Материалы к итоговому уроку по теме "Устное народное творчество" помогут учителю закрепить изученную тему по литературе в 5 классе, привить любовь детям к изучению литературы, народному творчеству, обычаям и обрядам.
Урок по теме «Устное народное творчество»
Крестьянская изба. По углам вышитые рушники. Горят свечи. Топится печь. У печи самовар. На лавках сидят девушки со своим рукоделием: вяжут, ткут, прядут, вышивают. Поют народную песню.
...Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом —
Все уселись за столом…
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Всем мы рады вам сердечно.
1-ый ведущий. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-ой ведущий. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.
Девушка (вносит на блюде пироги). Вот и пироги вам вкусные да пышные.
Исполняются пантомимы по сказке «Лиса и Журавль» и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (царица с зеркальцем).
1-ый ведущий. Вы, конечно, узнали персонажей. Назовите их.
2-ой ведущий. Молодцы, ребята. А теперь скажите, кто авторы этих сказок?
Г о л о с а. Пушкин.
2-ой ведущий. Это автор второй сказки. А кто написал первую?
Голоса. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ.
1-ый ведущий. Вы правильно установили различие между народными и авторскими сказками. А теперь посмотрим, кто же из вас знает их больше. Назовите известные авторские сказки. Победит тот, чьё название будет последним. (Ребята называют автора и название сказки. Победитель получает приз).
1-ый ведущий. А теперь назовите народные сказки. Какие их виды вам известны?
Голоса. О животных. Волшебные. Бытовые.
Следующее задание: привести примеры своих любимых сказок (каждого вида).
Ребята называют и рассказывают их. Говорят, почему они им понравились. Подчёркивают, что сказки прославляют трудолюбивых и бескорыстных людей, осуждают лень, желание пожить за счёт других.
2-ой ведущий. Вы хорошо знаете и умеете рассказывать сказки. А теперь проверим, узнаете ли вы их героев. Посмотрите сказку, назовите её автора. Что осуждает сказка?
Инсценировка и обсуждение отрывка «Урок королевы» из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Итак, в одних сказках действуют животные. Главные персонажи других — люди и фантастические существа. В этих сказках приключения героев связаны с волшебством. Это волшебные сказки.
А сказки, главными героями которых являются люди, одерживающие победу благодаря своему уму, смекалке, смелости, храбрости, называются социально-бытовыми.
В сказках о животных показывается, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах. Высмеиваются глупость, хвастовство, жестокость. Даже самые маленькие сказки создаются с определённой целью. Вот «Колобок» высмеивает хвастуна, а в «Репке» прославляется сила коллектива.
А. С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
1-ый ведущий. На протяжении веков народ создавал памятники искусства слова: былины, песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, прибаутки и небылицы, считалки и приговорки.
И в наше время есть люди, слушать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку. Да вы и сами знаете различные считалки. Как и когда, по-вашему, они появились?
Г о л о с а. Когда люди собирались вместе, играли и веселились.
1-ый ведущий. Конечно, тогда, когда люди собирались на отдых. Обычно это были зимние долгие вечера. Где-нибудь в просторной избе собиралась молодёжь и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бывалых людей, игры.
Дети играют в считалки. Тот, на ком она заканчивается, загадывает загадку. Остальные 0отгадывают.
1-ой ведущий. А что же такое пословицы? Кто сложил их?
Г о л о с а:
2-ой ведущий. Давайте вспомним их. Кто больше знает?
Конкурс знатоков пословиц. Инсценировка пословицы: девушка-берёзка обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет и не может найти.
Девушка-берёзка. Кто взял кокошник? Что же мне делать?
Голос находчивого. Я знаю волшебное слово, и сейчас мы найдём, у кого он. Смотрите, на воре шапка горит.
Один из Добрых Молодцев хватается за голову, чем и выдаёт себя. Кокошник возвращается хозяйке. Девушка надевает кокошник, начинается хоровод под музыку песни «Во поле берёзка стояла». Хоровод сменяется переплясом юношей под музыку песни «Ах, вы, сени мои, сени».
Все садятся за стол, самовар вскипел, пьют чай с пирогами.
1-ый ведущий. Быстро пролетело время. Мы и не заметили, как кончился праздник. Вам он понравился? Ещё хочется слушать сказки? Мы, признаться, устали. Но вы нам сегодня очень понравились, поэтому расскажем ещё одну сказочку на прощание. Согласны?
Что за удивление?! Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать?
2-ой ведущий. Нет уж! Давайте лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила- была лягушка по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос; дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдернула нос, да завязила хвост...
1-ый ведущий. Ну, что это ты рассказываешь? Совсем, как испорченная пластинка! Что же дальше?
2-ой ведущий. Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос...
1-ый ведущий. Ну, уж нет! Хватит, хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте, я начинаю самую-пресамую настоящую, с чудесами и страшными подробностями сказку рассказывать.
Кто боится — может выйти. Итак, жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости ни год, ни два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкие, мокнуть в воду...
1-ой ведущий. Что ж молчишь? Что дальше?
2-ый ведущий. Так ведь кости ещё не размокли!..
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей, которые любили послушать фантастические рассказы. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки... от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник — слушателям.
А теперь, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
Вам — сказка, а нам — бубликов вязка. Вам сказки, а нам пироги да сласти.