•Чіткість формування вчителем завдань та запитань +;
•збалансованість репродуктивних та проблемних методів навчання +;
•успішність роботи учнів +;
•репродуктивний та репродуктивно-пошуковий рівні відтворення знань (способів діяльності) +;
•темп роботи учнів та їхня активність +;
•ефективність використання вчителем засобів активізації діяльності учнів +;
наявність диференціації завдань для учнів з різними навчальними можливостями +
Добропільський навчально- виховний комплекс «Спеціалізована школа І-ІІІ ст. № 4 з поглибленим вивченням окремих предметів – дошкільний навчальний заклад»
Кафедра суспільно-гуманітарних дисциплін
Методичний тиждень «Моделювання сучасного компетентнісно- орієнтованого уроку»
Урок російської мови в 6-А класі
за темою: «Текст. Композиция текста: зачин. основная часть, концовка»
Автор розробки: Шмирко Ірина Вікто-
рівна, вчитель російської мови
та літератури
2018
Тема. Текст. Композиция текста: зачин. основная часть, концовка
Цели урока:
Задачи:
Тип урока: развитие речи
Оборудование: мультимедийная доска
Ход урока
Текст - прочная ткань.
Алексей Анненсков
І.Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Учитель :
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение работать с текстом. Почему?
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Экспресс-опрос
2. Проверка домашнего задания.
Работа в группах
1группа создать текст художественного стиля «В зимнем лесу», тип речи- описание.
2 группа создать текст официально-делового стиля «Синоптики предупреждают», тип речи- рассуждение.
3 группа создать текст научного стиля « Вьюга». тип речи- рассуждение.
Учитель:
- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)
- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)( Слайд)
-Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
-Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений.
- Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста.
1текст-Упр 140,стр.140
2 текст.Берёза- лиственное дерево. Берёзки, осинки, ёлочки росли на опушке леса. Подберёзовики- грибы, которые можно найти под берёзами.
- Итак, попробуйте сами определить цели нашего урока(1. Выявить основные признаки,знать из каких частей состоит текст, свойства текста; 2. Учиться анализировать текст; 3.Создавать собственные тексты разных типов речи.)
ІІІ. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
ІV. Работа над темой урока.
1. Терминологический диктант.
Текст, абзац, микротема, тема текста, типы речи, основная мысль, заголовок, ключевые слова, композиция, зачин, основная часть, концовка , последовательность, связность текста, завершенность текста, план.
- Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
2. Практическая работа
1.Прочитать текст. ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕР И ХОЛОДНЫЙ ВЕТРИЩЕ
В тёмном лесу, в глубоком овраге, спали два ветра. Ласковый Ветер — мальчик с синими глазами. А холодный Ветрище — дед с колючей бородой. Пришла зима. Белые снега покрыли поле. Зашумели тревожно верхушки деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный Ветрище. Встал, вышел из лесу. Застонала вьюга. Но вот поднялось солнышко выше над землей. Заболела спина у холодного Ветрища. Поплелся он в темный лес, залез в глубокий овраг. Проснулся ласковый Ветер, вышел из лесу. Засмеялось солнышко, потекли ручейки, зацвели цветы, зашумели травы.
(В. Сухомлинский)
1.Разделите текст на абзацы. ( Слайд). Объясните.
2.Озаглавьте текст. ( Слайд )(Ласковый Ветер и холодный Ветрище. Два ветра).
3.Составьте сложный план.
1.Спали два ветра.
2.Пришла зима:
а)снега покрыли землю;
б) проснулся холодный Ветрище;
в) появилось солнышко ;
г)Ветрище залез в овраг.
3.Проснулся ласковый ВЕТЕР. Наступила весна.
4.Пересказать текст.
5.Определить композицию текста(Слайд).
Вступление
Основная часть
Концовка
5.Определите тему и основную мысль этого текста.(Слайд )
Тема. Два ветра.
Основная мысль. После холодной зимы приходит весна. Добро побеждает зло.
Ключевые слова
Зима: снег, вьюга, холодный
Весна: солнышко, ручейки, цветы. травы, ласковый.
- Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует наш глаз. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
- Почему?
( Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов).
- Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их. (Слайд ).
Ветер,ветрище.
Антонимы: мальчик- дед,спали- проснулся, вышел-залез, тёмный- белый,
Синонимы : проснулся- встал.
Местоимения: он.
Союз: но.
Релаксация
Учитель: Давайте мы немного отдохнем.
Несколько энергичных движений.
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
V. Систематизация и обобщение знаний и умений.
1. Составьте предложения.
2. Игра «ДА/НЕТ» Работа в парах. Взаимопроверка.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Проверка друг у друга по ключам.
Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Что такое текст?
— Каковы компоненты композиции?
— Что такое тема и основная мысль текста?
— Какие вы знаете языковые средства связи между предложениями в тексте?
-- Что нового добавилось сегодня в «копилку» ваших знаний о тексте? Где вы можете использовать эти знания?
Выставление оценок.
VІ. Домашнее задание. Написать а)текст- описание « Первый снег»,
б) сказку « Приключения Композиции».
Литература
Давидюк Л.В. Російська мова (6-й рік навчання) для загальноосвіт. навч. зак-ладів з навч. українською мовою: підруч.для 6 кл./Л.В. Давидюк, В.І.Статів-ка.-К.: 2014 .
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: «Русский язык»,1986.