УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА. Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления.
ЦЕЛИ: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере
употребления;
формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую
проблему текста.
развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для
социально-культурного развития;
интерес и бережное отношение к литературному языку.
ХОД УРОКА
1. Начало урока. Настрой на работу.
- Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы не только узнаем что-то новое, но и попробуем свои силы в профессии журналиста, репортера. Может, кто-нибудь из вас проникнется этой профессией и в будущем сделает ее частью своей жизни.
Не будем терять времени даром! Подготовим материал для спец-выпуска газеты. Он будет посвящен волне дня: ДРУЖБЕ. Мне вы передали от Татьяны Ивановны сообщение, что старый друг лучше новых двух. Посмотрим, проверим, убедимся.
(СЛАЙД - 1) 2. Сообщение темы и целей урока
Для начала запишем число, классная работа, урок развития речи. Тема: «Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления».
Мы с вами предварительно определили редакторов рубрик: «Интервью дня», «А у нас это так..», «Культура», «Легендарные истории», «Реклама для жизни». Ребята получили задание, результаты продемонстрируют в течение урока. Ваша же основная задача – слушать, думать, участвовать. У вас на партах лежат карточки разных цветов. Они будут служить идентификатором готовности отвечать.
Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе.
В начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
Давайте с вами вспомним, что такое текст, какие типы речи и стили речи бывают?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Что такое тема, основная мысль и идея текста?
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
Что может быть отражено в заглавии текста?
И тема текста, и его основная мысль
Назовите, какие типы речи вы знаете.
Повествование, описание, рассуждение.
Чем различаются типы речи?
Какие стили речи вы знаете?
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
(СЛАЙД – 2) Проверим наши ответы.
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
3. Новая тема
- На стр. 238 учебника прочитаем материал.
(СЛАЙД – 3) речевая ситуация.
- Давайте теперь определим стиль речи в зависимости от этой самой речевой ситуации.
(СЛАЙД – 4)
Прочитайте внимательно стихотворение, правильно расставив стили речи. Кто будет готов сделать это вслух, дайте знать при помощи карточки. Запишите, пожалуйста в тетради строки, касающиеся публицистического стиля.
- Что же это за стиль такой? Открывайте учебник на стр.239. Заполните две первые колонки таблицы, которая находится перед вами (определение, сфера употребления).
Название стиля происходит от какого слова?
Произошло от латинского слова общественный.
Где используется публицистический стиль?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
(СЛАЙД - 5) 4. Словарно-орфографическая работа
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать.
Какой общий корень имеют слова?
Какое явление вы увидели в этом корне?
Чередование согласной (ц//к//ч)
Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
Публицист – автор публицистических произведений
Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
5. Выступление редакторов
Пронаблюдаем на конкретных примерах, подготовленных нашими редакторами, функции и характерные черты публицистического стиля. Заполним оставшиеся графы таблички у вас на партах.
Публицистический стиль | ||||
Определение | Сфера употребления | Функции | Стилевые черты | Жанры |
(СЛАЙД – 6)
Какие функции характерны для всех текстов? (Воздействие на читателя и
слушателя. Сообщение информации)
(СЛАЙД _ 7) Стилевые черты:
Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
К чему призывают авторы текстов?
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией.
(СЛАЙД – 8) Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
7. Рефлексия. Практическая работа (работа в группах)
Написание заметки.
(СЛАЙД – 9)
Мне хочется получить обратную связь от вас. Я попрошу подвести итог нашему уроку в виде заметки. Попрошу группы поработать сообща и составить заметку по схеме на экране. Кто первый справится, дайте знать, подняв карточку.
8. Итог урока.
Вы сегодня молодцы, потрудились на славу! Вы со всеми заданиями справились! А все почему? Потому, что с вами рядом были одноклассники, вам помогали ваши друзья. Так что сегодня 6-Б доказал, что «Старый друг лучше новых двух»
На следующем уроке я вам предлагаю поразмышлять о том, что «Дружба – как стекло: разобьешь – не соберешь»
3. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
1) В газетах и журналах найти статью о дружбе.
2) Написать небольшой репортаж о сегодняшнем дне волновых уроков.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА. Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления.
ЦЕЛИ: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере
употребления;
формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую
проблему текста.
развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для
социально-культурного развития;
интерес и бережное отношение к литературному языку.
ХОД УРОКА
1. Начало урока. Настрой на работу.
- Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы не только узнаем что-то новое, но и попробуем свои силы в профессии журналиста, репортера. Может, кто-нибудь из вас проникнется этой профессией и в будущем сделает ее частью своей жизни.
Не будем терять времени даром! Подготовим материал для спец-выпуска газеты. Он будет посвящен волне дня: ДРУЖБЕ. Мне вы передали от Татьяны Ивановны сообщение, что старый друг лучше новых двух. Посмотрим, проверим, убедимся.
(СЛАЙД - 1) 2. Сообщение темы и целей урока
Для начала запишем число, классная работа, урок развития речи. Тема: «Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления».
Мы с вами предварительно определили редакторов рубрик: «Интервью дня», «А у нас это так..», «Культура», «Легендарные истории», «Реклама для жизни». Ребята получили задание, результаты продемонстрируют в течение урока. Ваша же основная задача – слушать, думать, участвовать. У вас на партах лежат карточки разных цветов. Они будут служить идентификатором готовности отвечать.
Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе.
В начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
Давайте с вами вспомним, что такое текст, какие типы речи и стили речи бывают?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
И тема текста, и его основная мысль
Повествование, описание, рассуждение.
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
(СЛАЙД – 2) Проверим наши ответы.
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
3. Новая тема
- На стр. 238 учебника прочитаем материал.
(СЛАЙД – 3) речевая ситуация.
- Давайте теперь определим стиль речи в зависимости от этой самой речевой ситуации.
(СЛАЙД – 4)
Прочитайте внимательно стихотворение, правильно расставив стили речи. Кто будет готов сделать это вслух, дайте знать при помощи карточки. Запишите, пожалуйста в тетради строки, касающиеся публицистического стиля.
- Что же это за стиль такой? Открывайте учебник на стр.239. Заполните две первые колонки таблицы, которая находится перед вами (определение, сфера употребления).
Произошло от латинского слова общественный.
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
(СЛАЙД - 5) 4. Словарно-орфографическая работа
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать.
Чередование согласной (ц//к//ч)
Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
Публицист – автор публицистических произведений
Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
5. Выступление редакторов
Пронаблюдаем на конкретных примерах, подготовленных нашими редакторами, функции и характерные черты публицистического стиля. Заполним оставшиеся графы таблички у вас на партах.
Публицистический стиль |
||||
Определение |
Сфера употребления |
Функции |
Стилевые черты |
Жанры |
|
|
|
|
|
(СЛАЙД – 6)
Какие функции характерны для всех текстов? (Воздействие на читателя и
слушателя. Сообщение информации)
(СЛАЙД _ 7) Стилевые черты:
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией.
(СЛАЙД – 8) Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
7. Рефлексия. Практическая работа (работа в группах)
Написание заметки.
(СЛАЙД – 9)
Мне хочется получить обратную связь от вас. Я попрошу подвести итог нашему уроку в виде заметки. Попрошу группы поработать сообща и составить заметку по схеме на экране. Кто первый справится, дайте знать, подняв карточку.
8. Итог урока.
Вы сегодня молодцы, потрудились на славу! Вы со всеми заданиями справились! А все почему? Потому, что с вами рядом были одноклассники, вам помогали ваши друзья. Так что сегодня 6-Б доказал, что «Старый друг лучше новых двух»
На следующем уроке я вам предлагаю поразмышлять о том, что «Дружба – как стекло: разобьешь – не соберешь»
3. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
1) В газетах и журналах найти статью о дружбе.
2) Написать небольшой репортаж о сегодняшнем дне волновых уроков.