5 липня о 18:00Вебінар: «Щоденні-3» та «Щоденні-5»: незамінна частина уроку в Новій українській школі

Урок по теме «Устное народное творчество» для 5 класса "Литературные посиделки"

Про матеріал

Материалы к итоговому уроку по теме "Устное народное творчество" помогут учителю закрепить изученную тему по литературе в 5 классе, привить любовь детям к изучению литературы, народному творчеству, обычаям и обрядам.

Перегляд файлу

Литературные посиделки

Урок по теме «Устное народное творчество»

 

 

Крестьянская изба. По углам вышитые рушники. Горят свечи. Топится печь. У печи самовар. На лавках сидят девушки со сво­им рукоделием: вяжут, ткут, прядут, вы­шивают. Поют народную песню.

...Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом

Все уселись за столом…

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Всем мы рады вам сердечно.

1-ый  ведущий. А где же пиро­ги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-ой  ведущий. Будут вам и пи­роги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.

Девушка (вносит на блюде пироги). Вот и пироги вам вкусные да пышные.

Исполняются пантомимы по сказке «Лиса и Журавль» и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (царица с зеркальцем).

1-ый  ведущий. Вы, конечно, уз­нали персонажей. Назовите их.

2-ой  ведущий. Молодцы, ребя­та. А теперь скажите, кто авторы этих сказок?

Г о л о с а. Пушкин.

2-ой ведущий. Это автор вто­рой сказки. А кто написал первую?

Голоса. Народные сказки не за­писывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом этих сказок был народ.

1-ый ведущий. Вы правильно установили различие между народ­ными и авторскими сказками. А те­перь посмотрим, кто же из вас зна­ет их больше. Назовите известные авторские сказки. Победит тот, чьё название будет последним. (Ребята называют автора и название сказки. Победитель получает приз).

1-ый  ведущий. А теперь назо­вите народные сказки. Какие их виды вам известны?

Голоса. О животных. Волшеб­ные. Бытовые.

Следующее задание:              привести примеры своих любимых сказок (каждого вида).

Ребята называют и рассказывают их. Го­ворят, почему они им понравились. Под­чёркивают, что сказки прославляют трудо­любивых и бескорыстных людей, осуждают лень, желание пожить за счёт других.

2-ой  ведущий. Вы хорошо зна­ете и умеете рассказывать сказки. А теперь проверим, узнаете ли вы их героев. Посмотрите сказку, назо­вите её автора. Что осуждает сказ­ка?

Инсценировка и обсуждение отрывка «Урок королевы» из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Итак, в одних сказках действуют животные. Главные персонажи дру­гих — люди и фантастические суще­ства. В этих сказках приключения героев связаны с волшебством. Это волшебные сказки.

А сказки, главными героями кото­рых являются люди, одерживающие победу благодаря своему уму, сме­калке, смелости, храбрости, назы­ваются социально-бытовыми.

В сказках о животных показыва­ется, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах. Высме­иваются глупость, хвастовство, жес­токость. Даже самые маленькие сказки создаются с определённой целью. Вот «Колобок» высмеивает хвастуна, а в «Репке» прославляется сила коллектива.

А. С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым мо­лодцам урок».

1-ый ведущий. На протяжении веков народ создавал памятники ис­кусства слова: былины, песни, сказ­ки, частушки, пословицы, поговор­ки, загадки, скороговорки, прибаут­ки и небылицы, считалки и приго­ворки.

И в наше время есть люди, слу­шать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку. Да вы и сами знаете различные счи­талки. Как и когда, по-вашему, они появились?

Г о л о с а. Когда люди собирались вместе, играли и веселились.

1-ый ведущий. Конечно, тогда, когда люди собирались на отдых. Обычно это были зимние долгие ве­чера. Где-нибудь в просторной избе собиралась молодёжь и начиналось веселье: песни, пляски, рассказы бы­валых людей, игры.

Дети играют в считалки. Тот, на ком она заканчивается, загадывает загадку. Осталь­ные 0отгадывают.

1-ой  ведущий. А что же такое пословицы? Кто сложил их?

Г о л о с а:

  •        Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
  •        Их сложил трудовой народ. В них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека.
  •        Пословицы утверждают лю­бовь к родине, высмеивают лентяев, болтунов.

2-ой  ведущий. Давайте вспом­ним их. Кто больше знает?

Конкурс знатоков пословиц. Инсцениров­ка пословицы: девушка-берёзка обнаружи­вает, что у неё пропал кокошник, ищет и не может найти.

Девушка-берёзка. Кто взял кокошник? Что же мне делать?

Голос находчивого. Я знаю волшебное слово, и сейчас мы найдём, у кого он. Смотрите, на воре шапка горит.

Один из Добрых Молодцев хватается за голову, чем и выдаёт себя. Кокошник воз­вращается хозяйке. Девушка надевает ко­кошник, начинается хоровод под музыку песни «Во поле берёзка стояла». Хоровод сменяется переплясом юношей под музы­ку песни «Ах, вы, сени мои, сени».

Все садятся за стол, самовар вскипел, пьют чай с пирогами.

1-ый  ведущий. Быстро проле­тело время. Мы и не заметили, как кончился праздник. Вам он понра­вился? Ещё хочется слушать сказ­ки? Мы, признаться, устали. Но вы нам сегодня очень понравились, по­этому расскажем ещё одну сказочку на прощание. Согласны?

  •        Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интерес­ную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало; не начать ли сказку с начала?

Что за удивление?! Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили жу­равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать?

2-ой ведущий. Нет уж! Давай­те лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила- была лягушка по имени, по отчест­ву Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дёрга­ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос; дёргала, дёргала, дёргала, дёргала — выдер­нула нос, да завязила хвост...

1-ый  ведущий. Ну, что это ты рассказываешь? Совсем, как испор­ченная пластинка! Что же дальше?

2-ой ведущий. Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёрга­ла, дёргала, дёргала — выдернула хвост, да завязила нос...

1-ый  ведущий. Ну, уж нет! Хватит, хватит! Я расскажу настоя­щую сказку. Хотите? Слушайте, я начинаю самую-пресамую настоя­щую, с чудесами и страшными под­робностями сказку рассказывать.

Кто боится — может выйти. Итак, жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости ни год, ни два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкие, мокнуть в воду...

1-ой  ведущий. Что ж мол­чишь? Что дальше?

2-ый  ведущий. Так ведь кости ещё не размокли!..

Ребята, вот такими сказками на­рочно поддевали слишком доверчи­вых людей, которые любили послу­шать фантастические рассказы. Ду­рачили так очень долго, как в сказ­ке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его ра­зыгрывают. Это докучные сказки... от слова «докучать»: слушатели до­кучали сказочнику, а сказочник — слушателям.

А теперь, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.

Вам — сказка, а нам — бубликов вязка. Вам сказки, а нам пироги да сласти.


 

docx
Додано
31 січня 2018
Переглядів
818
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку