Урок-презентация: "Сатира и юмор в русской литературе 20-х годов. Сатирические рассказы М.Зощенко."

Про матеріал
Сатира и юмор в русской литературе 20-х годов. Сатирические рассказы М.Зощенко, их современное прочтение. «Маленький человек» как зеркало действительности Цели: - дать характеристику юмору и сатире 20-х годов, ознакомить с писателями-сатириками того времени; -познакомить с личностью М.Зощенко и фактами из его биографии; - совершенствовать умение анализа литературного произведения; видеть в нем личность автора и идею произведения; - формировать умение свободно высказывать своё суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ; - развивать литературный вкус через анализ текста, исследовательские навыки; - доказать, что рассказы Зощенко современны и актуальны; - воспитывать значимость культуры для человека; - убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать; -формировать внутреннюю потребность личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании
Перегляд файлу

Сатира и юмор в русской литературе 20-х годов. Сатирические рассказы М.Зощенко, их современное   прочтение. «Маленький человек» как зеркало действительности.

 

Цели: - дать характеристику юмору и сатире 20-х годов, ознакомить с писателями-сатириками того времени;

-познакомить с личностью М.Зощенко и фактами из его биографии;

- совершенствовать умение анализа литературного произведения; видеть в нем личность автора и идею произведения;

- формировать умение свободно высказывать своё суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ;

- развивать литературный вкус через анализ текста, исследовательские навыки;

- доказать, что рассказы Зощенко современны и актуальны;

- воспитывать значимость культуры для человека;

- убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать;

-формировать внутреннюю потребность личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании.

 

 

1) Наука еще не знает способа обращать зверей в людей

М. Булгаков «Собачье сердце».

2) Я взял, если не типичного обывателя, то, во всяком случае, человека, которого можно найти во множестве.

М. Зощенко

3) У Зощенко был один грех: он имел несчастье родиться сатириком.

Ю.Томашевский

Ход урока:

 

І Объявление темы и целей урока

      Учитель:

Прежде, чем приступить к изучению творчества М.Зощенко, мы будем прослеживать тесную связь литературы и истории, поднимем очень серьезные проблемы, которые  были в  20-30-х годах XX века. Нельзя  говорить о том, что все было просто и хорошо. Послушав исторические документы, факты из жизни, каждый из вас, я надеюсь, сделает свои выводы и выскажет свое мнение.

Звучит тревожная музыка гром и ливень,

 

 

Главная  цель урока

Сегодня мы с вами рассмотрим истоки сатиры 20-х гг. ХХ в., познакомимся с М. Зощенко, его сатирическими произведениями, постараемся доказать, что рассказы Зощенко современны и актуальны, что культура всегда была важна в жизни человека, будем развивать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном. И я надеюсь, что под влияние рассказов Зощенко, вы немного по - новому посмотрите на окружающий вас мир и на то далекое время, в котором жил и творил автор. (Запишите в тетрадях тему и эпиграфы)

Учитель: Обратите внимание на эпиграфы. К ним мы вернемся немного позже в процессе урока.

 

 

ІІ Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

 

Поскольку речь на уроке будет идти о сатириках и сатирических произведениях, вспомните, чем отличается сатира от юмора? (Слайд № 1)

 

Юмор  – изображение чего - либо в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры, юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира – произведение искусства (чаще литературы), в котором резко обличаются людские пороки и недостатки жизни, отрицательные явления действительности.

Рассмотрим виды комического Составьте схемы 1 ученик за доской работает, остальные в тетрадях

Учитель: Когда зародилась сатира?

- Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритной литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу (комедии Аристотеля, Архилоха). Как особая литературная форма сатира сформировалась впервые у римлян, откуда и возникает название (Гораций, Персей, Ювенал). В разные времена сатира принимала разные формы. Но во все времена ее объединял тот факт, что она была активным приемом современников против несправедливости в обществе, пороков человека, несовершенства власти.

 

Учитель: Кто из писателей представлял сатиру в ХIХ веке?

 

- Яркими представителями сатириков в ХIХ веке являются Н.Гоголь, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Вслед за Пушкиным Гоголь, а затем и Чехов продолжили тему «маленького человека». Но если писатели, предшествовавшие Чехову, изображали своих героев – «маленьких людей» с сочувствием и состраданием, то чеховский «маленьких человек » превратился в мелкого человека, утратил гуманные качества. Но у Чехова есть и юмористические рассказы. Он не просто смешит, но и доводит до слез. У Чехова юмор – это  его взгляд на мир, видение жизни, обличение пошлости.

 

ІІІ Ознакомление с новым материалом.

Учитель: Продолжились ли традиции русских писателей – сатириков ХIХ века в ХХ веке? Были ли сатирические произведения?

 

- Да, продолжились. Начало ХХ века насыщено событиями мирового и Российского масштаба, которые изменили человечество и отношение к личности. Сатира, как кривое зеркало, последовала за реальностью в произведениях новых авторов, которые изображали новые пороки общества и человека. Неудивительно, что после Октябрьской революции традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова были продолжены В. Маяковским, М. Булгаковым, М. Зощенко, И. Ильфом и Е.Петровым. Свои произведения они обращали против мещанства, обывательщины, бюрократизма и других пороков общества.

Учитель: Как вы понимаете эти слова: мещанство, обывательщина, бюрократизм? (Слайд №2)

Учитель: Нельзя не вспомнить о таких сатириках 20-30х гг., как Ильф и Петров. Наверное, нет ни одного дома, в котором бы не знали крылатых выражений из любимых произведений «12 стульев» и «Золотой теленок». Их сатира выросла на традициях отечественной литературы. Предмет обличения – маленький мир обывателей, стяжателей, невежд.

Второй известный сатирик того времени – М.Булгаков, начинал с фельетонов, описания быта и нравов, обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Именно Гоголь был для него идеальным образцом. Ранние рассказы завершались добродушным авторским смехом. Но с течением времени его проза становилась зрелой и приобретала черты политического сарказма. Сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» звучат с особой актуальностью и сейчас.

Особое место среди писателей-сатириков начала
ХХ в. принадлежит М.Зощенко. Его произведения до сих пор пользуются заслуженным вниманием читателя.

Учитель: Посмотрите на эпиграфы к урокам. Как вы думаете, почему я объединила творчество Булгакова и Зощенко в один цикл?

Из прочитанных рассказов видно, что оба писателя, творившие в одну эпоху, не верили в возможность быстрого  формирования «нового прекрасного человека», в «переделку людей».

Учитель: Ребята, труднее и сложнее всех сложилась судьба М.Зощенко. Его сатирическое творчество оказалось несовместимым с советской действительностью Сталинской эпохи. Попробуем разобраться почему.

 

Учитель: На долю Зощенко выпала редкая, удивительная для человека литературной профессии слава. Ему понадобилось 3-4 года, чтобы ощутить себя знаменитым. Его книги издавались и переиздавались почти во всех издательствах того времени, с прилавков магазинов они исчезали с молниеносной быстротою; люди узнавали его на улице, в общественных местах; почтальон ежедневно приносил на его адрес килограммы писем от читателей, появились двойники – люди, выдававшие себя за писателя. Вот такая была необыкновенная популярность.

Учитель: А как же Зощенко шел к ней?

Ученик:

Родился Зощенко в Петербурге в 1894г. В семье художника – передвижника. Юность пришлась на 10-е гг. ХХ в. – сложнейший период в истории России. Прежде чем начать писать, Зощенко пришлось сменить десятки профессий: он успел поработать  и кондуктором поездов на Кавказской железной дороге, и комендантом Главпочтампа в Петрограде, и пограничником, и сапожником, и милиционером, и бухгалтером в порту, и даже инструктором по куроводству и кролиководству. Таким образом, к началу 20-х гг. он хорошо знал жизнь, интересы своих будущих читателей (и самое главное) духовные и бытовые стороны жизни своего героя-обывателя.

Учитель: Многие считали Зощенко юмористом, человеком веселым и неунывающим. Более того, им казалось, что все истории, о которых он повествует, случались с ним самим. Именно поэтому его забрасывали письмами: читателю хотелось узнать, как удается Зощенко из всех жизненных передряг выходить сухим из воды.

На самом же деле, М. Зощенко был невеселым, малообщительным человеком со сложным характером. Вот как его изображали карикатуристы.

(Слайды – дружеские шаржи на писателей №3)

Учитель: Почему писателя удручало, когда читатель воспринимал его рассказы исключительно как сатирические, смешные?

Ученик: Потому что писатель старался показать в своих рассказах того нового человека новой эпохи, тех людей, которых много вокруг: в перенаселенной квартире, в магазинной очереди, в трамвае, в бане.

Учитель: посмотрите на эпиграф:

«Я взял, если не типичного обывателя, то, во всяком случае, человека, которого можно найти во множестве», - говорил Зощенко на переломном рубеже 20-30-х годов.

(Слайд №4)

В 30-х гг. Сталин вместо идеала революционера – разрушителя провозгласил героем «простого, обычного человека»,«винтика», который держит в состоянии активностинаш великий государственный механизм.

Учитель: А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов
М. Зощенко. Его произведений боялись, потому что они не были безобидны, они были сатирическими.

(Отрывок из к/ф «не может быть» (это 1 новела о провинциальной  жизни страны Советов «Преступление и наказание»)

- Какие явления 20-30-х гг. высмеивает фильм Леонида Гайдая?

(мещанские инстинкты, потребительское отношение к жизни, стремление к наживе)

Учитель: Почему сатирическое творчество Зощенко оказалось несовместимым с советской действительностью сталинской эпохи?

Ученик. В 1922г. 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических республик. Вскоре СССР заявили о себе как о мощном, непобедимом государстве. Началась эпоха строительства социализма, коллективизация, индустриализация, культурная революция.

Учитель: А все ли было там гладко в новом государстве?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху.

(Слайд № 5) картины

Учитель: Что бросается в глаза?

Ученик: Несоответствие. С виду вроде бы все хорошо в стране, а если копнуть глубже, то видим, что жизнь простого народа не так уж и прекрасна. «Ничто человеческое не чуждо» советским людям.

Учитель: Итак, мы с вами увидели глубокое несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и Зощенко.

- Нужно ли это было новой стране?

Ученик: Нет. В самой лучшей стране все должно быть лучше, чем у других.

(Слайд №5 – слова Сталина)

… в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляют самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс,… нужна ли сатира?

Учитель: И как следствие того, что в советской стране не может быть все так, как показывал Михаил Михайлович в своих произведениях, вышло Постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», Зощенко был заклеймен, как пошляк, хулиган и подонок литературы, глумившийся над  советскими людьми. Творчество Зощенко было запрещено. Он был исключен из союза писателей вместе с Анной Ахматовой.

Зощенко совершенно не интересует труд современных людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема всегда у него отсутствует. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко. Зощенко привык глумиться над советским бытом, советскими порядками…. Только подонки литературы могут создавать подобные произведения, и только люди аполитические могут давать им ход.

Насквозь гнилая и растленная общественно-политическая и литературная физиономия Зощенко оформилась не в самое последнее время. Его современные произведения вовсе не являются случайностью. Они являются продолжением всего того литературного «наследства» Зощенко, которое ведет начало с 20-х годов. Зощенко с цинической откровенностью продолжает оставаться проповедником безыдейности и пошлости, беспринципным и бессовестным литературным хулиганом. Это означает, что Зощенко как тогда, так и теперь не нравятся советские порядки. Как тогда, так теперь он чужд и враждебен советской литературе». (Доклад А.Жданова « О журналах «Звезда», «Ленинград»1946)

Это был приговор к высшей мере наказания – к писательской смерти, к литературному небытию. Как и Замятин (а раньше Булгаков), Зощенко обращается с апелляцией к «высшему судье» советского общества в надежде добиться, если  не справедливости, то хотя бы смягчение приговора.

3. Письмо к Сталину от 27 августа 1946г.

«Я никогда не был антисоветским человеком…», в 1918г. Я добровольцем пошел в ряды Красной Армии, полгода сражаясь на фронте против белогвардейских войск. Мою литературную работу начал я в 1921г. И стал писать с горячим желанием принести пользу народу, осмеивая все то, что подлежало осмеянию в человеческом характере, сформированном пошлой жизнью.

Письмо не дошло даже до Жданова и осталось без ответа. Для организаторов идеологической компании Зощенко стал «отыгранной», «списанной» фигурой.

С ним – в представлении Сталина, Жданова и пр. – было уже покончено. Во всяком случае – как с писателем.

Впереди у Зощенко целое десятилетие. Отсутствие работы, нищета, голод. Продажа домашних вещей. Занятие сложным мастерством. Отчуждение от писательской среды. Утрата интереса к жизни, стимулов к творчеству.

Учитель:

  1. Чем же была вызвана такая страшная участь писателя?
  2. Чем так досадил Зощенко советской системе, советским вождям?
  3. В чем проявилось «литературное хулиганство» юмориста и сатирика называвшегося колоссальной популярностью у читателей, всех возрастов, сословий, профессий самого разного образования, уровня культуры, разных интересов?

Ответ: Зощенко не создал грандиозной антиутопии, предвещавшей ужасы тоталитаризма; не обличал жесткостей революции и озлобленность строителей нового мира.

Он сделал своей литературной специальностью, как точно выразился Сталинский идеолог Жданов, «копание в самых неизменных и мелочных сторонах быта…, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».

И начало этого «сатирического бытописательства» Зощенко уходит в 20-егг.

Учитель Обратимся к истории.

Ученик:  «Великий перелом в истории советской сатиры».

1929г. Начало не только «великого перелома» в советской экономической политике, но и во всех сферах жизни. Критическим этот год стал и для литературы. Государственная власть поставила перед писателями задачу создать литературу, ориентированную на сегодняшнюю текущую политику, иллюстрирующую её:

1929г. – начало организованных «проработок» писателей, плохо приспосабливающихся и быстро меняющиеся веяниям и указаниям (Замятин, Платонов, Булгаков).

В то же время оформляется точка зрения, отвергающая право сатиры на существования в советской действительности, а соответственно и в новой литературе.

В 1929 г. Развернулось дискуссия на страницах «Литературной газеты»: «Возможна ли сатира в условиях строительства коммунизма?»

Учитель: Суть идеологической пропаганды 20-х гг. строилась на безоговорочном утверждении нового  и отрицании старого.

Все средства литературы должны были брошены на возвышение нового строя, нового общества, нового человека. Само собой разумелось, что «новый человек» не может быть изображен средствами сатиры. Он – носитель только положительных качеств: новой идеологии, новой морали, нового отношения к труду, новых форм быта, как бы возникших «с нуля» – «кто был никем, тот станет всем».

Учитель:

- Какими же увидел, изобразил «нового человека» Зощенко?

«Новые люди» Зощенко – это обычные люди, каких много вокруг: в перенаселенной квартире, в магазинной очереди, в трамвае, в  бане»

«Я взял если не типичного обывателя, то,  во всяком случае, человека которого можно найти во множестве», - говорил Зощенко на «переломном рубеже»20-30гг.

Учитель: маленький, растерянный, униженный унизительными  условиями человек («Баня»), или герой – простак («Аристократка», которой, правда, ощущает себя «у власти; состоит в коммунистической ячейке», является «лицом официальным в доме» - «в смысле порчи водопровода и уборной» с  героинею знакомится на собрании», вычисляет человека по внешнему виду.)

Учитель: В чем проявилось, «литературное хулиганство» юмориста и сатирика, пользовавшегося колоссальной популярностью у читателей, всех возрастов, профессий, разных интересов?

Дайте характеристику герою одного из самых известных рассказов Зощенко «Аристократка»

- Главный герой Григорий Иванович – состоит в «коммунистической ячейке», является официальным лицом в доме – «в списке водопровода и уборной». С героиней знакомится на собрании, где чувствует себя уверенней, чем в театральном буфете

 Людей главный герой вычисляет по внешнему виду, манере одеваться.Если одет или одета  - прилично – «аристократ» или «аристократка», «буржуй» Проявление нормальных человеческих чувств, желаний угостить, прогулки под руку, неловкость от нехватки денег воспринимаются Григорием Ивановичем как буржуйская идеология.

Героиня рассказа под стать герою, ей льстит то, что ее кавалер «у власти», ей хочется культурно развлекаться. В буфете ей интереснее, чем в театре.

- Что происходит в буфете?(Герой боится, что денег не хватит на 4 пирожные, поэтому затевает спор с буфетчиком.

Все аристократическое в даме улетучивается, когда она, забыв о правилах приличия, с жадностью поглощает пирожные, не задумываясь об оплате, поскольку рядом оказывается пригласивший ее в театр кавалер. Финал рассказа заканчивается полным разрывом отношений между водопроводчиком и аристократкой, которые во время скандала в буфете не стесняются в оскорбительных выражениях по поводу поведения друг друга («не в деньгах счастье» - говорил Григорий Иванович, хотя из рассказа мы видим совсем обратное).

Рассказ «Западня» – 1933 Современный поэт приезжает в Германию. Он (как видится среди русских туристов и поныне) восхищается немецкой опрятностью. В общественном туалете его посещает вдохновение. Но по окончании процедуры – поэтической и физиологической – он оказывается…

заперт и быстро переходит от восторга к грязной ругани. Столпившиеся у двери немцы что-то говорят, но советский житель не знает языка. Наконец, среди них оказывается русский эмигрант, который объясняет поэту, что тот просто забыл спустить воду.

Рассказ «Обезьяний язык» - основная тематика произведения – проблема современного общества, выражающаяся в засорении русского языка. Основные персонажи рассказа – чиновники, участвующие в собрании и ведущие якобы умный разговор интеллигентов, используя в своей речи множество иностранных канцеляризмов. Малообразованные люди не знают, что означают определеннее иностранные слова, но вставляют их в диалог. Наслушавшись много иностранных слов, они пытаются связать их воедино, но не понимают смысла этих слов. «Кворум, подсекция, пленарные заседания, перманентное отношение, индустрия». Ведя разговор иностранными словами, считают себя умными и осведомленными. Читая их разговор, возникает желание долго смеяться.

 

IV Систематизация и обобщение.

-  Актуальные ли рассказы Зощенко в наши дни?

Да, актуальны. Над его рассказами и сегодня хочется смеяться и плакать одновременно, потому что они отражают нашу действительность. На первый взгляд может показаться, что автор описывает такие смешные до абсурда ситуации, которые в жизни бы не произошли с обычным человеком, как поход в театр в рассказах «Аристократка» или «История болезни».

Но вчитавшись, понимаешь, что именно эти ситуации и есть наша жизнь. 

 

Сегодня на уроке мы пытались показать, как  нелегко было писателям – сатирикам в 20-30-х гг. ХХ в. Писатель заставляет нас остановиться и поразмышлять, так как нельзя безумно смеяться над человеком несчастьями, даже если человек в них сам виновен.

 

V Домашнее задание

Читать рассказы «Исповедь», «Новый человек», «Крестьянский самородок».

 

Оценки

 

 

docx
Додав(-ла)
Бочарова Олена
Додано
16 березня 2020
Переглядів
3289
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку