Урок по теме «О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»

Про матеріал

Цели урока:

Образовательная: повторить написание букв О, Ё после шипящих в корне слова, совместно с учащимися открыть правило написания букв О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Мотивационная: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала

Развивающие: - развитие речи учащихся с использованием лексического материала по теме «Мама»;
- развивать чувство уважения к женщине, матери, ответственности перед ней;

Воспитательные: - воспитывать любовь, уважение к родителям, взаимопонимание
между детьми и родителями.
Перегляд файлу

Урок по теме «О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»

 

Цели урока:

Образовательная: повторить написание  букв О, Ё после шипящих в корне слова, совместно с учащимися открыть правило написания букв О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Мотивационная: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала

Развивающие: - развитие речи учащихся с использованием лексического материала по теме «Мама»; 
- развивать чувство уважения к женщине, матери, ответственности перед ней; 

Воспитательные: - воспитывать любовь, уважение к родителям, взаимопонимание 
между детьми и родителями. 
Дидактическая основа урока: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; 
Методы обучения: по источникам знаний – практические; по дидактическим целям – усвоение материала; по уровням познавательной самостоятельности учащихся – исследовательский; 
Дидактические принципы обучения: 
• систематичности и последовательности обучения; 
• доступности (опора на знания учащихся); 
• научности; 
• активности и сознательности учащихся в обучении. 
Общеметодические принципы обучения: 
• структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов). 
• функциональный (опора на знания об окончании и суффиксе, ударении и его функции). 
• внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов и окончаний). 
Технология: развивающего обучения. 

  1.                Организационный момент.

Упражнение. «Нарисуй свои эмоции» 

(Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют своё настроение в данный момент, затем показывают учителю и поясняют свой рисунок)
Слово учителя:

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого из нас свой внутренний мир и внутреннее состояние. И все мы такие разные собрались сегодня здесь, чтобы узнать о себе, о друг друге больше и, конечно же, почувствовать себя счастливыми. Мы должны научиться понимать и уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и важен всем остальным.

Свой урок я начала неслучайно таким заданием, потому что на этой неделе мы отмечаем особый праздник. Знаете какой? Праздник толерантности. А что такое толерантность? Толерантность — не только терпимость и уважение к людям, говорящим на другом языке и имеющим иной цвет кожи, но и к каждому человеку вообще. Молодежи — к старикам, пожилых — к подросткам, здоровых — к инвалидам. Помните ли вы об этом? А знаете, как об этом не забывать? Нужно всегда вспоминать, что тот, кто сейчас перед вами тоже кем-то любим: родителями, близкими и друзьями, а значит, он очень похож на вас. А знаете, у кого нужно учиться настоящей любви к людям? У наших мам… Ведь давно известно, что толерантность начинается в семье.

  1. Работа с текстом (на экране и на листочках).

Мама… Сколько вызывает трепета в сердце любого человека звуки этого маленького, но такого больш__го слова! С детства мы видим милое, нежное лицо самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянцем, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душ__й любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человечек тянется руч__нками к своей прекрасной маме, которая для него является волшебниц ___й. С ней уютно и тепло; ее легкий ш__пот успокаивает; она устраняет все ненужные ш__рохи; она кормит каш__й нас и плюш__вого медвеж___нка и с беспокойством глядит за парой неуверенных нож__к, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любит нас. Она – наше маленькое солнц__ во тьме; она – береж___к, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежище, наше счастье. Она – ВСЕ. 

Определите тему и идею текста. Выскажите свои мысли, что значит для вас мама. А теперь вспомните все добрые слова, которым вас учила ваша мама, и скажите эти добрые слова по цепочке, как я: Вы умные, добрые и способные дети!

Ну а теперь сформулируем тему нашего урока, ответив на следующие вопросы:

- Скажите, какие буквы (гласные или согласные) пропущены в тексте?

- А какие конкретно это могут быть буквы?

- Посмотрите на соседние буквы, не видите ли вы общего в их позиции?

- О каких частях речи мы буде вести разговор?

- В каких частях слова есть пропуски?

          Итак, перед нами ответы: гласные, О и Е, шипящие и Ц,  суффикс, окончание, существительное и прилагательное

Кто может сформулировать тему, дав ответ, какую орфограмму мы будем изучать по предложенной подсказке

Написание_____________ __ и __после ______ и _____ в ________ и _________ ___________ и __________. Запишите тему.

          - Открою вам секрет. Что среди данных слов есть слова на орфограмму, которая вам уже знакома и вы справитесь без моей помощи. Найдите эти слова и вспомните орфограмму. (ответ с комментарием, запись букв).

          - Ну а теперь небольшой эксперимент: несколько раз прочитайте оставшиеся слова и попробуйте определить, от чего зависит выбор  написания гласной О или Е?

         Формулировка ребятами правила.

         Слайд правила.  В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется -О-, без ударения пишется -Е-

Образец рассуждения:

  1. Это имя _____________.
  2. В его суффиксе ( окончании) пишу букву ____, потому что_________.

Запомнить:


В существительных с суффиксом -ёр-


дирижЁр, монтажЁр, стажЁр 


В существительных с суффиксом -ёвк-


верЁвка, бечЁвка

В суффиксе прилагательных -ён-


золочЁный

Расставьте, пожалуйста, буквы, используя изученное правило, как сделаю это я в первом примере. Рассуждайте вместе со мной. Работа учащихся. Проверка задания, сверяются с вариантом на экране. Обратная связь.

 

Разминка. «Мир, мир, мир 
Мир везде, мир во мне, мир в тебе. 
Свет, свет, свет 
Свет везде, свет во мне, свет в тебе. 
Любовь, любовь, любовь 
Любовь везде, любовь во мне, любовь в тебе». 

 

Задание на закрепление (найти и исправить ошибки). Сделать вывод: что может повлиять на неправильное написание слова с данной орфограммой. Распределить все словосочетания в нужные колонки. Самопроверка (образец на доске). Обратная связь на качество выполненной работы.

 

Букет ромашок. Сладкий пирожок. Варенье из вишен. Грушовый пирог. Любимый внучёк. Озорная внученька. Новое пальтецо. Милое лицо. Белый снежок. Громким плачем. ЛандышОвый запах. Сидела перед зеркальцом. Беседа с врачём. Скамейка под деревцом. Родное оконце. Светлым лучом. Ярких бабочок. Нежным сердцом.

Определить букву и записать слово в нужную колонку.

 

Окончание

Суффикс

о

е

о

е

 

А теперь ребята вспомним начало урока и прочитаем небольшую историю по абзацам (выразительное чтение).

"Сила УЛЫБКИ" (автор Домаренок Татьяна)
           Где-то в каком-то краю, с двух сторон широкой реки в двух поселках жили люди. Жили они там много лет, и все у них было как будто поровну. И река одна и та же, и земля плодородная, и леса с ягодами и грибами,  и заботы похожие - как детей вырастить, как дом построить и сад посадить. Но только вот жили они как-то по-разному.
В одном поселке с одной стороны реки люди были веселые и жизнерадостные. Они часто улыбались и смеялись, и потому горести чаще обходили их стороной, а если когда-либо и случались, то все же легче переживались. Да и небо над этим поселком почти всегда было светлое и солнечное.
           В другом же поселке на другой стороне реки люди почему-то были невеселые и сумрачные. Они никогда не улыбались. Похоже, они совсем забыли, что это такое - улыбаться. Эти люди часто плакались друг другу о своих неудачах и горестях и потому еще хуже переживали их. Все их горести, которые на самом деле, может быть, и не были такими страшными, переносились с трудом, и не было этим невзгодам и горестям ни конца, ни края. От бесконечных волнений и переживаний даже небо над поселком не переставало плакать и почти всегда было затянуто тучами. Вот такие дела!
            Наверное, так бы и жили эти несчастные люди в хмуром и безрадостном поселке и по сей день, если б не произошел один замечательный случай. Дело в том, что в веселом и жизнерадостном поселке на другой стороне реки было столько улыбок, что они уже не помещались на всех лицах, а летали по воздуху, как бабочки. Но вполне понятно, что каждой улыбке хочется поселиться на каком-то лице и принести радость его обладателю. Вот и стали такие «бесхозные» улыбки улетать из поселка, чтобы поискать себе нового хозяина.

Как-то одна из улыбок, самая смелая и сильная перелетела через реку и оказалась в «невеселом» поселке. Но как она ни старалась приклеиться к какому-нибудь хмурому лицу, у нее из этого ничего не получалось. Люди смахивали ее с лиц, как нечто лишнее и неразумное. От такой неудачи Улыбка так расстроилась, что сама чуть не заплакала, но вовремя спохватилась. Ведь она-то как-никак Улыбка и должна быть всегда веселой и радостной! «Бесхозная» Улыбка хотела уже улететь с этого нерадостного поселка назад, но вдруг увидела маленького мальчика с совочком для бабочек, ловящего бабочек в саду. Решила Улыбка поиграть с ним. И случайно угодила к нему в сети. Мальчик обрадовался и радостно… улыбнулся!

Потом он побежал домой, улыбаясь и весело крича что-то своей маме. А мама, увидев своего улыбающегося малыша, сама тут же улыбнулась ему в ответ. Вот так и побежала Улыбка от одного лица к другому. И вскоре уже весь хмурый доселе поселок стал улыбчивым и веселым, как и его сосед. И небо над ним просветлело, а жизнь стала радостнее. Вот так яркая и живая Улыбка одного малыша спасла от хмурости и мрачности жизни многих людей.

Запомните эту историю, и почаще улыбайтесь в душе и людям сердцем и душой.

Домашнее задание: подготовить пересказ (выборочный устный) текста «Сила улыбка» о смелом поступке улыбки, написать свою добрую историю, используя словосочетания из задания на закрепление.

А теперь, ребята, скажите, оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вам запомнилось?

За ваши старания лучшие из вас получат награды за сегодняшний урок, и все получат оценки.

Но все вы были сегодня на уроке

Вежливыми, старательными.

Скромными и внимательными.

Добрыми, умными, справедливыми.

А самое главное - весёлыми и счастливыми.

 

docx
Додав(-ла)
ГЕТЬМАН Ірина
Додано
21 листопада 2018
Переглядів
2569
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку