Урок по внеклассному чтения для 5 класса на тему: "В мире словарей."

Про матеріал
Урок 2. из серии уроков по внеклассному чтению для 5 класса. Цель урока: ознакомить учащихся с различными словарями, учить использовать их для получения нужной информации, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, воспитывать любознательность.
Перегляд файлу

                 Внеклассное чтение. Урок 2

Тема:  В мире словарей.

Цель:  ознакомить учащихся с различными словарями, учить использовать их для получения нужной информации, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, воспитывать любознательность.

Оборудование: орфографические словари Д.Н. Ушакова, грамматико-орфографические словари русского языка А.В. Текучева и Б.Т. Панова, «Толковый словарь» В.И. Даля, школьные толковы словари русского языка М.С. Лапатухина и др., словари синонимов, антонимов, словарь иностранных слов и др., детский энциклопедический словарь.

 

ХОД УРОКА

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Беседа.       

                      – С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

                       - Кто автор этой сказки?

                       - Что вы можете рассказать о Х.К.Андерсене?

                       - Хотели ли вы более подробно узнать биографию  

                          Андерсена?

                       - Как вы думаете, к какой справочной литературе нам

                          нужно для этого обратиться?

 

  1.  СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с различными словарями, будем учиться работать по ним,  использовать их для решения трудных заданий.

  - Хотите научиться работать со словарями?

III.         МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  Хоровое чтение стихотворения С.Я.Маршака

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

Лексическая работа.

  - Как вы понимаете выражения подвалы слов, сойдет искусство, держа в руке свой потайной фонарь.

IV.  ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя о словарях.

       Все словари подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Для вас, ребята, издан ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников. Среди языковых: орфографический, толковый, фразеологический, словообразовательный, этимологический, словарь антонимов, иностранных слов, крылатых слов и выражений и другие словари; среди энциклопедий: детская энциклопедия, энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника…

Словарная работа.

     Что же означает слово словарь?

     C л о в а р ь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой.

Работа по орфографическому словарю.

  - Орфография – наука о правописании слов. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации.

- Как вы думаете, почему их так называют?

- Предлагаю вам задание.

Вставить пропущенные буквы.

В..нт..ляция, б..гаж, б..нзин, д..льфин, г..рд..роб, гл..д..олус, в..н..грет, р..п..тиция, т..мп..ратура, д..ректор.

- Легко ли вам было выполнить это задание?

- Написание каких слов вызвало у вас  затруднение ? Почему?

- Что нужно делать, если у вас возникли сомнения в написании слов? (Обратиться к орфографическому словарю. Именно он поможет и подскажет, какую букву нужно писать в данном слове.)

- Обратимся и мы к нашим помощникам – орфографическим  словарям и проверим, правильно ли вы записали слова.

 

Подведение итого работы по орфографическому словарю.

Работа по «Детской энциклопедии».

- Вы хотели более подробно узнать о Х.К.Андерсене. В этом нам поможет детская энциклопедия.

- Найдите и прочитайте сообщение о жизни и творчестве Х.К.Андерсена.

Игра «Наоборот»

  (Учитель читает стихотворение, дети хором  называют недостающие слова.)

Скажу я слова                                    Скажу тебе я слово

Высоко,                                               Трус,

А ты ответишь:                                   Ответишь ты:             

                                                            

Скажу я слово                                      Теперь начало

Далеко,                                                   Я скажу,-

А ты ответишь:                                      Ну, отвечай:

                                                                …!

                                                   Д.Чиарди

- Какие слова пропущены?

- Как  называют такие слова?

-Что такое антонимы?

- А н т о н и м ы – это слова с противоположным значением. Подобрать антонимы к словам нам поможет «Словарь антонимов».

Работа над загадкой.

- Отгадайте загадки и назовите антонимы.

Бывает он в холод,                       То что-то прошепчет,

Бывает он в зной,                          То вдруг загудит.

Бывает он добрый,                        Притихнет, умчится,

Бывает он злой.                              Примчится опять,    

В открытые окна                             То вздумает по морю

Нежданно влетит,                           Волны гонять.

                                                                                            (Ветер)

                                                                          Н.Найденова

 

Далеко мой стук                               Как столкнутся - стук да стук!

Слышится вокруг.                             Тишину вспугнут вокруг.

Червякам я враг,                              Толстый тонкого побьет -

А деревьям друг.                              Тонкий что-нибудь прибьет.                    

     (Дятел)                                             (Молоток и гвоздь)

Б.Тимофеев                                                           А.Рождественская

 

Физкультминутка.

                            Эх, р-раз! Эх, два!

                            Колет старший брат дрова!

                            Почему ж один чурбак

                            Не развалится никак?

                            В чурбане топор увяз –

                            Не расколешь вязкий вяз!

 

Игра «Потерялось слово».

                                       Осень

                              Золотистые копны соломы

                              На токах деревенских лежат,

                              И ребята дорогой знакомой

                              На занятия в школу (торопятся).

                                                                         М. Исаковский

- Торопятся – спешат. Что это за слова?

- Какие слова называются синонимами?

-Слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию, называются синонимами.

               Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную  (берегут).

                                              М.Лермонтов

- Подберите синоним к слову берегут. (Берегут – хранят.)

                                                Ночью

Солнце старалось пожарче гореть,

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать,

Света побольше на землю послать.

                                                           Е.Аксельрод

- Назовите синонимы в этом стихотворении. (Гореть – пылать.)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ

             Практическая работа.

- Пользуясь словарем синонимов, выполните задание: подберите к слову в скобках слова-синонимы. (Труд – работа, дело, занятие.)

                     Я трудилась не напрасно.

                      И запомню навсегда:

                      Хлеб вкуснее не от масла,

                      Хлеб вкуснее от…(труда).

- К какому словарю вы обратитесь, чтобы  выполнить это задание?

- Прочитайте пословицы, вставив вместо точек нужное слово.

...пенек опрокидывает…воз. (Маленький – большой).

Даже самое…дерево выросло из …семени. (Большое – маленького).

…дело лучше…безделья. (Маленькое – большого)

- Какой словарь поможет вам выполнить это задание?

- Какой словарь поможет вам правильно написать слова?

- Представьте, что на уроке чтения вы получили задание: подготовить сообщение о каком-нибудь писателе и поэте. К какой справочной литературе вы обратитесь, чтобы выполнить это задание?

VI.  ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМ АТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа над пословицами.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Человек без друга, что дерево без корней.

Старый друг лучше новых двух.

VII.  ИТОГ УРОКА

Итоговая беседа.

- Какой теме был посвящен наш урок?

- На какие два типа делятся все словари?

- С какими  словарями мы познакомились сегодня на уроке?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

       Подготовить сообщение об известном ученом, артисте, писателе, используя энциклопедический словарь.

 

docx
Додано
28 січня 2021
Переглядів
560
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку