Урок " Причастие как особая форма глагола"

Про матеріал
Тема. Причастие как особая форма глагола Цель: Дать учащимся представление о причастии как особой форме глагола, обучить распознавать его в тексте, дать понятие о признаках глагола и прилагательного в причастии, о его роли в предложении; развивать образное мышление, навыки структурирования информации; воспитывать культуру речи. Тип урока: ноосферный
Перегляд файлу

Ноосферный урок русского языка в 6 классе

Тема.    Причастие как особая форма глагола

Цель: Дать учащимся представление о причастии как особой форме глагола, обучить распознавать его в тексте, дать понятие о признаках глагола и прилагательного в причастии, о его роли в предложении; развивать образное мышление, навыки структурирования информации; воспитывать культуру речи.

Тип урока: ноосферный

Оборудование: учительский образон; оценочный круг; конверты с заданиями для групп; учебник.

Ход урока

  1. Гармонизация пространства

 Упражнение «Круг единения». Взявшись за руки, дети повторяют за учителем:

  • Сегодня хороший день.
  • У меня прекрасное настроение.
  • Я рад нашим гостям.
  • Пожелаем друг другу успехов.
  • У нас всё получится.
  1. Актуализация опорных знаний - игра «Ветер дует» (тот, кто знает ответ или согласен с учителем, поднимается с места)
  • Ветер дует на того, кто хоть однажды бывал на аллее частей речи
  • Ветер дует на того, кто  знает…
  • сколько частей речи в русском языке?
  • на какие 2 группы делятся части речи?
  • может назвать все 6 самостоятельных частей речи.
  • может назвать 3 служебные части речи
  • как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

—>  На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одной из особых форм формой глагола.

 

  1. Приобретение новых знаний (в состоянии релаксации)

Займите удобное положение, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, как мышцы лица, плеч, рук становятся мягкими, как по всему вашему телу растекается тепло...

Вспомните любимый уголок природы или другое место, где чувствуете себя спокойно, где вы - абсолютный хозяин... порадуйтесь краскам, которые окружают вас, представьте движения, звуки и запахи вокруг себя...

Мысленно перенеситесь на уже знакомую вам аллею частей речи. Пройдитесь между деревьями, послушайте птиц, вдохните аромат свежей зелени, полюбуйтесь светлыми пятнышками солнечных зайчиков на земле.

Найдите глазами дерево под названием глагол, и вы увидите, что оно дало 2 побега. Эти юные деревца - особые формы глагола. Подойдите к одному из них... посмотрите внимательнее. Прикоснитесь к его молодой коре, ощутите упругость ствола... Это -причастие!

Посмотрите на его корни. На одном написано слово «действие», на другом – слово «признак», ведь причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.  У основания дерева начертано слово «какой?»  Именно на этот вопрос отвечает причастие. Ствол украшен волнистым серпантином, и это не случайно, ведь в предложении причастие чаще всего является определением.

Поднимите глаза вверх по стволу,  и вы увидите, что он разветвляется на 5 веток. Это 5 грамматических категорий причастия: вид, время, род, число и падеж.

Обойдите вокруг деревца ещё раз. Запомните хорошенько его корни: признак и действие, вопрос, на который отвечает причастие – какой?, запомните веточки – вид, время, род, число и падеж.  Не забудьте о волнистом серпантине-определении.

Улыбнитесь деревцу, скажите «спасибо» за знания, которые оно вам подарило. Сделайте глубокий вдох. Расправьте плечи... Не торопясь, коснитесь щёк, глаз. Ощутите свои руки, ноги, всё тело, потянитесь, откройте глаза и возвращайтесь в класс.

 

  1. Формирование умения использовать знания
  1.                   Беседа:
  • удалось ли вам от дохнуть?
  • Что вы чувствовали во время релаксации?
  • Понравилась ли вам природа?
  • Какое было настроение?
  • На какой волшебной аллее вы побывали?
  • Что увидели?
  • Какую информацию получили?
  • Нарисуйте увиденный вами образ.
  1.                    Рисование учащимися образона.
  2.                    Изучение образа в деталях, запись полученной информации.
  3.                    Сравнение детских образонов с учительским.
  4.                    формулировка темы урока, запись её на доске и в тетрадях
  5.                    Работа с учебником:
  • прочитайте теоретический материал на стр. ______ ,
  • какой информации вы не услышали во время релаксации?
  • Занесите её на образон в виде листочков дерева.

 

Упражнение «Правило на пальцах»

(перебирая пальцы, ученики повторяют за учителем правило)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?

 

  1. Закрепление навыка использования знаний
  1.                Работа в группах:

№1 - Найти среди предложенных слов причастия. Выделить в них суффиксы.

  1. Синий                                      1.       Зеленоватый
  2. Синеет                                     2.       Зеленеет                             
  3. Синеющий                              3.       Зелёный       
  4. Синеватый                              4.       Зеленевший
  5. Синея                                       5.       Зеленея

№2 - Найти словосочетания «причастие + существительное»:

Зимовавшие птицы, зимняя дорога, бушующее море, зеркальная поверхность, свежие семена, раскрытая книга, поспевающий крыжовник, светлое небо

№3 - Найдите в предложениях причастия:

  1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.
  2. Догоравший костёр ещё дымился.
  3. Прочитанная книга лежала на полке.
  4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались  с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

 

№4 - Найти предложения с причастиями:

  1. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
  2. На скамейке сидел дремлющий старик.
  3. От горящего полена шло тепло.
  4. Поляна покрылась жёлтыми листьями берёз.
  5. Над водой поднялась пара встревоженных уток.
  6. У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
  1. Подведение итогов работы групп.

 

Упражнение «8»

(крутим пальцами восьмёрки)

  1. Распределительный диктант - учащиеся записывают в 3 колонки слова, читаемые учителем в произвольном порядке. Итоговая запись выглядит следующим образом:

 


Причастие

Оторванный

Торопящийся

Любящий

Игравшаяся

Читаемый

Нарисованный

Открывший

 

Глагол,

Отбежал

Топчется

Ложись

Испугаешься

Читать

Наблюдает

Оглянулся

 

Прилагательное

Отличный

Тёмный

Любимые

Интересная

Чистое

Небесный

Оранжевый


Физкультминутка

(Я называю слова, а вы делаете зарядку. Если слышите прилагательное - делаете наклон вправо, глагол - влево, причастие – оборачиваетесь вокруг соей оси)

 

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.

 

  1. Работа с учебником по развитию речи.

 


  1. Подведение итогов урока
  •                чему мы научились на сегодняшнем уроке?
  •                Что роднит причастие и глагол?
  •                что роднит его с прилагательным?
  •                 понравилось ли вам на уроке?                   

(шуточный тест «Смайлик»)

  1. Домашнее задание
  1. Повторить информацию, зафиксированную в образоне.
  2. Составить короткий рассказ, используя причастия из распределительного диктанта.

ИЛИ  Вспомнить и записать название книг, фильмов, где употреблены причастия.

docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
1182
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку