Урок в форме путешествия по остановкам: 1. Литературная гостиная; 2. Пушкиниада; 3. Литературоведческая; 4. Сказочная; 5. Мультипликационная; 6. Театральная; 7. Песенная. Цель путешествия - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цель: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина ; формировать умение анализировать текст и выделять в нем главное; учить учащихся сравнивать литературные образы; развивать речь учащихся, навыки образного, логичного и ассоциативного мышления; воспитывать положительное отношение к доброте и состраданию; умение отличать истинную красоту от мнимой.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся, раздаточный материал, дерево пожеланий, мультимедийная доска
Сказка-ложь,да в ней намек, добрым молодцам-урок
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы проведем урок в форме путешествия. Во время путешествия будем делать остановки. Цель нашего путешествия- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
І І.Мотивация учебной деятельности
На уроке у нас есть сказочное дерево, которое вам нужно будет в конце урока украсить листочками, на которых вы напишите свои пожелания.
ІІІ.Работа над темой урока
И первой остановкой у нас будет «Литературная гостиная»
Слова сказочника
Сказки появились в глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Также мало знаем мы об их авторах. Скорее всего сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, дополняя новыми деталями.
Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц.
Сказка облагораживала человека, формировала в нем добро,трудолюбие,любовь к Родине.
Сказка- один из основных видов устного народного поэтического творчества. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом- фантастичность.
Когда же на Руси появилась сказка? Самые ранние сведения о русских сказках относятся к 12 веку. В древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов, а в древней Руси сказочников называли бахарями или баятель — рассказчик, сказыватель басен, историй, сказок в древней Руси. Закрепилась она в разновозрастной категории. И лишь в ХХ веке сказка стала принадлежать детской аудитори.
Остановка №2 «Пушкиниада»
Ребята, давайте вспомним о Пушкине
-Когда и где родился А.С. Пушкин ?
-Кем были его родители?
-Кто Пушкину привил любовь к сказкам?
-Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.
Остановка №3 «Литературоведческая»
-В какой форме написана сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
-Какими признаками обладает стихотворная речь?
-Что такое ритм,рифма?
Остановка №4 «Сказочная»
Слова сказочника «Сказка-ложь,да в ней намек…
1 ученик цитирует отрывок из сказки
2 ученик пересказывает фрагмент сказки
3 и 4 ученики ведут диалог из сказки
Остановка №5 «Мулитипликационная»
Просмотр фрагмента мультфильма по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Остановка №6 «Театральная»
Выступление творческой группы(инсценировка отрывка из сказки).
Остановка №7 «Песенная»
Исполнение песни «Сказочная страна»
Слова сказочника «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
IV.Рефлексия
Слово учителя
Ребята, какой поучительный урок вы вынесли из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ?
Дети пишут на листочках свои пожелания и украшают сказочное дерево.
V.Итог урока
Слово учителя.
Пусть в жизни как и в сказке добро побеждает зло.
Сказанное хочется подтвердить словами грузинского поэта Шота Руставели : «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет»