Сложение отрицательных чисел
Цели и задачи:
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости и они, наверное, уже заметили, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные. Но, как говориться в пословице, по одежке встречают, по уму провожают. Поэтому, наша задача сегодня – показать чему мы научились, что знаем.
Расположить числа в порядке возростания: 0,7; — 0,7; — 0,9;—|0,5|; |— 0,15|; 0,35.
1. Практическая работа (работа в парах)
была t С a |
изменение t С b |
стала t С a+b |
│a│ |
│b│ |
│a│+│b│ |
—6 |
—2 |
|
|
|
|
—4 |
—8 |
|
|
|
|
—1 |
—9 |
|
|
|
|
—9 |
0 |
|
|
|
|
У кого все правильно, поставьте рядом с таблицей 6 баллов, у кого две-три ошибки 4 балла.
Сумма двух отрицательных чисел есть _____________________________________ число. Чтобы сложить два ________________________ числа нужно сложить _________________ этих чисел и перед результатом поставить знак _____________.
Слова-помощники: модули, отрицательное, минус.
- Глядя на данную таблицу, какой вывод можно сделать? (сумма отрицательных чисел отрицательна, сумма положительных чисел положительна, сумма отрицательного числа и нуля отрицательна, сумма положительного числа и нуля положительна)
- Вы научились складывать отрицательные числа. Сравните каждое из слагаемых и сумму.
Какой вывод можно сделать? (сумма отрицательных чисел меньше каждого слагаемого).
Может сумма отрицательных чисел быть положительным числом или равной нулю? (нет).
Почему? (число уменьшается).
Что больше, модуль каждого из слагаемых или модуль суммы? (суммы).
Почему? (число уменьшается, расстояние до начала координат увеличивается).
- Сейчас вам даю по пол минутки на каждый вариант рассказать соседу правило.
У. Физкультминутка
Із-за парт ми миттю встали,
Гарно спинки підрівняли.
Вгору тягнемося усі,
Мов трава в дрібній росі.
Потім легко всі присіли,
Наче ноги заболіли.
Потім встали, руки в боки
І продовжимо урок.
УІ. Закрепление материала
Найдите сумму отрицательных чисел:
-55 |
У |
-22,5 + (-3,7) = |
-26,2 |
А |
|
-12 + (-13) = |
-25 |
Б |
-40,3 + (-1,77) = |
-42,07 |
Х |
-27 + (-4 ) = |
-31 |
Т |
-4 + (-5)= |
-9 |
Г |
-3,4 + (-4,9) = |
-8,3 |
М |
-1,7 + (-1,8) = |
|
|
-0,13 + (-0,44) = |
-0,57 |
П |
-2,75 + (-19,4) = |
|
|
-59 + (-2,7) = |
-61,7 |
Р |
-27,6 + (-14) = |
|
|
Поставьте себе 6 баллов, если у вас все решено правильно, если более двух ошибок, то 3 балла.
- Мы вспомнили, что отрицательные числа появились в Индии. Воспользовавшись ключом из предыдущего задания, вы узнаете, как звали индийского математика, который первый изложил правила действий с рациональными числами.
Используя данные п.2, заполните таблицу
Р |
А |
Х |
М |
А |
Г |
У |
П |
Т |
А |
|
-25 |
-61,7 |
-26,2 |
-42,07 |
-8,3 |
-26,2 |
-9 |
-55 |
-0,57 |
-31 |
-26,2 |
_____________________________- индийский математик и астроном, первый изложивший правила действий с отрицательными числами в _____ году.
Чтобы узнать в каком году это произошло, найдите модуль корня уравнения:
х – (–425) = – 203.
Все справились, поставьте 2 балла.
Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила сложения отрицательных чисел как «Сумма двух долгов есть долг». Как вы это понимаете?
Решить уравнение: 1) – х = – 3,2 + (– 2,07); 2) – х = –7.
Оцените свою работу над уравнениями по 2 балла за каждое.
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял – 3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень понизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
VII. Контроль и самопроверка знаний
Математический диктант
1. Найдите сумму —1/3 и нуля
2. Найдите сумму — 6 и — 3
3. Найдите сумму — 0,1 и — 0,21.
4. Число —82 изменили на — 9. Какое число получили?
5. Какое число нужно прибавить к —7, чтобы получить —15?
6. Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается?
7. Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи?
8. Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых.
Каждый правильный ответ 1 балл. Сосчитайте общую сумму ваших баллов. За каждый правильный устный ответ вначале урока добавьте себе еще по 1 баллу.
31-35 баллов – оценка 11
27-30 баллов – оценка 10
23-26 баллов – оценка 9
20-22 баллов – оценка 8
15-20 баллов оценка 7
VIIІ. Итог урока
- Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
- правило сложения отрицательных чисел
- имя математика, впервые изложившиго действия с отрицательными числами
- зачем нужно знать правило сложения отрицательных чисел? Где в жизни мы сталкиваемся со сложением отрицательных чисел?
ІХ. Домашнее задание выучить правило, номера, составить задачку со словами-синонимами отрицательных чисел.
Рефлексия
Каждый оценивает свою работу на уроке, на «Лестницу знаний» наклеивают смайлики.
Сложение отрицательных чисел
Цели и задачи:
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока
Расположить числа в порядке возростания: 0,7; — 0,7; — 0,9;—|0,5|; |— 0,15|; 0,35.
1. Назовите слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел и встречаются в нашей жизни. В данных словах пропущены гласные: бтк, пргрш, длг, рсхд, глбн, мрз
(убыток, проигрыш, долг, расход, глубина, мороз).
1. Практическая работа (работа в парах)
была t С a |
изменение t С b |
стала t С a+b |
│a│ |
│b│ |
│a│+│b│ |
—6 |
—2 |
|
|
|
|
—4 |
—8 |
|
|
|
|
—1 |
—9 |
|
|
|
|
—9 |
0 |
|
|
|
|
Сумма двух отрицательных чисел есть _____________________________________ число. Чтобы сложить два ________________________ числа нужно сложить _________________ этих чисел и перед результатом поставить знак _____________.
Слова-помощники: модуль, отрицательное, минус.
У. Физкультминутка
УІ. Закрепление материала
2. Найдите сумму отрицательных чисел:
-28 + (-27) = |
|
У |
-22,5 + (-3,7) = |
|
А |
-12 + (-13) = |
|
Б |
-40,3 + (-1,77) = |
|
Х |
-27 + (-4 ) = |
|
Т |
-4 + (-5)= |
|
Г |
-3,4 + (-4,9) = |
|
М |
-1,7 + (-1,8) = |
|
|
-0,13 + (-0,44) = |
|
П |
-2,75 + (-19,4) = |
|
|
-59 + (-2,7) = |
|
Р |
-27,6 + (-14) = |
|
|
3. Используя данные п.2, заполните таблицу:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-25 |
-61,7 |
-26,2 |
-42,07 |
-8,3 |
-26,2 |
-9 |
-55 |
-0,57 |
-31 |
-26,2 |
_____________________________- индийский математик и астроном, первый изложивший правила действий с отрицательными числами в _____ году.
Чтобы узнать в каком году это произошло, найдите модуль корня уравнения:
х – (–425) = – 203.
4. Решить уравнение: 1) – х = – 3,2 + (– 2,07); 2) – х = –7.
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял – 3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень понизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
VII. Контроль и самопроверка знаний
Математический диктант
1. Найдите сумму —1/3 и нуля
2. Найдите сумму — 6 и — 3
3. Найдите сумму — 0,1 и — 0,21.
4. Число —82 изменили на — 9. Какое число получили?
5. Какое число нужно прибавить к —7, чтобы получить —15?
6. Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается?
7. Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи?
8. Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых.
VIIІ. Итог урока
ІХ. Домашнее задание
Рефлексия
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял –3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень воды снизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял –3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень воды снизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял –3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень воды снизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял –3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень воды снизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?
Дополнительная задача: Уровень воды в озере составлял –3,2 м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 12,5%, но еще до наступления паводка уровень воды снизился еще на 0,1 м. Каким стал уровень воды в озере перед началом паводка?