1
Класс – 6
Учитель: Ивчик Виктория Анатольевна
Тема: Градусная сетка Земли. Определение географической широты и долготы.
Цель:
Учебная.
Изучить новый материал: дать понятие учащимся о градусной сетке, формировать понятия о географических координатах точек, научиться определять географические координаты точек.
Развивающая.
Развивать логическое и географическое мышление; способность использовать знания в новых ситуациях; познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность; практический интерес к работе с картами; раскрытие значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.
Воспитательная.
Воспитывать формирование знания правил культуры общения; формирование интереса к географии через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: глобус Земли, мяч, карта полушарий, атлас, мультимедийный проектор (задания и упражнения к уроку заранее заготовленные на диске для демонстрации), опорный конспект географического практикума, карточки для самооценки деятельности на уроке «Герб моих достижений».
Методы и приемы: инструктаж учителя, объяснительно – иллюстративный метод, работа с наглядным пособием, применение новых знаний на практике, проблемный, эвристический, ассоциаций, игра «Викторина», путешествие по карте, прием «Найдите соответствие», создание проблемной ситуации, самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой, географическая физкультурная минутка, рефлексия.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
IV. Актуализация опорных знаний.
V. Изучение нового материала.
VI. Закрепление нового материала.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
IX. Домашнее задание.
Ход урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Для того, чтобы наш урок прошел интересно и активно, давайте проведем небольшой организационный момент.
У вас на столах лежит оранжевый листок, который называется «Герб моих достижений» и розовые наклейки - кружочки. Подпишите его, и в четыре поля, которые есть на этом гербе, по ходу урока выбудете вклеивать наклейки. И тогда к концу урока мы сможем понять и увидеть, что вы знали раньше, что нового вы узнали на уроке, была ли вам полезна сегодняшняя информация, сможет ли она вам пригодиться в будущем. По ходу урока я буду вас приглашать к доске, спрашивать и буду вас поощрять вот такими зелеными кружочками, которые вы тоже будете вклеивать в герб ваших достижений. И к концу урока у нас получится интересная разноцветная картинка вашей активности на уроке, активности самостоятельной и той, к которой буду вас побуждать я. Таким образом, вы сами сможете себя оценить и выставить себе оценку за урок.
Еще у вас на столах лежит карточка, которая называется «Географический практикум». По ходу нашего урока мы с вами будем работать в этой карточке, и таким образом сформируем те знания, которые на этом уроке получим.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Сегодня у нас урок не совсем обычный. Во-первых, гости, во-вторых, мы совершим путешествие по карте. Тема нашего урока «Градусная сетка Земли. Определение географической широты и долготы» (слайд 1).
А помогут нам в изучении темы герои романа известного французского писателя-фантаста Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (слайд 2). Ну, и путешествовать под хорошую музыку вдвойне приятно. Ребята, а где вы могли слышать эту музыку? (Звучит увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «В поисках капитана Гранта»).
Для тех, кто не знаком с содержанием книги, а так же не видел фильм, снятый по мотивам этого романа, я напомню сюжет:
26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан» вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском.
В записке кратко сообщается, что во время крушения «Британии» спаслось трое — капитан Грант и два матроса, что они попали на какую-то землю; указывается и широта и долгота, но невозможно разобрать, какая это долгота — цифру размыло. В записке говорится, что спасенные находятся на тридцать седьмом градусе южной широты. Разыскивать капитана Гранта и его спутников надо где-то на тридцать седьмой параллели.
Герои книги, не раздумывая, отправляются в экспедицию на поиски капитана Гранта, но, зная только одну широту, это не просто сделать.
Ребята, героев этого романа ожидало множество приключений на их трудном, но увлекательном пути. Нас с вами тоже ожидают препятствия в ходе нашего путешествия, которые я надеюсь, мы преодолим без труда, но сначала я предлагаю вам подумать над вопросом: (проблемный вопрос)
“Почему героям романа “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие?” (ответы детей)
Для того, чтобы в этом разобраться, давайте проведем небольшой эксперимент (ассоциация, закрепление знаний о градусной сетке).
Учитель держит в руках глобус Земли и обычный мяч примерно такого же размера и предлагает ученику подойти и поставить маркером точку на мяче. После этого учитель задает вопрос:
- Если представить, что мяч это тоже модель Земли, сможем ли мы найти положение этой точки? (нет) Представьте, что в этой точке находится капитан Гранд. И для того, чтобы его отыскать мы должны понять, что же такое градусная сетка и как определить координаты точки на карте. Это и является целью нашего урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
Но для того, чтобы достичь этой цели, давайте освежим наши знания и проиграем в небольшую игру.
1. Игра «Географическая викторина»:
южный полюса)
Слайд 5
2. Прием «Найдите соответствие », учитель предлагает посмотреть на экран:
Параллель: Запад- восток, экватор, имеют одинаковую длину, начальный меридиан: север-юг, имеют разную длину, объединяет полюса, на глобусе имеют форму полукругов, разделяет Землю на северное и южное полушария, разделяет Землю на западное и восточное полушария
-Итак, мы с вами вспомнили изученный материал и на шаг приблизились к изучению новой темы.
Слайд 6
V. Изучение нового материала.
1. Определение географической широты.
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.
Географическая широта - это расстояние от экватора до объекта (или величина дуги меридиана от экватора к объекту). Числовые значения параллелей вы видите справа и слева на рамке карты.
А определяется она от 0 ˚ до 90 ˚
2. Проблемная ситуация
Учитель предлагает ученикам показать параллель 20 ˚. Ученики находят две параллели.
- Да, действительно, вы увидели, что есть две параллели 20 ˚, в южном и северном полушарии. Географическую широту определяют именно по параллелям (широта показывает место точки на определённой параллели) и, кроме того, что нужно знать цифру (значение), нужно знать еще и две очаровательные буквы. От этого будет зависеть, как быстро вы найдете географический объект. Итак, в зависимости от того, на севере или на юге от экватора будет находиться объект, широта будет северная или южная (с. ш., ю. ш.).
- Посмотрите на карту в атласе и скажите: всегда точка располагается на указанной в ней параллели? (нет)
Через какое количество градусов на карте проходят параллели? (Через 10 градусов)
Как определить? (определить широту ближайшей к объекту параллели (от экватора), прибавить к этой широте количество градусов от этой параллели до объекта (приблизительно)
Слайд 6
3. Географический практикум по определению географической широты.
Определяем географическую широту объектов, пользуясь картой полушарий в атласе:
г. Бразилиа ( Южная Америка ) - 16 ˚ ю.ш.
г. Нью-Йорк (Северная Америка ) - 41 ˚ с.ш.
оз. Виктория ( Африка ) - 2 ˚ ю.ш.
Ученик комментирует, как получил координаты географической широты
Слайд 8
Определение географической долготы.
Рассказ учителя.
Но, если знать только значения широты, поиски объекта или людей могут длиться несколько месяцев, поэтому важно знать еще и географическую долготу. Она определяется по меридианам, на запад и восток от начального меридиана, а числовое значение меридианов находится на экваторе. Если объект расположен к западу от начального меридиана до 180 ˚, то долгота будет западная, а если на восток до 180 ˚ - это восточная. Определяется она от 0 ˚ до 180 ˚.
Поэтому географическая долгота - это расстояние от нулевого меридиана к объекту (или величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданного объекта).
Слайд 9
4. Географический практикум по определению географической долготы.
Определяем географическую долготу объектов:
г. Бразилиа - 48 ˚ з.д.
г. Нью-Йорк - 74 ˚ з.д.
оз. Виктория - 33 ˚ в.д.
А где на карте точка с географическими координатами 0? ( дети ищут по на карте - Гвинейский залив)
VI. Закрепление нового материала.
Слайд 10
1. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой: «Путешествие столицами стран мира»
Задача:
Определение географических координат столиц стран мира
г. Киев , 51 ° с .ш . 31 ° в д.
г. Берлин 52 ° с . ш . 14 ° в д.
г. Вашингтон 39 ° с.ш. 74 ° з д.
г. Буэнос - Айрес 35 ° ю.ш. 59 ° з д.
Слайд 11
2. Работа с картой (путешествие).
А теперь, представьте себе, что ваши друзья отправились в кругосветное путешествие на океаническом лайнере, и вдруг что-то случилось. Последний сигнал поступил с места с координатами 30 ˚ с.ш. и 65 ˚ з.д.
Определите, где надо искать ваших друзей (Бермуды)?
Учитель:
А теперь предлагаю решить более сложные задачи (развитие логического мышления). Задача проецируются на доску с мультимедийного проектора.
Слайд 12
1 ) На большом острове, центральная часть которого расположена на 19 ˚ ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны с длиной тела 12 см. Что это за остров (Мадагаскар )?
Найденные объекты ученики показывают на карте и комментируют.
3. Прием «Найди ошибку»:
Для определения географических координат используют градусную сетку - систему параллелей и меридианов. Географическая широта определяется от линии экватора, долгота от линии тропиков. Географическая широта определяется от 0 ˚ до 180 ˚, долгота от 0 ˚ до 90 ˚. Географическая широта бывает северная и южная, и продолжение западная и восточная.
Все объекты материка Австралия имеют северную широту и западную долготу, а о. Гренландия южную широту и восточную долготу. Местом пересечения экватора и начального меридиана является Мексиканский залив.
4. Географическая физкультурная минутка.
Дети под музыкальную видеопрезентацию «Я рисую этот мир» выполняют танцевальные движения руками, показывая географические направления северной и южной широт, западной и восточной долготы.
VII. Итог урока.
Мы с вами научились определять географические координаты. И теперь вы сможете ответить на вопрос, почему героям романа Ж. Верна пришлось совершить кругосветное путешествие? (дети отвечают – для определения местоположения объекта необходимо знать две координаты – широту и долготу).
Ребята, сегодня на уроке мы с вами научились определять координаты точек на поверхности Земли? (да) Таким образом, мы можем сказать, что цели урока мы достигли и выполнили все задачи урока.
Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарным, связистом, архитектором, путешественником, исследователем.
Эти знания вам пригодятся и на следующий урок, на котором вы по этой теме выполните практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
А сейчас давайте поработаем с «Гербом ваших достижений» на уроке. Покажите, пожалуйста, что у вас получилось. И какую оценку вы сами себе поставили за урок?
IX. Домашнее задание.
Прочитать § 16, ответить на вопросы и выполнить творческие задания на странице 72.
Географический практикум.
Фамилия, имя____________________________
1 . Определяем географическую широту объектов,
пользуясь картой полушарий в атласе:
м.Бразилиа__________________________
г. Нью - Йорк_________________________
оз.Виктория__________________________
2 . Определяем географическую долготу объектов:
г.Бразилиа ________________________
г. Нью - Йорк_______________________
оз.Виктория ________________________
3 . Определение географических координат столиц
стран мира
г. Киев___________________________________
г. Берлин _________________________________
г. Вашингтон ______________________________
г. Буэнос - Айрес____________________________
Герб моих достижений
Фамилия, имя________________________________________________
Моя самооценка за урок_________________________________