Тема: Заседание клуба любителей детектива
(Урок внеклассного чтения по книге Артура Конан Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе» )
Цели: показать объективные и субъективные причины популярности детектива среди читательской аудитории;
-заинтересовать учащихся личностью и творчеством писателя;
совершенствовать навык характеристики героев на основе их поступков, отношения к другим людям;
через игровую деятельность развивать у учащихся логическое мышление, навыки интеллектуального и психологического анализа событий, поступков людей;
совершенствовать представления учащихся об общечеловеческих ценностях: гуманизме, справедливости, бескорыстии.
Оборудование: портреты писателя, иллюстрации учащихся к произведениям Артура Конан Дойля, музыка к кинофильму И.Масленникова, грамзапись музыки И.С.Баха, видеопрезентация, «потерянные вещи».
Ни один детектив не может сравниться в популярности
с детективами Конан Дойла, и надо признать, что он
заслужил ее уже тем, сто создал Шерлока Холмса.
Сомерсет Моэм
Шерлок Холмс – это человек, который никогда не жил, но
который никогда не умрет.
Орсон Уэллс, американский режиссер
и актер
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности учащихся
Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас сегодня в «Клубе любителей детективов». Детектив – тот единственный литературный жанр, который нравится практически всем.
Жорж Сименон говорил: «Сейчас…у массового читателя резко падает интерес к книге…Единственный жанр, который читают все, - детектив. Я считаю, что детектив…может возрождать уважение к его достоинству, чувство сопереживания чужой беде, убежденность в конечной победе добра над злом».
Прием «Микрофон»
- В чем секрет популярности детектива? Почему вы любите их читать?
(Держит в напряжении до последней страницы; нравится
следить за расследованием, за тем, как постепенно
распутывается таинственный клубок и одна на другую
нанизываются улики; неожиданная развязка и т.д.)
Учитель: Такова человеческая суть – жажда острых ощущений. Даже утонченные дамы конца 19 века наряду с любовными романами под подушкой держали томики Конан Дойля, Э.По…
Словарная работа
- А если провести расследование о самом слове детектив?
(работа со словарем)
- В основе любого детективного произведения лежит интрига
(работа со словарем)
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: Итак, сегодня у нас на уроке речь пойдет об одном из лучших мастеров создания интриги в литературном произведении Артуре Конан Дойле и его не менее знаменитых героях Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Ожидаемые результаты
(Учащиеся сами определяют задачи, цели урока, учитель дополняет)
Учитель: Такие нравственные понятия, как справедливость, гуманизм, бескорыстие, так важны для нас сегодня. Мы живем в начале III тысячелетия. Каким оно будет, зависит от нас. С чем мы придем в будущее, что принесем? Чего на свете больше: добра или зла? Добра, иначе мир не существовал бы, но зло сильно и часто маскируется под красивыми, сладкими фразами. Его часто трудно отличить от добра. Как же бороться со злом? На этот вопрос поищем ответы в рассказах Конан Дойля, который считал, что человеческий разум и наблюдательность имеют безграничные возможности.
3.Актуализация опорных знаний
Работа с портретом писателя
Учитель: Перед вами портрет писателя. Посмотрите в эти умные глаза, на эту милую улыбку, и вы убедитесь, что это человек « с большой душой». Так сказал о Конан Дойле знаменитый английский писатель Джером К.Джером.
Решение ребуса (приложение 1)
(«Человек большого сердца, большого роста, с большой душой»)
Учитель. Действительно, А.Конан Дойл – человек-легенда, человек с высокими интеллектуальными способностями. Всесторонне одаренная личность.
Стратегия «Сенкан». Презентация учащимися своих работ
Вариант: Личность
Интересная, неординарная
Творит, ищет, открывает
Человек с большой буквы
Талант.
Учитель. Итак, личность – это интересный, неординарный, талантливый человек, который живет в первую очередь для людей, заботится, чтобы оставить после себя след на Земле. Такой личностью и был английский писатель Артур Конан Дойл.
Стратегия «Снежный ком»
Артур Конан Дойл
Эдинбург бесстрашный спорт
и сильный
Медицинский рыцарь в отно- исторический роман
факультет шении женщин
Доктор мед. любит музыку «Белый отряд»
наук
«верный, как сталь; прямой, как клинок»
Учитель. А еще газеты называли его одним из лучших защитников футбольной лиги графства Хемпшир. Он был призером первенства Англии по бильярду, отменным боксером и признанным знатоком бокса – дишь обстоятельства помешали ему выступить в качестве рефери в матче за звание чемпиона мира. Он в 40 лет добровольно пошел на войну. Первым (еще в 1913 г.) предложил идею туннеля под Ла-Маншем и индивидуальных спасательных плавсредств для моряков. Раскрыл несколько преступлений и добился оправдания невиновных. Еще он был китобоем. И положил начало процветанию Гштада и Санкт-Морица тоже он, потому что именно он стал первым кататься в Швейцарии с гор на лыжах. Кроме того, он лечил людей. Известен случай, когда он прооперировал раковую опухоль в носу у пациента. Да так успешно, что пациент годы после этого жил припеваючи, да еще и гордился тем, что нос приобрел аристократическую форму.
и меньших заслуг хватило бы для места в истории. Он это понимал и предвидел. Но вот чего он решительно не предвидел, так это того, что место в истории достанется ему вовсе не благодаря всем его заслугам. А всего лишь потому, что однажды, пребывая в стесненных материальных обстоятельствах, он решил подработать сочинением детективных рассказов. И придумал сыщика по имени Шерлок Холмс.
(обращение к эпиграфу 1)
4. Работа над темой урока
Учитель. Представим себе гостиную на Бейкер-стритт 221-б в Лондоне. Жарко пылает камин. На журнальном столике кипа свежих газет. Два джентльмена, уютно расположившись в креслах и протянув ноги к огню, ведут неторопливую беседу. И обстановка квартиры, и атмосфера дружбы, взаимопонимания располагают к серьезной интеллектуальной работе.
Послушаем, о чем говорят обитатели небольшой квартиры на Бейкер-стритт.
Инсценировка эпизода рассказа «Голубой карбункул» (от слов «Я взял рваную шляпу и уныло повертел ее в руках» до «…вы ломали себе голову зря»)
Учитель. Вот такими и вошли в мировую историю литературные герои, созданные воображением А.Конан Дойла. Они так прочно поселились в умах читателей, что их стали считать реальными людьми. Полмира умоляло Конан Дойла дать подлинный адрес мистера Холмса. Писателю приносили послания (от вполне взрослых респектабельных леди и джентльменов) для передачи упомянутому лицу. Конан Дойла просто замучили просьбами добыть автограф знаменитого детектива.
Имитационно-ролевая игра
Вариант ответа
Шерлок Холмс. Добрый день, леди и джентльмены! Рад приветствовать вас в этом храме науки.Меня зовут Шерлок Холмс. Моя профессия – знать то, чего не знают другие. Я человек неусидчивый, без интересного дела мне скучно. Вообще вся моя жизнь – сплошное усилие избегнуть тоскливого однообразия наших будней.Маленькие загадки, которые я порой разгадываю, помогают мне достигнуть этой цели. Без дела я бываю хмурым и привередливым, а, увлекшись расследованием, становлюсь целеустремленным, стремительным. Деньги, роскошь, слава мне безразличны. Но обожаю музыку, использую каждую возможность , чтобы посетить концерт или оперу. Люблю играть на скрипке. За много лет расследования я понял, что насилие оборачивается против насильника, а тот, кто копает кому-то яму, сам в нее попадает.
Учитель. Спасибо, мистер Холмс. Но мне кажется, ребята, что наш герой, как всегда, слишком скромен, рассказывая о себе, и о многом умолчал. Я думаю, что гораздо больше мы сможем узнать о герое, обратившись к запискам доктора Ватсона, который, будучи лучшим другом Холмса, стал добровольно и его биографом.
Итак, давайте ,основываясь на «Записках о Шерлоке Холмсе»доктора Ватсона, составим досье Ш.Холмса.
Составление досье Шерлока Холмса
мать – имя не известно. Внучка сестры франц.художника
Ораса Верне.
Если не было срочной работы, просыпался поздно. Когда находила хандра, он, облачившись в халат мышиного цвета, мог молчать целыми днями. В этом же одеянии проводил свои бесконечные химические опыты. Временами его обуревало желание поспорить, тогда вместо традиционной глиняной трубки он раскуривал трубку из вишневого дерева. Находясь в глубоком раздумье, знаменитый детектив позволял себе грызть ногти.
Еда и собственное здоровье интересовали его неразумно мало. Кстати, трубки и сигареты сыщик почему-то хранил в угольном ведре, а табак – носке персидской туфли. Впрочем, это была лишь самая безобидная деталь беспорядка, который он устраивал в доме. Оправдываясь, Холмс говорил, что в таком кавардаке ему лучше думается.
Чтение «Аттестата» Шерлока Холмса
(Холмс не просто играл на скрипке, а был подлинным
меломаном. Он импровизировал, сам сочинял музыку;
обожал творчество немецких композиторов и постоянно
таскал бедного Ватсона с собой на концерты. Не была чужда
ему и художественная литература. Он часто цитирует не
только Шекспира, но и французских, и немецких классиков:
то Буало, то Шекспира, то Горация, причем, в оригинале, а
однажды, кстати сказать, на глазах у Ватсона вытащил
карманный томик Петрарки, чтобы наслаждаться в дороге
поэзией.
Холмс – прекрасный химик. Он открыл реактив, позволяю-
щий обнаруживать присутствие крови в любом растворе.
Кроме того, он автор многих печатных работ, касающихся
об определении профессии по форме руки, или о способах
датирования древних рукописей, о пишущих машинках и пре-
ступлениях).
В чем состоит метод Шерлока Холмса? Метод, позволяющий ему так безошибочно угадывать прошлое и настоящее самых различных людей?
( Уметь наблюдать, не пренебрегать мелочами, на основа-
нии наблюдений делать выводы.
«Отбросьте все, что не могло иметь, и останется один –
единственный факт, который и есть истина», -говорил
Шерлок Холмс.)
Пересказ эпизода рассказа «Знак четырех» (от слов «Я протянул ему часы» до « Я должен был больше доверять исключительно способностям»)
( Холмс внимательнейшим образом осматривает все вокруг.
Может на четвереньках ползать по полу с лупой, может
полезть на чердак, на крышу, пройти по карнизу и спус-
титься по водосточной трубе, может преследовать
преступника пешком, может тайно наблюдать за проис-
ходящим, скрываясь в пещере на болоте.
Он может переодеваться до неузнаваемости: в масте-
рового и в старика-биографа, в подвыпившего конюха, в
симпатичного священника, в бродягу в потрепанном
пальто и т.п.Он может разыграть неожиданную сценку,
чтобы отвлечь внимание преступников или спровоциро-
вать их раскрыться: то он инсценирует припадок с
судорогами, то подворачивает «случайно» ногу и не может
идти, нужен велосипед, то ломает карандаш и просит
перочинный нож, то опрокидывает столик с посудой.)
Учитель. Да, Холмс – настоящий артист, незаурядный и изобретательный. Он подвергает себя опасности, прекрасно зная, что преступник вооружен и очень опасен. Ему приходится спасаться от преследования. И самая большая опасность грозит ему, когда его дорога пересекается с дорогой профессора Мориарти.
Инсценирование эпизода из рассказа «Последнее дело Холмса»
( от слов «…когда он вошел, то я сразу понял, какая огромная опасность» до слов «…вышел, оглядываясь и щурясь…»)
Учитель. Рассказывая о схватке Холмса и Мориарти и последующих событиях, Конан Дойл хотел распроститься со своим героем. Желание расстаться достойно со своим героем возникло тогда, когда писатель почувствовал, что устал и скоро начнет сочинять низкопробные истории. Однако сразу после смерти детектива на улицах Лондона появились толпы людей с траурными повязками, с транспарантами «Конан Дойл – убийца». Они оплакивали Шерлока Холмса как национального героя. В типографию «Стенмегезин» был отправлен венок.На адрес Конан Дойла приходили письма с просьбой «пересмотреть» судьбу Шерлока Холмса. Сама королева Виктория ходатайствовала относительно этого перед непоколебимым автором. Конан Дойлу пришлось написать еще несколько сборников: «Возвращение Шерлока Холмса», «Его прощальный поклон», «архив Шерлока Холмса» и повесть «Собака Баскервилий».
Психологический портрет героя
(групповая работа)
Благородный талантливый рыцарь борец за
Человек сыщик доброты справедливость
Безразличен
к славе
выдающийся Шерлок Холмс непревзойденный
мыслитель актер
играет на любит музыку энергичен инициативен
скрипке
тактичен обладает необыкновенным
чувством юмора
Учитель. А еще, и вы это правильно отметили, он привлекает нас своей человечностью, бескорыстием: он никогда не работал ради денег и не брал с тех, кто не мог заплатить. Обезвредить преступника для Шерлока Холмса – это как игра в шахматы, это его жизнь. Ненавидя преступников, он их жалеет. Вспомните новеллу «Голубой карбункул». Шерлок Холмс спасает душу своего ближнего, человек покаялся. «Если Райдер попадет в тюрьму, то он с ней не развяжется, станет заядлым преступником на всю жизнь, он пропадет», -говорит детектив. Он лечит человека добротой.
(Возлюби ближнего своего как самого себя)
Учитель. И в этом его привлекательность .А еще секрет успеха произведений Конан Дойла – в гармоничном дуэте Холмса и Ватсона и в прославлении мужской дружбы. Почти как у А.Дюма в «Трех мушкетерах». В самом деле, что представляет собою Холмс без Ватсона и Ватсон без Холмса? Ватсон был с Холмсом всегда и везде с тех пор, как поселился с прославленным сыщиком в одной квартире. Он ездил с ним на место преступления, сидел в засаде и тоже не раз рисковал собственной жизнью.
Так и вошли они в мировую литературу – Шерлок Холмс и доктор Ватсон, которых знает каждый, кто умеет читать. Симпатичные, привлекательные .
Кстати, знаете ли вы, что имя Шерлок Холмс стало нарицательным. И писать теперь это нарицательное имя можно с маленькой буквы и лучше всего – слитно.
Психологический эксперимент
Попробуем и мы стать на время шерлокохолмсами. Давайте проверим, доступен ли нам метод Холмса наблюдать и запоминать мелочи, логически мыслить.
Учитель. Говорят, если человек не замечает мелочи, то он не умеет ориентироваться в разных ситуациях, его легко обмануть. Если бы мы годами развивали наблюдательность, как Шерлок Холмс , то были бы чем-то немножко похожи на него.
Игра «За 7 печатями»
Учитель задумывает литературного героя. Необходимо, используя 7 подсказок, определить имя героя и назвать произведение. Каждая подсказка – минус 2 балла.
Вопросы первому игроку:
(доктор Ройлотт «Пестрая лента»)
Вопросы второму игроку:
(Винсен Сполдинг (Джон Клейк) «Союз рыжих»)
Вопросы третьему игроку:
(профессор Мориарти «Последнее дело Холмса»)
Игра «Потерянные вещи»
(Джон Клей «Союз рыжих»)
( из этой мисочки змея пила молоко, а по шнуру
спускалась,чтобы ужалить Хелен Стоунер «Пестрая
лента» )
( мистер Джошуа Браун украл у князя Колонни,
«Шесть наполеонов»)
Конверт –открываю так, чтобы дети увидели сверху К.К.К., на блюдце высыпаю 5 апельсиновых косточек.
( после получения такого конверта герои спустя
Некоторое время погибали. Почему? «Пять
Апельсиновых косточек»)
5. Подведение итогов урока
Учитель. Ребята! Вы замечательно справились с заданием. И это говорит о том, что вы читаете книги Конан Дойла и являетесь почитателями его таланта. Хотя иногда приходится слышать, что произведения Конан Дойла и Агаты Кристи как классические детективы несколько устарели, слава их подошла к закату.
Учитель. Говорят, время – лучший судья, его приговор самый справедливый и не подлежит пересмотру. Приговор времени относительно произведений Конан Дойла вынесен. Писатель не потерялся в истории, а остался с нами. С тех пор, как создан образ Холмса, прошло более века. А он остался любимцем читателей.
(обращение к эпиграфу 2)
Об этом свидетельствует и тот факт, что Шерлок Холмс –«самый экранизируемый» персонаж мировой литературы! Знаете ли вы, что по числу экранизаций Холмс и Ватсон попали в Книгу рекордов Гиннеса. И что роль Великого Сыщика в разное время исполнили 80 актеров (среди них и Чарли Чаплин в эпоху немого кино, и чернокожий Сем Робинсон). Впрочем, мы знаем, что лучший Холмс – это, конечно же, Василий Ливанов, а самый обаятельный Ватсон – Виталий Соломин. (слайды). Только не совсем понятно, разделяют ли наше мнение зарубежные почитатели Конан Дойла. В одних источниках вы прочитаете, что иностранцы признали Ливанова и Соломина самыми замечательными Холмсом и Ватсоном, в других, что зарубежные кинозрители даже не подозревают существовании блистательных русских актеров. Во всяком случае, «русские» Холмс и Ватсон знакомы англичанам. На одном из британских сайтов, посвященных великому сыщику, вы обнаружите улыбающихся Ливанова и Соломина.
О популярности этих героев свидетельствует и тот факт, что в Лондоне на улице Бейкер-стрит 221-б находится постоянно действующий музей Шерлока Холмса, который был открыт в 1950 г. вдовой писателя Джин Конан Дойл и является самым популярным местом в Лондоне.
В нескольких городах Англии воздвигнуты скульптуры Шерлока Холмса, а у печально знаменитого водопада в Швейцарии была установлена мемориальная доска.
А совсем недавно, 16 октября 2002 г., мистер Холмс был принят в члены Британского королевского общества химии. Обычно такой чести удостаиваются в основном лауреаты Нобелевской премии, выдающиеся ученые. Генеральный секретарь общества доктор Дэвид Джакарди, комментируя решение о приеме в общество великого сыщика, заявил: «Это был великий человек, использовавший свой ленивый ум, отвагу и достижения науки в борьбе со злом».
Написание гимна Холмсу (групповая работа, прием «Буриме»)
……………………нам
…………………..делить
………………….клубок
………………….не раскрыть
……………………несешь
……………………тобой
…………………..тебя
………………….душой.
………………….хвалу
………………….веков
………………….герой
…………………..берегов.
Чтение подготовленным учеником гимна одного из холмсианских обществ
О Шерлок Великий! Как хочется нам
Твои приключенья делить,
И тех происшествий распутать клубок,
Каких никому не раскрыть.
В наш век беспокойный ты радость несешь
Мальчишке, что бредит тобой,
И старцу, который, встречая тебя,
Опять молодеет душой.
О Шерлок, воздадим мы хвалу.
Будь славен во веки веков.
Любимый и мудрый, бесстрашный герой
С британских седых берегов.
6. Домашнее задание
Высокий уровень: написать письмо в Лондон на Бейкер-стрит Шерлоку Холмсу с ответом на вопрос «Борьба со злом – обязательное уничтожение?»
Достаточный уровень: написать мини-сочинение «В чем я вижу секрет бессмертия Шерлока Холмса?»
Средний уровень: подобрать экспонаты для музея Шерлока Холмса, аргументировать свой выбор.
7.Рефлексия. Прием «Микрофон»
Учитель. Вот и закончился наш урок. Уроки бывают разные. Уроки нудные и долгие… Уроки сложные и философские… Уроки радостные и печальные, возвышенные и поэтические… Сегодня у нас получился урок таким, каким мы его вместе создали.
И прощаясь с вами, я прошу вас поделиться своим мнением об уроке:
- Чем же обогатил вас сегодня урок7
- За что бы вы поблагодарили автора книги?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?