий «милосердие», «ответственность за свои поступки»,    «любовь и уважение к человеку», развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Индукция. Вступительное слово о А. Платонове.

Здравствуйте! Мне очень хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, терпимее ко всему, что вас окружает. Говорить мы будем с вами о проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

И поможет нам в этом русский писатель Андрей Платонов.

Настоящая фамилия писателя Климентов. Платонов – псевдоним, образованный от имени отца.

 

Стихотворение Д.Голубкова в исполнении ученика

 

Человек, как звезда, рождается

Сквозь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

 

Поколениями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

(мелодия Flowers of the Sea Keiko Matsui)

 

Слайд «Портрет Платонова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Самоконструкция. Перед вами портрет писателя.

 

Слайд «Портрет писателя»

 

Что вы можете сказать о нём как о человеке, рассмотрев портрет? (Одет скромно, просто; вдумчивые, умные глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости; особая сила притяжения во взгляде; добрый, простой человек.)

Социоконструкция. Познакомьтесь с биографией писателя, дополните таблицу. (Вам необходимо найти в биографии писателя факты, повлиявшие на формирование и развитие тех или иных качеств его личности)

Социализация. Работа в группах.

Афиширование. Выступления учеников групп поочерёдно.

Разрыв. Он  избрал для себя трудный путь в искусстве: путь, говоря его собственными словами, «сквозь страдание, а не в обход его». И он прошел этот путь до конца. Платонову удалось главное: его книги продолжают его жизнь. Почему? Ведь его герои так мало похожи на нас современных… Его любимые герои - чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве.

Попробуем в этом разобраться на примере его рассказа «Юшка».

 

Слайд «Таблица по биографии писателя» (1-2), раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Индукция.

 После прочтения наверняка осталось очень вопросов, которые вы хотели обсудить в классе.

Самоконструкция. Выберит из предложенных те проблемы, которые поднимаются автором в его рассказе, расположите их в порядке значимости для вас .Выбор объясните.

 В чем проблема отношений отцов и детей?Что есть добро и зло?Необходима ли связь поколений?Каковы проблемы взросления и становления человеческий личности? Каков смысл жизни?Что такое нравственный выбор? В чём причина человеческой жестокости и равнодушия?

Слайд «Определение проблематики рассказа», раздаточный материал

Социоконструкция, социализация и афиширование.

Разрыв:  Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

На доске вывесить тему!

Итак, ребята, сегодня мы поразмышляем над рассказом А. Платонова «Юшка», который заставляет нас задуматься, что есть добро и зло, зачем живёт в этом мире человек? . Давайте попытаемся осмыслить содержание рассказа, выясним, каковы же нравственные законы, которые определяют отношения человека с человеком.

Обратите внимание на экран. Слайд с выбором эпиграфа

 Какое из высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» и почему? Не воздавайте злом на зло (Библия)

Добро из добра приходит

Жизнь дана на добрые дела.

Не стоит село без праведника

Но прежде послушайте притчу, которая вам поможет в этом.

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.

Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!» (ответы)

- Какова идея произведения? (Побеждай зло добром) Вывесить идею произведения!Как непросто, но как важно усвоить этот урок на всю жизнь!

4. Самоконструкция. Социализация.

- Какие ассоциации вызывают у вас слова «добро» и «зло»? Запишите свои ассоциации на разных половинках тетрад, дополнив представленный список. (уч-ся записывают слова, затем читают их вслух, дополняя свои списки теми словами, которые предложили одноклассники). (слайд» Работа с понятиями», раздаточный материал»)

запись:

добро

зло

любовь

жестокость

терпение

насилие

искренность

грубость

чуткость

черствость

трудолюбие

 

Слайд с вариантом ответа

Афиширование.

Разрыв.- В чём особенность этих слов? Каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза)

(Вывесить на доску понятие)

 Этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике. Поэтому в нашей работе мы будем строить на сопоставлении противоположностей. Слайд «Взаимоотношения героев»

Индукция. Итак, главный герой рассказа – Юшка (Ефим). Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев. Значение имени Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Это имя отражает черты характера Юшки.

Мы знакомимся с ним с самых первых строк. Автор даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых. Давайте поработаем в группах над этими эпизодами, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.

Обратить внимание на портрет!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самоконструкция и социоконструкция.

Работа в группах.

          1 группа

            2 группа

              3 группа

Портрет Юшки

Отношение детей

к Юшке

Отношение взрослых

к Юшке

Каким видят люди Юшку?

Что знают о нём?

Что думают?

Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

Совпадает ли ваше представление о герое с иллюстрацией? Почему?

Что влечёт детей к Юшке?

Как Юшка отвечает на их жестокость?

Чем является зло для детей?

Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему?

Почему взрослые обижали Юшку?

Как они его называют?

Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

 В «Словаре русского языка» С.Ожегова – 2 значения слова терзать:

   1. Разрывать на части.

   2. Мучить нравственно.

 - Какое из этих значений имел в виду автор, говоря, что люди терзали Юшку?

Чем отвечает им Юшка?

Почему же Юшка не обижался на взрослых?

Группа 1 . Афиширование

Группа 2 . Афиширование - Детьми движет не злоба и не ненависть. Все вокруг отвечают злом на зло. Это норма. Зло для детей – источник радости и веселья.

Зло для детей – проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу. 
Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

Группа 3 Афиширование

Важно видеть во взрослых детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок. 
Взрослые видят в нем « непохожего, блажного» человека, вымещают на нем горе и обиду, ярость своего сердца.Они не могут простить ему непохожести, молчаливой кротости. Он молча сносит удары и верит, что народ его любит.

(на доске слайды к работе 1-2)

Разрыв: Сделаем общий вывод: какой Юшка в глазах детей и взрослых?

Старый, больной, странный, слабый, жалкий, неказистый, плохо одетый, невзрачный, тихий, молчаливый, ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Как однажды назвал Юшку взрослый человек?

(блажной)

- А как назвал веселый прохожий?

(юрод негодный)

- Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это?

(Варианты ответов: есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.)

Юродивый  -  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

- На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

- Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

 

 Есть ли что-то общее в отношениях к юродивым на Руси и к Юшке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Индукция:  В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека? Почему так происходит? В чём же первопричина всех бед Юшки? Можно предположить, что у них разные ценности в жизни. В чём смысл жизни людей и Юшки?

Самоконструкция и социоконструкция. Понаблюдаем:

Слайд «Смысл жизни Юшки»

Люди

Юшка

Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

 «Отдохни», – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.

 

 «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду».

мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам.

Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

Афиширование: Чего хотят люди?

  Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях никогда не говорили о духовных ценностях.

Чего хочет Юшка?

Разрыв: знакомство со схемами «Слайд схем «Смысл жизни людей и Юшки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Индукция: - Скажите, ребята, а среди людей, окружающих Юшку там, где он живёт, есть ли те, кто сочувствует ему? Докажите. (Да: кузнец, Даша, столяр).

Разрыв.

- Почему и те и другие желают Юшке смерти?

Самоконструкция и афиширование Для себя – считают, что им будет лучше жить без него; для Юшки – чтоб он не мучился, не страдал. Считают, что его жизнь – мучение для него. Смерть может избавить его от этих мучений.

Разрыв: Возникает вопрос: вправе ли кто-либо решать, кому жить а кому умирать, имеет ли кто-либо право покушаться на жизнь другого человека? Можем ли мы судить о том, что лучше для человека?

Индукция: Давайте посмотрим на жизнь Юшки его глазами:

В тягость ли Юшке его жизнь?

Какие счастливые мгновения были  в жизни Юшки?

Куда уходил Юшка каждое лето?

Социализация, афиширование

Разрыв: какой же на самом деле Юшка? Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, умеет сострадать, чутко сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.

Слайд «Сравнение представления об Юшке»

Можно ли назвать его нравственным человеком? Ответ поясните, используя схему.

Легко ли быть нравственным человеком? Почему? (нужно уметь жить для других)

Слайд «Нравственный человек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Индукция: Юшка по-настоящему был счастлив только наедине с природой. Что сближает Юшку с природой?

Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.Юшка близок к природе, он сам – частица этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останется бессловесным, он не ответит ударом на удар, злом на зло.

Разрыв: Что будет, если ударить топором по берёзе, сосне? А у Юшки от ударов?

Сок побежит, смола выступит).  В глазах постоянная влага.

 Индукция: Юшка никогда никому не приносил зла, никогда никого не обидел. Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)

Чем помешал Юшка веселому прохожему?

Почему Юшка осерчал, а не разгневался?

Возможен ли был другой финал жизни Юшки? (раздаточный материал)

Социализация, афиширование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Индукция: Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни.

Выразительное чтение сцены похорон (раздаточный материал)

Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

    Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.     Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

Самоконструкция и социализация. Афиширование.

Вот теперь признали его люди своим, похожим?

Удалось ли Юшке победить зло добром? Когда это произошло?

Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? Как объяснял это сам Юшка? Поясните.

 «Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое». «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Индукция: Ушёл Юшка тихо, ничего не сказал, но не ушёл Юшка бесследно, яркий след оставила его жизнь в душе у каждого из нас. Не эти ли слова могли быть последними в его жизни? (эпилог фильма «Белые росы»)

Самоконструкция и социоконструкция

Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнают после его смерти?

Ушло ли добро Юшки вместе с его смертью?

Как главной мысли рассказа подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?

Афиширование. Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали  как дочь доброго Юшки.

  Такой прием, ребята, называется обрамление.  На доске понятие.

Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Проблема взаимоотношений человека с человеком, добра и зла – вечная проблема, которая находит своё отражение и в Библии, и в произведениях УНТ, в творчестве писателей и поэтов.

И Платонов верил в это и хотел, чтобы в это верили и мы.  А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле. К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

Творческая работа..

   Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, …. Сегодня на уроке я понял, что…(напишите несколько предложений)      .

Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня?  Какие были удачи? Что показалось трудным? Почему?

- Домашнее задание:

 «Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?»

 

 

 

 

 

 

doc
Додав(-ла)
ГЕТЬМАН Ірина
До підручника
Зарубіжна література 8 клас (Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В.)
Додано
21 листопада 2018
Переглядів
2200
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку