Тема: Твёрдые и мягкие согласные
Цели: ознакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие» согласные, продолжить работу над определением сильной и слабой позиции звука в словах; формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения твёрдых и мягких согласных звуков; приучать детей работать в группах, воспитывать силу воли, упорство, ответственность.
Прогнозируемые результаты: ученики определяют твёрдые и мягкие согласные звуки в словах; различают, правильно читают и пишут слова с такими звуками.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, орфоэпические и орфографические словари.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Этап введения в языковую среду
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Диктант: отгадайте загадки; покажите, какую букву надо писать; объясните написание; если есть разные способы проверки, назовите варианты; обозначьте орфограмму «Проверяемые согласные в корне»; проверьте себя по словарю.
* То я в клетку, то в линейку, * Среди бахчи – зелёные мячи.
Написать по ним сумей-ка. Налетела детвора,
Можешь и нарисовать, От мячей одна кора. (Арбуз)
Что такое я? (Тетрадь) * В два ряда дома стоят.
* Красный нос в землю врос, Десять, двадцать, сто подряд.
А зелёный хвост наружу. Скверы, театры, парки вокруг.
( Морковь) Как это место люди зовут? (Город)
* Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока
Слово учителя
- Тема нашого урока - «Твёрдые и мягкие согласные». Сегодня мы продолжим работу над формированием навыков определения и правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков, определением ошибкоопасных мест в словах, закрепим навыки правописания сомнительных согласных в корне слова.
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1.Коллективная работа с учебником: ознакомление с теоретическим материалом (с. 56-57).
2. Работа с таблицей.
Звонкие |
твёрдые |
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
л |
м |
н |
р |
|
|
|
|
|
мягкие |
б’ |
в’ |
г’ |
д’ |
- |
з’ |
л’ |
м’ |
н’ |
р’ |
й’ |
|
|
|
|
|
‘Глухие |
твёрдые |
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
|
|
|
|
|
х |
ц |
- |
- |
мягкие |
п’ |
ф’ |
к’ |
т’ |
- |
с’ |
|
|
|
|
|
х’ |
- |
ч’ |
ш’ ш’ или ш’ ч’ |
3. Работа с учебником: упражнение 181.
4. Работа над звукобуквенным анализом слов
Образец: соль
С – [с] согл., глух., парн., твёрд.
О - [о] гласн., ударн.
Л - [л’] согл., звон.,непарн., мяг.
Ь__________________________
4 буквы, 3 звука
Мороз, ель, тучка, лёд, ухо, ёжик.
V. Закрепление изученного материала
Гриб, сад, глаз, этаж, газ, шаг, ёж, ряд, утюг, круг, город, зуб, тетрадь, снег, народ, горб, дуб, завод, площадь, ошибка, ложка, книжка, загадка, улыбка, рябчик, верёвка, дорожки, варежки, сказка, узкий.
Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт. Умей отличать съедобные грибы от ядовитых. Дружба объединяет людей в одну крепкую семью. От мороза листья на деревьях съёжились.
а) медаль, б) телега, в) семья, г) ель.
а) копна, б) кошка, в) ложка, г) речка.
а) царь, б) полочка, в) ложка, г) дочка.
а) печенье, б) пряники, в) варенье, г) конфеты.
а) морковь, б) дорога, в) морозец, г) слон.
а) пе-ре-лёт-ные, б) ран-ний, в) зим-уш-ка, г) ши-пов-ник.
7. Запишите фонетическую транскрипцию слов:
Поют, серенький, якорь, салют.
VІ. Подведение итогов урока
1. «Микрофон»
– Я сегодня узнал…
– Я научился…
– Мне было…
– Я рад …
VІІ. Домашнее задание: читать и пересказывать текст упражнения 184, выполнить письменно упражнение 186.