8 липня о 18:00Вебінар: Проєктне навчання: розвиваємо логічне, критичне та креативне мислення школярів

Урок пресс–конференция "Глобальные проблемы человечества"

Про матеріал

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Цель: сформировать систему знаний о глобальных проблемах человечества, их причинах, особенностях проявления в разных частях земного шара; продолжить формирование навыков работы с информацией: поиск в различных источниках, отбор, обработка, создание презентаций.

Перегляд файлу

9 класс.

Тема. Глобальные проблемы человечества. Урок пресс – конференция

Цель: сформировать систему знаний о глобальных проблемах человечества, их причинах, особенностях проявления в разных частях земного шара; продолжить формирование навыков работы с информацией: поиск в различных источниках, отбор, обработка, создание презентаций.

Развивать познавательную активность, умение работать в группе, излагать свою точку зрения, задавать вопросы, принимать участие в дискуссиях.

Формировать информационную, социальную, коммуникативную компетентности учащихся.

Воспитывать ответственность за порученное дело, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудование: мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного назначения, презентации, атласы, музыкальное оформление.

Ход урока.

І. Организационный момент. Объявление темы, целей, формы проведения урока. Представление присутствующих:

Докладчики – представители международных организаций

1) Проблема войны и мира - представитель Совета Безопасности и Сотрудничества в Европе;

2) Проблема охраны окружающей среды - представитель Международного совета по программе «Человек и биосфера»;

3) Проблема использования Мирового океана - представитель ЮНЕСКО;

4) Проблема преодоления отсталости развивающихся стран - эксперт ООН по вопросам народонаселения;

5) Топливно-сырьевая проблема – представитель региональной комиссии по экономике при ООН.

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель.

Будь милосерден, человек!


У всех людей – одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелётам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И. Ландо


 

Мы будем сегодня говорить о сложных процессах возрождения жизни в природе, о том, какая опасность реально угрожает нам, выясним, по чьей вине возникает угроза всему живому на Земле. Наша цель — остановить процесс уничтожения природы. Какие бы сложные проблемы не стояли перед человечеством, при существующем уровне развития науки, техники, экономики и общественного прогресса они могут быть решены, Земля долго может оставаться прекрасной и пригодной для жизни все­го человечества. Но за это нужно бороться!

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Демонстрация с комментарием творческого проекта – презентации «Глобальные проблемы человечества».

ІV. Изучение нового материала.

1. Учитель. Особое место среди глобальных проблем человечества занимает проблема войны и мира, которая непосредственно затрагивает все остальные проблемы. Военное производство отвлекает огромные человеческие, энергетические и сырьевые ресурсы, гигантские материальные средства, которые изымаются из сферы мирного труда, 1/5-ой нынешних мировых военных расходов было бы достаточно для полной ликвидации голода на Земле. Войны осложняют и решение экологических проблем, а сама война угрожает человечеству гибелью и наступлением «ядерной зимы». Решить эту проблему можно только коллективными усилиями всех государств и народов мира

Демонстрация проекта – презентации «Проблема войны и мира».

 

2. Учитель. Активное воздействие человека на окружающую среду началось с момента, когда он, пробороздив землю куском дерева, сознательно опустил в нее пророщенные им семена. Промышленная революция XIX века и изобретение паровой машины положили начало настоящему разрыву между человеком и природой. Браконьерство, чрезмерный вылов рыбы, неконтролированная вырубка леса и др. приводит к полному исчезновению или резкому сокращению количества видов животных и растений. Биосфера истощается. Человек и его биологическое окружение отравляется ядами. Мотор «космического корабля Земля» слишком часто начал давать перебои.

Демонстрация проекта – презентации «Экологические проблемы».

 

3.Учитель. Мировой океан - особый географический объект. Он отличается от других естественных тел особым характером обмена энергии и веществ в океаносфере и во взаимодействии с атмосферой и дном, своим растительным и животным миром, В океане зародилась жизнь, океан всегда являлся и является основой развития. Люди веками осваивали и осваивают пространства и ресурсы океана. Океан рассматривался прежде всего как «общая просторная дорога всех наций».

Освоение ресурсов Мирового океана связано со многими глобальными проблемами, такими, как продовольственная, энергетическая, сырьевая, экологическая, проблема отсталости развивающихся стран и конечно, войны и мира.

На протяжении многих столетий человек использует богатства Океана, вместе с тем уничтожает отдельные виды животных, уменьшается количество рыбы, океанические воды загрязняются отходами производства. Сейчас возникает проблема экономного использования богатства Океана, охраны его ресурсов.

Это проблема всего человечества. Бесконтрольная эксплуатация Мирового океана может привести к его уничтожению, а вместе с ним погибнет человечество

Демонстрация проекта – презентации «Проблема использования Мирового океана».

 

4. Учитель. Нас сейчас на Земле более 6 млрд жителей, что в условиях начала XXІ ст. еще не предоставляет серьезной угрозы для биосферы. Если ее рационально использовать, бережно охранять, она без ущерба вместит и большее число людей. Но существуют регионы мира, где люди живут, вернее борются за выживание, преодолевая голод, болезни, отсутствие элементарных условий для жизни. Преодоление экономической отсталости развивающихся стран – одна из первоочередных задач человечества.

Демонстрация проекта – презентации «Проблема отсталости развивающихся стран».

 

5. Учитель. В XX веке во взаимодействии общества и природы настал качественно новый этап. «Давление» общества на природу резко повысилось. Природные ландшафты преобразовались в антропогенные - городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и др. Сейчас антропогенные ландшафты составляют на Земле около 60% суши, в том числе 20% территории полностью изменены: это города, села, поля и сады, дороги и горные выработки.

Земная географическая оболочка имеет разнообразные и огромные природные ресурсы, однако запасы их и размещение далеко не одинаковы - потому отдельные районы, страны и даже материки имеют разную ресурсообеспеченность. Что и вызывает топливно-сырьевые проблемы глобального масштаба.

Демонстрация проекта – презентации «Топливно-сырьевая проблема».

 

Учитель. Благодаря докладам специалистов, мы познакомились с основными глобальными проблемами человечества. Теперь представители средств массовой информации могут задать вопросы. Для того, чтобы мы успели осветить наиболее интересующие аспекты намеченных проблем, вам необходимо в своих группах обсудить подготовленные каждым участником вопросы и отобрать те, которые будут заданы в первую очередь. Также в ходе обсуждения необходимо заполнить карточку участника пресс-конференции с краткой характеристикой обсуждаемых проблем.

 

Представители СМИ разделены на группы по направлениям глобальных проблем и по очереди задают вопросы своим специалистам.

Вопросы прессы:

1.Как решить проблему загрязнения космоса?

2.Какие проблемы возникают в связи с уничтожением химического оружия?

3.Как на современном этапе регулируются конфликтные ситуации в «горячих» точках планеты?

4.Как решить проблемы, порожденные демографическим кризисом?

5.Как решается экологическая проблема?

6.Раскройте влияние НТР на использование биологических ресурсов.

7.Можно ли производить захоронение отходов с радио активными веществами на дне океанов и в выработанных шахтах отдельных стран?

8.Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять для решения экономического кризиса в отдельных странах Европы?

9.Каковы перспективы использования новых источников энергии?

10.Как экономическая ситуация стран отображает социальную проблему?

11.Как влияет проблема «войны и мира» на жизнь человека и уровень развития народного хозяйства?

12.Как, по вашему мнению, можно решить проблему ЧАЭС?

13.Возможно ли решение топливно-сырьевой проблемы и каким образом?

Представитель прессы поднимается, представляется, задает интересующий его вопрос, который ставится конкретно представителю международных организаций или в общем.

Отвечает в первую очередь тот, кто отвечает за проблему, а добавлять могут все, кто готов дать ответ.

Представитель, отвечающий на вопрос, также встает, представляется и отвечает на поставленный вопрос.

V. Закрепление изученного материала.

Проблемный вопрос: Предложите, какие бы проблемы вы отнесли к разряду глобальных, кроме изученных сегодня. (На обсуждение в группах даётся несколько минут, после этого участники конференции высказывают свои варианты)

VІ. Подведение итогов. Участники пресс-конференции высказывают свои мнения о проделанной работе. Проведение взаимооценивания.

VІІ. Домашнее задание. Проработать параграф, подготовить творческий отчёт об участии в пресс-конференции.

1

 

doc
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
752
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку