Внеклассное чтение. Урок 2
Тема: В мире словарей.
Цель: ознакомить учащихся с различными словарями, учить использовать их для получения нужной информации, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, воспитывать любознательность.
Оборудование: орфографические словари Д.Н. Ушакова, грамматико-орфографические словари русского языка А.В. Текучева и Б.Т. Панова, «Толковый словарь» В.И. Даля, школьные толковы словари русского языка М.С. Лапатухина и др., словари синонимов, антонимов, словарь иностранных слов и др., детский энциклопедический словарь.
ХОД УРОКА
Беседа.
– С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор этой сказки?
- Что вы можете рассказать о Х.К.Андерсене?
- Хотели ли вы более подробно узнать биографию
Андерсена?
- Как вы думаете, к какой справочной литературе нам
нужно для этого обратиться?
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с различными словарями, будем учиться работать по ним, использовать их для решения трудных заданий.
- Хотите научиться работать со словарями?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хоровое чтение стихотворения С.Я.Маршака
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Лексическая работа.
- Как вы понимаете выражения подвалы слов, сойдет искусство, держа в руке свой потайной фонарь.
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя о словарях.
Все словари подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Для вас, ребята, издан ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников. Среди языковых: орфографический, толковый, фразеологический, словообразовательный, этимологический, словарь антонимов, иностранных слов, крылатых слов и выражений и другие словари; среди энциклопедий: детская энциклопедия, энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника…
Словарная работа.
Что же означает слово словарь?
C л о в а р ь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой.
Работа по орфографическому словарю.
- Орфография – наука о правописании слов. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации.
- Как вы думаете, почему их так называют?
- Предлагаю вам задание.
Вставить пропущенные буквы.
В..нт..ляция, б..гаж, б..нзин, д..льфин, г..рд..роб, гл..д..олус, в..н..грет, р..п..тиция, т..мп..ратура, д..ректор.
- Легко ли вам было выполнить это задание?
- Написание каких слов вызвало у вас затруднение ? Почему?
- Что нужно делать, если у вас возникли сомнения в написании слов? (Обратиться к орфографическому словарю. Именно он поможет и подскажет, какую букву нужно писать в данном слове.)
- Обратимся и мы к нашим помощникам – орфографическим словарям и проверим, правильно ли вы записали слова.
Подведение итого работы по орфографическому словарю.
Работа по «Детской энциклопедии».
- Вы хотели более подробно узнать о Х.К.Андерсене. В этом нам поможет детская энциклопедия.
- Найдите и прочитайте сообщение о жизни и творчестве Х.К.Андерсена.
Игра «Наоборот»
(Учитель читает стихотворение, дети хором называют недостающие слова.)
Скажу я слова Скажу тебе я слово
Высоко, Трус,
А ты ответишь: Ответишь ты:
… …
Скажу я слово Теперь начало
Далеко, Я скажу,-
А ты ответишь: Ну, отвечай:
… …!
Д.Чиарди
- Какие слова пропущены?
- Как называют такие слова?
-Что такое антонимы?
- А н т о н и м ы – это слова с противоположным значением. Подобрать антонимы к словам нам поможет «Словарь антонимов».
Работа над загадкой.
- Отгадайте загадки и назовите антонимы.
Бывает он в холод, То что-то прошепчет,
Бывает он в зной, То вдруг загудит.
Бывает он добрый, Притихнет, умчится,
Бывает он злой. Примчится опять,
В открытые окна То вздумает по морю
Нежданно влетит, Волны гонять.
(Ветер)
Н.Найденова
Далеко мой стук Как столкнутся - стук да стук!
Слышится вокруг. Тишину вспугнут вокруг.
Червякам я враг, Толстый тонкого побьет -
А деревьям друг. Тонкий что-нибудь прибьет.
(Дятел) (Молоток и гвоздь)
Б.Тимофеев А.Рождественская
Физкультминутка.
Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбане топор увяз –
Не расколешь вязкий вяз!
Игра «Потерялось слово».
Осень
Золотистые копны соломы
На токах деревенских лежат,
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
М. Исаковский
- Торопятся – спешат. Что это за слова?
- Какие слова называются синонимами?
-Слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию, называются синонимами.
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную (берегут).
М.Лермонтов
- Подберите синоним к слову берегут. (Берегут – хранят.)
Ночью
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать.
Е.Аксельрод
- Назовите синонимы в этом стихотворении. (Гореть – пылать.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Практическая работа.
- Пользуясь словарем синонимов, выполните задание: подберите к слову в скобках слова-синонимы. (Труд – работа, дело, занятие.)
Я трудилась не напрасно.
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от…(труда).
- К какому словарю вы обратитесь, чтобы выполнить это задание?
- Прочитайте пословицы, вставив вместо точек нужное слово.
...пенек опрокидывает…воз. (Маленький – большой).
Даже самое…дерево выросло из …семени. (Большое – маленького).
…дело лучше…безделья. (Маленькое – большого)
- Какой словарь поможет вам выполнить это задание?
- Какой словарь поможет вам правильно написать слова?
- Представьте, что на уроке чтения вы получили задание: подготовить сообщение о каком-нибудь писателе и поэте. К какой справочной литературе вы обратитесь, чтобы выполнить это задание?
VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМ АТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Работа над пословицами.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Человек без друга, что дерево без корней.
Старый друг лучше новых двух.
VII. ИТОГ УРОКА
Итоговая беседа.
- Какой теме был посвящен наш урок?
- На какие два типа делятся все словари?
- С какими словарями мы познакомились сегодня на уроке?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить сообщение об известном ученом, артисте, писателе, используя энциклопедический словарь.