Дата:
Класс: 3
Тема: Твёрдые и мягкие согласные. Чтение и передача содержания прочитанного. Виды предложений.
Цель: обобщать знания учащихся об обозначении на письме мягкости согласных звуков последующими буквами; развивать мышление, умение обобщать, анализировать изучаемый материал; воспитывать интерес к изучению языка.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
Ход урока
І. Организационный момент
- Добрый день, садитесь. Меня зовут Ирина Дмитриевна. Сегодня я буду проводить у вас, урок русского языка.
ІІ. Проверка домашнего задания
- Дети, наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.
- Дома вам нужно было прочитать и выучить стихотворение.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Прикрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялась пыль и вьюга, не видать и свету.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
— Какие звуки вы знаете? Назовите их.
— Составьте слова из рассыпанных букв. Запишите их. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
и, м, з, а; с, в, ё, о, л; н, и, к, г, а; в, о, е, е, р, д; г, е, с, н.
IV. Работа по теме урока
- В русском языке, как и в украинском, есть твердые и мягкие согласные. Но в русском языке мягких согласных намного больше, чем в украинском. И произносятся они часто в тех позициях, где в украинском языке произносятся твёрдые согласные.
1. Прочитайте пары слов
сын синь
вол вёл
сад сядь
круг крюк
жар жарь
— Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.
В каком слове вы произнесли твёрдый звук, а в каком — мягкий?
- Посмотрите на доску, перед вами таблица мягких и твёрдых согласных.
- Какие согласные могут быть и твёрдыми и мягкими?
- Какие согласные всегда только твёрдые?
- А какие всегда мягкие?
2. Давайте поиграем
Игра «Кто больше?»
Комментарий: за определённое время играющие должны подобрать наибольшее количество пар слов, у которых одни и те же согласные произносятся твёрдо и мягко (воз — вёз, воды — води, нас — нёс, угол — уголь).
3. Найдите в каждом слове другое слово
Смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град, коса, хлев, уточка, щель, укол.
4. Упражнение 197
- Дети, откройте учебник на странице 102, посмотрите на упражнение 197.
- Прочитайте.
- А теперь прочитайте слова, что находятся ниже. Прислушайтесь к звучанию мягких согласных перед гласными [и], [э]. Постарайтесь не заменять эти мягкие согласные похожими на них твёрдыми. Спишите, подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Руки - руками
Ноги – ногами
Хитрый – хитрыми
Звуки – звуками
Три, рисунок, старик, смотри, голуби, купи, кофе, пирог, при, перед, без, через.
5. Физкультминутка (видео)
6. Артикуляционная разминка
Загадка
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. ...
7. Словарная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
8. Первое чтение.
- Дети слушайте внимательно, и дайте ответ на вопрос: « Кто помог Ветру?»
(Чтение учителем)
Беседа
1)Что умел делать Ветер?
2) Какой был Ветер?
3)Где остался Ветер когда наступила осень?
4)Кто помог Ветру осенью?
5) Как называли Ветер в снежной накидке?
9. Чтение текст учениками.
- А сейчас прочитайте сказку молча. А теперь цепочкой. Читайте внимательно и дайте ответ на вопросы.
1. Почему Ветер остался на улице?
2. Зачем Зима подарила снежную накидку Ветру?
3.Почему Ветру было немного обидно?
10. Чтение за частями с анализом.
-
( Многоразовое прочитывание: выборочное, «Птичий базар»)
- Дети, как вы думаете какая главная мысль сказки?
11. Составление плана и пересказ прочитанного.
1. Жил-был Ветер.
2. Умелец Ветер.
3.Громкий Ветер.
4.Пришла осень
5.Оклик Ветра.
6. Подарок от Зимы.
7. Ветер в накидке из снежинок.
V. Подведение итогов
- Так какие это мягкие и твёрдые согласные?
VI. Домашнее задание
- Дети, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (с.104, 199)