Ноосферный урок русского языка в 6 классе
Тема. Причастие как особая форма глагола
Цель: Дать учащимся представление о причастии как особой форме глагола, обучить распознавать его в тексте, дать понятие о признаках глагола и прилагательного в причастии, о его роли в предложении; развивать образное мышление, навыки структурирования информации; воспитывать культуру речи.
Тип урока: ноосферный
Оборудование: учительский образон; оценочный круг; конверты с заданиями для групп; учебник.
Упражнение «Круг единения». Взявшись за руки, дети повторяют за учителем:
—> На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одной из особых форм формой глагола.
Займите удобное положение, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, как мышцы лица, плеч, рук становятся мягкими, как по всему вашему телу растекается тепло...
Вспомните любимый уголок природы или другое место, где чувствуете себя спокойно, где вы - абсолютный хозяин... порадуйтесь краскам, которые окружают вас, представьте движения, звуки и запахи вокруг себя...
Мысленно перенеситесь на уже знакомую вам аллею частей речи. Пройдитесь между деревьями, послушайте птиц, вдохните аромат свежей зелени, полюбуйтесь светлыми пятнышками солнечных зайчиков на земле.
Найдите глазами дерево под названием глагол, и вы увидите, что оно дало 2 побега. Эти юные деревца - особые формы глагола. Подойдите к одному из них... посмотрите внимательнее. Прикоснитесь к его молодой коре, ощутите упругость ствола... Это -причастие!
Посмотрите на его корни. На одном написано слово «действие», на другом – слово «признак», ведь причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. У основания дерева начертано слово «какой?» Именно на этот вопрос отвечает причастие. Ствол украшен волнистым серпантином, и это не случайно, ведь в предложении причастие чаще всего является определением.
Поднимите глаза вверх по стволу, и вы увидите, что он разветвляется на 5 веток. Это 5 грамматических категорий причастия: вид, время, род, число и падеж.
Обойдите вокруг деревца ещё раз. Запомните хорошенько его корни: признак и действие, вопрос, на который отвечает причастие – какой?, запомните веточки – вид, время, род, число и падеж. Не забудьте о волнистом серпантине-определении.
Улыбнитесь деревцу, скажите «спасибо» за знания, которые оно вам подарило. Сделайте глубокий вдох. Расправьте плечи... Не торопясь, коснитесь щёк, глаз. Ощутите свои руки, ноги, всё тело, потянитесь, откройте глаза и возвращайтесь в класс.
Упражнение «Правило на пальцах»
(перебирая пальцы, ученики повторяют за учителем правило)
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?
№1 - Найти среди предложенных слов причастия. Выделить в них суффиксы.
№2 - Найти словосочетания «причастие + существительное»:
Зимовавшие птицы, зимняя дорога, бушующее море, зеркальная поверхность, свежие семена, раскрытая книга, поспевающий крыжовник, светлое небо
№3 - Найдите в предложениях причастия:
№4 - Найти предложения с причастиями:
Упражнение «8»
(крутим пальцами восьмёрки)
Причастие
Оторванный
Торопящийся
Любящий
Игравшаяся
Читаемый
Нарисованный
Открывший
Глагол,
Отбежал
Топчется
Ложись
Испугаешься
Читать
Наблюдает
Оглянулся
Прилагательное
Отличный
Тёмный
Любимые
Интересная
Чистое
Небесный
Оранжевый
Физкультминутка
(Я называю слова, а вы делаете зарядку. Если слышите прилагательное - делаете наклон вправо, глагол - влево, причастие – оборачиваетесь вокруг соей оси)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
(шуточный тест «Смайлик»)
ИЛИ Вспомнить и записать название книг, фильмов, где употреблены причастия.