Урок русского языка "Разделительные Ь и Ъ."

Про матеріал
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Задачи урока: Образовательные: – познакомить с новым познавательным признаком – наличие в словах Ъ и Ь; – научить правописанию слов с Ъ, Ь; – научить графической работе при объяснении орфограмм. Воспитательные: – прививать интерес к русскому языку. Развивающая: – развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать условия, обобщать, делать выводы.
Перегляд файлу


Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Вид урока: учебный практикум.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в парах.
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные:
– познакомить с новым познавательным признаком – наличие в словах Ъ и Ь;
– научить правописанию слов с Ъ, Ь;
– научить графической работе при объяснении орфограмм.
Воспитательные:
– прививать интерес к русскому языку.
Развивающая:
– развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать условия, обобщать, делать выводы.
Оснащение урока:
Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с парами слов.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями.
 
Ход урока
1. Начало урока (1,5 мин)
– Приветствие учащихся.
– Проверка подготовки к уроку.
2. Основная часть урока
3. Проверка домашнего задания (2 мин)
Упр. 713 (составление текстов разговорной и книжной речи).
4. Актуализация знаний (3 мин)
Цель: активизировать имеющиеся знания, для изучения нового знания.
2.1. Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).
Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их       
Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.
Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).
2.2. Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, вы-учиш…
Какую роль выполняет Ь?
2.3. Проверка индивидуальной работы.
5. Работа над темой
3.1. Изучение нового материала. (5 мин)
Цель: показать роль Ь и Ъ в словах.
Учитель:
— Сегодня на уроке нам предстоит участвовать в научном эксперименте. Готовы ли вы к работе, мои младшие научные сотрудники? (Да!) Тогда приступим.
На доске плакаты со словами:
СОЛОВЬИ – СОЛОВИ
ПЬЮ – ПЮ
СЪЕЗД – СЕЗД
ПОДЪЕЗД – ПОДЕЗД
Учитель:
— Прочитайте отчётливо вслух. Где здесь слова, а где набор букв? Какие знаки «превращают» набор букв в слова?
Ученики выбирают слова с Ь, Ъ.
Учитель:
— Медленно произнесите сопоставляемые пары. В чём разница в их произношении?
Вывод 1 (делают учащиеся под руководством учителя):
Ученики:
— Ь и Ъ указывают на раздельное произношение гласных и согласных.
3.2. Работа с учебником.
Теоретический комментарий стр. 26.
3.3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (1 мин)
3.4. Применение теоретических знаний (5 мин)
Цель: показать условия написания Ь и Ъ.
Учитель:
— Какой вопрос сейчас перед нами?
Ученики:
— Когда писать Ь, а когда Ъ?
Учитель:
— Продолжим научные наблюдения. Прочтите слова в упражнении 64 на странице 26. Запишите в 2 столбика. (2 ученика работают у доски)
Ъ Ь
подъезд
объявление
съёжиться
объединить
съехать пью
вьюга
серьёзный
обезьяна
лисьи
Учитель:
— В каком месте в слове Ъ после приставки на согласную? А в каком – Ь в корне? Выделите корни в словах с Ь.
Вывод 2
Изучение теоретического материала. Учебник стр. 26, части 2, 3.
Ученики:
— Ь пишется в корне, а Ъ перед корнем.
3.5. Работа с опорной схемой. (2 мин)
Учитель:
Демонстрирует на дополнительной доске схему.
— Проанализируйте опорную схему.
 
3.6. Закрепление теоретических знаний.
Цель: проверить усвоение теоретических знаний.
Взаимопроверка выученного правила. Ученики по очереди рассказывают правило друг другу, 2–3 ученика рассказывают – вслух.
3.7. Игра «Кто больше?». Придумайте слова с Ь и Ъ.
3.8. Первичная проверка знаний.
Учитель:
— Посмотрите на опорную схему. Озвучьте её. Запишите слова, кото-рые мы придумали, обозначая орфограмму.
Ученики по цепочке выходят к доске и записывают слова, обозначают орфограммы, комментируют написание.
6. Закрепление (7 мин)
Цель: выработать навык правописания Ъ и Ь.
4.1. Учитель:
— Запишите слова.
Ученики по цепочке офографически проговаривают написание слов.
Разлить – разъяснить, съехать – сузить, Сёмка – съёмка, предъюбилей-ный – предложить.
Учитель:
— Выделите в словах приставку. Почему после одинаковых приставок в одном случае Ъ, а в другом нет?
Вывод 3
Ученик:
— Ъ пишется перед е, ё, ю, я.
4.2. Выработка навыка правописания Ь и Ъ.
Упражнение 65. Комментированное письмо по образцу.
Бурьян, объявить, съесть, барьер, разъединить, свиньи, воробьи, лисьи, отъезд, объяснить.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика для улучшения моторики руки.
4.3. Проверка и коррекция знаний.
Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.
1 вариант
1. в…юга с…ёмка раз…единить
2. в…юнок под…езд от…езд
3. п…ю лис…я бур…ян
4. л…ёт об…явление вороб…и
5. коп…ё с…езд кошач…и
6. бар…ер заяч…и п…еса
2 вариант
1. в…юга лис…я заяч…и
2. в…юнок под…езд от…езд
3. л…ёт коп…ё п…ю
4. об…явление с…ехать бур…ян
5. с…ёмка раз…единить вороб…и
6. бар…ер руж…ё п…еса
Учитель:
— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.
4.4. Обобщение полученных знаний. (5 мин)
Учитель достаёт куклы мальчика и девочки.
7. Диалог кукол
Петя:
— Ребята, здравствуйте! Мы с Леночкой вновь спешим к вам на урок.
Лена:
— У вас всегда много нового, а мы учиться любим.
Петя:
— А что сегодня интересного?
Ученики:
— Мы узнали о Ь и Ъ.
— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.
— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.
— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.
— После разделительных Ь и Ъ слышится перед гласными [j’].
Лена:
— А я тоже знаю это правило:
«Ъ знак уж очень твёрдый,
Молчаливый, очень гордый.
Отделяет он, представь-ка,
Даму важную – приставку.
На согласный, знаю я,
От корней на е, ё, ю, я».
Петя:
— На остальной территории слова
Мягкий знак – хозяин снова.
Лена:
— И приставки иностранки
На согласный
Говорят:
«Вы о нас не забывайте,
И мы любим Ъ знак».
Учитель:
— Спасибо Пете и Лене. Запомним, ребята, это весёлое правило!
 
8. Подведение итогов (4 мин)
Цель: подвести итоги урока.
Учитель:
— Младшие научные сотрудники, предлагаю проверить себя, как за-помнили новые научные сведения? Что нового узнали? Какие новые понятия прозвучали?
Ответы учащихся
Учителем выставлены положительные оценки.
Приглашение Леночки и Пети на следующий урок.
Комментарий домашнего задания: § 12, стр. 26, схема, упр. 68, найти в сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена слова с Ъ и Ь.

docx
Додано
15 березня 2020
Переглядів
755
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку