Урок "Професійна діяльність. Основи професійного самовизнання"

Про матеріал

Знакомит учащихся с местом профессиональной деятельности в жизни общества и самого человека; активизирует познавательный интерес к процессу выбора профессии; развивает критическое мышление, объективную самооценку учащихся.

Перегляд файлу

Урок 1        Поурочно-тематический план урока в 11 классе

 

Тема:«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА»

Тема урока: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

 

Цель:  ознакомить учащихся с местом профессиональной деятельности в жизни общества и самого человека;

активизировать познавательный интерес к процессу выбора профессии;

развивать критическое мышление, объективную самооценку учащихся;

воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность.

 

Тип урока: комбинированный

Дата проведения:

Ход занятия

 

І. Организационный момент

 

               1. Приветствие.

 2. Проверка присутствующих в классе.

3. Ознакомление учащихся с программой технологий в 11 классе и учебниками.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Учитель.  Давайте посчитаем, сколько времени человек проводит на работе. В сутках 24 часа. Отнимаем в среднем 8 часов на сон. Остается 16, из которых человек 8 часов проводит на работе. А в Китае чаще всего 12-часовый рабочий день, потому говорят, что в общественном траспорте многие спят. Итак, минимум половину своей жизни человек проводит на работе. Согласитесь, очень важно для каждого, как пройдет эта половина жизни. Представьте на минуту, что работа будет неинтересна. Тогда каждый рабочий день будет похож на каторгу: человек будет считать часы и минуты до окончания, стараться менше делать, а потому не будет пользоваться авторитетом у начальства и сотрудников, которые будут постоянко рушать его, и в конце концов такой  работник будет приходить злой и раздраженный в свою семью и будет вымещать всё на своих близких. Радужная перспектива?

Говорят, что счастлив тот человек, который радостно бежит на работу и радостно бежит с работы домой. То есть у него всё хорошо: и дома, и на работе. Поэтому так важно найти своё место в жизни, свою профессию, то место работы, где время для тебя бежит незаметно, потому что ты любишь свою работу, где тебя уважают и ценят, а потому постоянно продвигают по служебной лестнице и платят большую зарплату.

      И изучение темы «Проектирование профессионального успеха» поможет вам сделать правильный выбор.

 

ІІІ. Объяснение нового материала

 

  1. Место профессиональной деятельности в жизни общества

 

Какого человека называют успешным? Чаще всего того, кто нашел свое место в жизни, занимается любимым делом, притом получает достаточно средств для жизни. Говорят, лучше быть хорошим дворником, чем плохим врачом. Профессионалов (мастеров своего дела) ценят на любом месте. Люди идут к хорошему парикмахеру, хорошей швее, записываются на прием к хорошему врачу, вызывают хорошего мастера-строителя.

Человек-профессионал самосовершенствуется, стремится стать еще лучше, что обеспечивает его личностный рост. Профессионалы всегда на шаг впереди других в своей области, потому что им присущи не только глубокие знания и профессиональные навыки, но и творческий подход к делу, умение мыслить самостоятельно, критически, смело действовать в нестандартных ситуациях.

 

Среди видов деятельности – общения, обучения и работы – ведущей является профессиональная деятельность.

 

Профессиональная деятельность – это деятельность человека, которая по своему содержанию определяется сферой или отраслью производства.

 

Функции профессиональной деятельности человека:

  • создание материальных, интеллектуальных и духовных ценностей;
  • получение средств для жизнедеятельности;
  • содействие общему и профессиональному развитию личности;
  • преобразование окружающей среды.

 

Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор  - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.

 

Видеоролик. Как выбрать профессию? Какая профессия моя? (1 минута)

Видеоролик. Как выбрать профессию в любом возрасте с помощью 3 вопросов. Телепрограмма «Все буде добре». Советы психолога. 2,5 минуты

 

  1. Когда появилась профессиональная деятельность?

 

Профессиональная деятельность появилась с разделением труда.

До разделения труда преобладало ремесленничество, когда один человек выполнял какой-то продукт от начала и до конца, а также производил его  реализацию – продажу.

 

Чаще всего профессия передавалась из поколения в поколение. Отец старался обучить всем тонкостям профессии своего сына. Очень много фамилий произошли от названия профессий.

Например, Бондаренко, Бондарь, Бондарчук – от профессии бондаря, который изготавливал бочки для мёда, вина и других жидкостей.

 

МШ.  Назовите фамилии, связанные с ремеслами. Есть ли такие фамилии среди учеников Вашего класса и учителей?  (Коваленко, Рыбалко, Гончаров, Попик, Коваль и т.д.)

Коваль, Коваленко, Ковальчук – от кузнецкого дела.

Кравец, Кравченко, Кравчук – от профессии портного.

Столяров – от столяра, который обрабатывал дерево, делал табуретки, шкафы и т.д.

Ткач, Ткаченко – от текстильного дела

Охотников, Пастухорв, Кожемяка, Тесля, Швец, Сапожников, Дегтярев, Кузнецов, Плотников, Мясников, Скрипник, позже Солдатов, Гусаров, Матросов и.д.

 

 

 

 

Ремесленничество

 

 

 

                                      Разделение труда                           Товаро-денежные отношения

 

 

 

Профессиональная деятельность

 

При разделении труда работник выполняет только одну или несколько операций. Чем больше степень разделения труда, тем выше его производительность.

 

Каждый из нас умеет всего понемногу: и кушать приготовить, и ремонт сделать, и починить технику, но профессионал это сделает качественней и быстрее.

 

  1. Основы профессионального самоопределения

 

На выбор профессии влияют:(выписать из учебников)

  • позиция родителей, родственников;
  • мнение друзей;
  • мнение школьных педагогов;
  • личные профессиональные планы;
  • способности;
  • информированность о профессии;
  • склонность к любимым занятиям.

 

Задание.  Подумайте и расставьте свои приоритеты: какие факторы для вас наиболее важны. На первом месте, втором и т.д. На одном месте может быть несколько приоритетов.

 

Если останется время!

 

Видео «Как правильно выбрать профессию» (12 минут)

 

Тест на определение самых сильных сторон характера (по рисункам человечков)

 

Игра «Пройди дальше» Несколько человек делают по одному шагу вперед, называя профессии.

 

или «Изобрази профессию» с помощью мимики и жестов

 

для начала легкие: официант швея, дирижер, почтальон, врач, маляр-штукатур;

позже – милиционер, археолог, адвокат, эколог.

 

ІУ. Домашнее задание:  параграф 18, выучить конспект, подготовить сообщения или презентации, видеоролики по темам:

  1. Происхождение фамилий. Фамилии, связанные с профессиями (ремеслами).
  2. Устаревшие профессии.
  3. Профессии будущего.

 

1

 

docx
До підручника
Технології (рівень стандарту, академічний) 11 клас (Коберник О.М., Терещук А.І. та інші)
Додано
29 липня 2018
Переглядів
857
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку