Урок русского языка с использованием сквозной линии
«Гражданское воспитание школьников»
Тема: Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи.
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: раздаточный дидактический материал, презентация, мультимедийная доска, проектор.
Ход урока
Блиц – опрос
Слово учителя
Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в издательстве, редакции, типографии?
Слайды презентации
Сегодня я предлагаю вам игру. Деловую игру. И вопросы мы будем решать профессиональные, серьезные. Мы будем издавать газету.
Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
-Умеете ли вы работать в коллективе, где от работы каждого зависит успех общего дела и ваша собственная зарплата?
-Умеете ли вы самостоятельно рассчитывать время на выполнение задания?
- Какая роль вам больше подходит : руководителя или исполнителя?
В нашей газете будут следующие отделы: информационный, художественный, литературный, отделы корректуры, писем и переводов.
Выберите тот отдел, где работать вам будет комфортнее и где вы сможете проявить себя лучшим образом ( объединяем учащихся в группы по 4 человека).
Перед вами – фломастеры, карандаши, бумага. Выберите заведующего отделом, который организует вашу работу, т.е распределит обязанности: кто-то будет работать со словарями, кто-то придумывать заголовки, кто-то сочинять стихи. В его обязанности входит также контроль за своевременным выполнением задания.
Руководить всеми отделами будет редактор.
В итоге мы должны выпустить интересную газету, которая будет пользоваться спросом у покупателей. А выпуск нашей газеты будет посвящен теме гражданского воспитания школьников.
Рабочий день начался. Удачи вам!
Работа в группах
Отдел писем
Ранее был объявлен конкурс на лучшее стихотворение, посвященное теме гражданственности. В редакцию пришло очень много писем от наших читателей.
Ваше задание :
выбрать из всего полученного материала 3 стихотворения, которые будут опубликованы в нашей газете. Напоминаю, что стихотворения принимаются только в форме сенкана.
Также нужно будет вежливо объяснить нескольким другим участникам конкурса причины отказа публикации их творческих работ.
Отдел переводов
Наш внештатный корреспондент из Киева прислал свою статью, посвященную Дню Соборности Украины. Но она написана на украинском языке.
Ваше задание :
перевести статью на русский, так как газета у нас русскоязычная.
Художественный отдел
Ваше задание :
нарисовать макет газеты, написать ее название, а также названия рубрик. Оформить каждую рубрику, разместив материалы газеты соответственно тематике.
Отдел культуры и искусства
Мы продолжаем знакомить наших читателей с полотнами великих художников.
Ваше задание :
составить небольшой рассказ об Илье Репине и его картине «Запорожские козаки пишут письмо турецкому султану» .
Литературный отдел
На уроках литературы мы изучаем повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Одной из самих ярких сцен этого произведения является картина казни запорожского атамана.
Ваше задание :
используя иллюстрацию Евгения Кибрика «Смерть Тараса Бульбы» и цитаты из текста повести, дать краткое описание казни главного героя и его гражданской позиции.
Отдел информации
Материал к статьям принимали по телефону практиканты во время своего дежурства и вашего отсутствия. Погода была дождливая, и связь время от времени пропадала. Поэтому записывали текст, пропуская слова и знаки препинания.
Ваше задание :
восстановить тексты статей, расставить знаки препинания.
Собрать информацию в рубрику «Знаменитые краматорчане» .
Отдел корректуры
Статья «Глядя на лес, не вырастешь» написана очень неразборчивым почерком.
Ваше задание :
восстановить текст статьи, добавляя к имеющимся фразеологизмам утраченную часть предложений.
Вычитывать тексты статей, поступающих из других отделов, исправляя грамматические, пунктационные и другие ошибки.
Сегодня на уроке мы обратили внимание на то, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в нашей речи. Мы увидели, насколько велики их выразительные возможности при создании художественных образов.
Наш урок подошел к концу, давайте подведём итоги.
Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:
1. На уроке я узнал (а)…
2. Я научился (ась)…
3. Я теперь знаю, как …
4. Я умею правильно …
5. У меня получилось …
6. Мне удалось …
7. Полученные знания мне помогут …
8. Над чем предстоит поработать …
- Чьи выступления оказались самыми интересными и почему?
- Чьи самыми важными и почему?
- Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?
- Подсчитайте в своих листах самоконтроля количество баллов и выставьте оценки.