Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №31
Харьковского городского совета Харьковской области
Урок русского языка в 5 классе
Обозначение на письме мягкости согласных с помощью мягкого знака
Худякова Людмила Васильевна,
учитель русского языка
и зарубежной литературы,
специалист высшей категории
Харків – 2021
Мною представлен конспект урока по русскому языку «Обозначение на письме мягкости согласных с помощью мягкого знака» для 5 класса. Определены цели и задачи, которые необходимо решить. Представлены разные формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах. Конспект соответствует требованиям к структуре урока.
Цели урока:
а) закрепить знания, умения, навыки правописания слов с мягким знаком;
б) развивать логическое мышление, память, воображение, речь;
в) воспитывать любовь и внимание к языку как духовной ценности , художественному слову; способствовать формированию чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы и формы работы: «Микрофон», «Незаконченное предложение»,
видеопрезентация, беседа, дифференцированные задания, работа в парах, сенквейн; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речевого творчества.
Оборудование мультимедиапроектор, компьютер, карточки с заданиями, фигуры из цветной бумаги, плакаты с пословицами, стикеры, учебник.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас такими бодрыми, веселыми. Чтобы настроение было ещё лучше, подарите друг другу свои милые и добрые улыбки. Наш урок сегодня необычен. Я приглашаю вас в путешествие. Основная цель нашего урока - закрепление знаний, умений, навыков правописания слов с мягким знаком.
Метод «Незаконченное предложение».
- Я научусь…
- Я смогу…
- Я буду уметь…
Записать тему урока.
Нас ждут приключения и, возможно, опасность. Путешествуя, мы научимся ценить окружающий мир. Какой он? (Ученица читает стихотворение ).
Люблю я горы и долины,
И золотых подсолнухов поля,
Люблю бескрайние просторы,
Всё, чем мне дорога земля.
Люблю я небо и туманы,
Росу и теплоту пшеницы,
Люблю я шёпоты листвы,
И щебетанье громкой птицы.
Галина Жолонковская
Учитель. Давайте вспомним правила, которых следует придерживаться, начиная серьезное путешествие.
Говори правильно!
Пиши грамотно!
Не перебивай!
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
-Как обозначить мягкость согласных звуков на письме? (Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я).
- Неправильное обозначение мягкости согласных звуков на письме к чему приведёт? (к ошибке; к изменению значения слова).
- Зачем нужно обозначать мягкость согласных звуков? ( Грамотно выражать свои мысли на письме)
- Какие согласные звуки не нуждаются в гласных е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости на письме? ([щ, ч, й])
- Почему? (они всегда мягкие)
Учитель. Молодцы! Отправляемся в интересное путешествие! Творческих вам успехов! (На доске карта с маршрутом путешествия).
Не за морями глубокими, не за горами высокими, а в языковедческом государстве жил-поживал царь Мягкий знак. Гордо ходил он перед своей семьей. А когда собиралось все семейство на совещание, то его величество хвастался:
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
И каждый должен был признавать важность его величества. Гнев и возмущение пронизывали его, когда кто-то не выполнял его приказы, не учил правил. Как-то слуги донесли ему, что в одной из школ пятиклассник Кузьма Ковальчук не подчинился воле царя, не пожелал изучить ни одного правила о мягком знаке и даже в своей фамилии допустил ошибку. Рассердился царь Мягкий знак и решил поквитаться с незнайкой. Он приказал слугам схватить Кузьму, бросить в тюрьму, лишить его имени.
- Друзья! Вы же хотите помочь вашему ровеснику: вернуть имя, освободить его?
Нам пора отправляться в путешествие к царю. Но нужно хорошо усвоить правила царя Мягкого знака и выполнить все его задания.
Работа с таблицей «Правила употребления мягкого знака»
Ь пишется |
Ь не пишется |
На конце слова и перед согласными мягкость согласных обозначается буквой Ь: конь, степь,камень, день |
В сочетании ч и щ с другими согласными (чн, щн, нч, нщ, рщ, рч, кч) и в сочетании нн: нянчить, почка, мощный, обезъянничать |
В середине слова после Л и после Н перед Ш: сельдь, пальчик, бальзам, стекольщик; меньше, тоньше, раньше |
В середине слова между двумя мягкими согласными: бантик, возня, песня
|
В середине слова перед буквами к, б, м, г (какая бумага): просьба, письмо, коньки, деньги, но лучше |
|
Беседа.
- В какой части слова может писаться мягкий знак?
- В каких двух случаях мягкий знак пишется в середине слова?
- В каких сочетаниях мягкий знак не пишется?
- Можем ли мы обойтись без этих знаний в повседневной жизни?
Учитель. Вот мы и узнали, что Кузьма находится в царстве Мягкого знака. Чтобы попасть туда, нужно сначала преодолеть Трясину фонетической транскрипции. А из нее не так-то легко выйти.
1. Задание: представленные в транскрипции слова записать в соответствии с орфографическими нормами. (Карточки)
[Зор'ка], [л 'вовск'ий], [ мощ'ный], [ноч'ной], [с'э м'], [бор 'ба], [л'т], [сол ' ], [стар'эн 'к'ий], [ [пал'то], [ т'ул'].
Учитель. Первое препятствие вы преодолели: переправились через Трясину и оказались в Орфографическом кустарнике. Чтобы выйти из него, нам надо выполнить задание.
2. Задание. Работа с учебником. Параграф 22, с 99-101. Выписать из текста слова с мягким знаком, объяснить написание.
Очень страшная история
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... булку.
- Какие слова вы выписали?
- Сделать фонетический анализ одного слова.
Учитель. Вы радуете меня своими успехами! Преодолели почти половину пути. Вот перед нами Пустыня ошибок - страшная, безводная и жестокая.
3. Дифференцированные задания. Работа в парах.
Высокий уровень: к данным словам подобрать и записать синонимы с орфограммой «Обозначение на письме мягкости согласных».
Страдание - ... (боль), покаяние - ... (исповедь), темнота - ... (тьма), ученик - ... (школьник), хитрец - ... (шельма), юноша - ... (парень), нелюбовь - ... (ненависть), огромный – (большой), кино – (фильм).
Достаточный уровень: списать слова, вставить пропущенные буквы. Объяснить употребления -ь-.
1) Трел(…), степ(…), кон(…)ки, мал(…)чик, буквар(…), сил(…)ный, гаван(…), пал(…)цы, сер(…)ги, голуб(…), плетен(…), мел(…)ница, пис(…)мо, ливен(…).колыбел(…)ная.
Средний и низкий уровни
Перевести на украинский язык и записать слова парами. Чем различается их произношение и написание?
Насыпь -
живопись -
мышь –
китаец -
пыль –
мудрец -
дробь –
любовь –
рукопись -
степь -
Оазис (Физкультминутка)
Наконец, есть возможность отдохнуть и набраться новых сил.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Учитель. Царь Мягкий знак, узнав, что мы идем на помощь Кузьме-узнику, решил усложнить нам жизнь, наслал густой туман. Следует искать новые тропинки в его царство. Перед нами следующее испытание – Туманный перевал.
4. Задание. Спишите, вставляя, где нужно, мягкий знак. В каких сочетаниях букв мягкий знак не ставится. Поставьте имена существитепльные женского рода в форме дательного и предложного падежей единственного числа.
Сел…ский, вол…ный, задач…ка, туч…ка, стекол…щик, пил…щик, стакан…чик, барабан…щик, мощ…ный, кос…ба, усад…ба, бол…ной, мал…чик, булоч…ная, поч…товый, бор…ба, нель…я.
Учитель. Перед нами Холм сообразительности.
Каждый из вас имеет возможность показать не только свои знания, но и сообразительность. Предположим, что царь задаст вам ряд загадок, а отгадки - слова с мягким знаком.
1. Круглая, а не месяц,
Белая, а не мука,
3.Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю. ( Ель)
4.Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут. (Жёлудь)
5.Спит или купается -
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. ( Гусь)
6.Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. ( День и ночь)
Задание. С одной отгадкой составить предложение.
Учитель. Вы молодцы! Ничего силой царь Мягкий знак с вами не сделает. Из последних сил противодействует нам. Мы уже почти у цели. Но перед дворцом неожиданно появилось озеро. Это Озеро творчества.
6. Задание. Составить сенквейн.
1. Название (существительное) Орфограмма
2. Описание (два прилагательных) Важная, ключевая.
3. Действия (описание 3 словами) Изучаем, употребляем, используем.
4 Предложение (4 слова) Облегчает произношение и написание слов
5. Название (синоним) Мягкий знак.
Учитель. Вот мы и пришли в царство Мягкого знака, даже подружились с ним. Спасли мальчика, помогли понять, как важно учить правила.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Метод «Микрофон»
- Что вы расскажете о сегодняшнем путешествии дома?
Вернёмся к целям и задачам нашего урока.
- Все ли задачи мы выполнили? Достигли ли мы поставленной цели?
- Задайте друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока.
- Что вызвало у вас затруднение?
- Что далось легко?
У. Оценивание. Игра «Самооценка».
Учитель. Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Постарайтесь быть объективными. «Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут»
На доске на цветных листах 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях).
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть небольшие пробелы, надо ещё поработать).
Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и приклейте на соответствующий лист стикер со своим именем.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что оно принесло вам минуты радости, а не отчаяния. Все препятствия вы преодолели успешно. Надеюсь, что знания, полученные при изучении темы, будут крепкими и помогут вам преодолевать не только мнимые, но и реальные препятствия.
УІ. Домашнее задание (дифференцированное):
1. Сочинить грамматическую сказку о мягком знаке (высокий уровень)
2. Составить 5-6 предложений на тему «Осень», употребив слова с мягким знаком (достаточный уровень)
3. Составить словарный диктант по теме урока (15 слов), обозначить род, число, падеж (средний уровень)