Урок Театр поэзии «Портреты при свече»

Про матеріал

Сценарій уроку передбачає розширене вивчення поезії "Срібної доби". В рамках уроку передбачене вивчення біографії поетів, ознайомлення з їх творчістю, покладення віршів на музику, інсценізація тлумачення напрямів "Срібної доби". Даний матеріал можливо використати як урок, так і позакласний захід.

Перегляд файлу

Урок зарубежной литературы в 11 классе

Тема: Театр поэзии  «Портреты при свече»

Цель: ввести учеников в атмосферу начала ХХ века в России, осмыслить трагическую судьбу писателей «серебряного века», совершенствовать умение выразительно читать стихотворения, создать условия для максимального раскрытия творческих способностей, приобщать к сокровищнице мировой поэзии,   воспитывать любовь к поэзии.

Тип урока: урок развития речи, выразительного чтения.                                              

Оборудование:

1)  выставка книг поэтов   «серебряного века»

2) портреты поэтов серебряного века

3) ноутбук, проэктор, экран, аудио-, видеозаписи 

4) свечи в подсвечниках, ваза с цветами; листья клёна, рябины

5) высказывания:

- Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать тьму       (Конфуций.)

- Но верил я: не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча…   (А.Макаревич)

- «Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы одолеет дух добра»   (Пастернак)

- «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией»

    (А.Блок.)

- «Каждый  человек обязан знать, среди какой красоты  каких нравственных ценностей он живет »  (Д.С.Лихачев)

- « Равенство души и глагола – вот поэт» (М. Цветаева)

Музыка:

1) «Мне нравится, что вы больны не мной…» (А.Пугачёва)

2) Градский «Зимняя ночь».

3) Есенин «Отговорила роща золотая»

4) Б.Окуджава «Женщина. Ваше величество».

6) Машина времени. Макаревич «Пока горит свеча».

                                                      Ход урока

(Звучит музыка Александра Градского «Зимняя ночь», ученики зажигают свечи и по одному читают стихотворение Пастернака).

1 – Мело, мело по всей земле

 Во все пределы.

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

2 – Как летом роем мошкара

 Летит на пламя,

 Слетались хлопья со двора

 К оконной раме.

3 – Метель лепила на стекле

 Кружки и стрелы.

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

4 – На озаренный потолок

 Ложились тени,

 Скрещенья рук, скрещенья ног,

 Судьбы скрещенья.

5 – И падали два башмачка

 Со стуком на пол,

 И воск слезами с ночника

 На платье капал.

6 – И все терялось в снежной мгле,

 Седой и белой.

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

7 – На свечку дуло из угла,

 И жар соблазна

 Вздымал, как ангел, два крыла

 Крестообразно.

8 – Мело весь месяц в феврале,

 И то и дело

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

Учитель (тоже зажигает свечу)

 Снова зажгу свечу,

 Гляну в притихший класс.

 Я всё понять хочу,

 Что собирает нас.

 Может быть, сила слов,

 Мудрость и красота,

 Магия новых стихов…

 А может быть, просто мечта?

 Класс затаился в тиши,

 Слушая рифмы поэта.

 Муза, нет, не спеши, 

 Дай рассказать об этом.

 Пусть за окном дожди,

 Слякоть, ветра, ненастье.

 Наш огонёк свечи –

 Маяк желанного счастья…

«Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего ещё не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как свою душу», - писала М.Цветаева в 1923 году.

1-й чтец. Свеча – огонь жизни, а тени, отображаемые ими – судьбы сплетенья.

2-й чтец. В зависимости от дуновения ветерка тени ложатся по-разному, а следовательно, по-разному складываются и людские судьбы…

Учитель.

Век серебряный, век из света.

Век поэзии, век мечты.

Бытия век, век человека.

Мысли век и век красоты.

Век душа… Век Поэт… Звука век …Слова век…

Сколько тайн и имен…

В этот век я влюблен.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым. Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии. Это период разных направлений, не всегда понятных читателю и слушателю. Убедитесь в этом сами.

Сценка «Две дамы»

1 дама

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

2 дама

Слова-то все какие-то нерусские. Да это, кажется, литературные течения.

1 дама

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском. 
Фи!

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

1 дама

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуютсмеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно! 
О, рассмешищнадсмеяльных – смех усмейныхсмехачей!

2 дама

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги”.

1 дама

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий 
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

2 дама

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

Учитель.  Истинная поэзия – волшебница, а волшебство – необъяснимо. Чудо – это и  есть чудо. Стихи не пересказывают, их читают сердцем.

Ученик – Блок. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе»

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. 

Голос из зала: Это Блок, слушайте Блока!

Ученик-Блок. Миры летят. Года летят.

   Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз.

   А ты, душа, усталая, глухая,

   О счастии твердишь, - который раз?

 Жизнь – без начала и конца.

 Нас всех подстерегает случай.

 Над нами – сумрак неминучий,

 Иль ясность Божьего лица.

 Но ты, художник, твёрдо веруй.

 В начала и концы. Ты знай,

  Где стерегут нас ад и рай.

 Тебе дано бесстрастной мерой

 Измерить всё, что видишь ты.

 Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.

 Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен.

 Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

 Пускай же всё пройдёт неспешно,

 Что в мире свято, что в нем грешно,

 Сквозь жар души, сквозь хлад ума…

Кого из нас не волнуют эти строки? Мне Блок близок как личность: с детства окружён атмосферой высокой духовности, интеллигентности, культом литературы. Блок учит нас бороться с трудностями и преодолевать их, как бы не велики были трудности и беды, а жизнь прекрасна…

( Аудиозвук  Блок «О весна»)

 Через три года после революции он умер. У Блока – цинга, припадки астмы, нервозное состояние. Надо было выхлопотать для него выезд в Финляндию. Но где и как лечить умирающего Блока должно было решать Политбюро ЦКВКП(б).

Е.Замятин писал: «Вчера  в 10.30 умер Блок. Или вернее: убит пещерной нашей, скотской жизнью. Потому что его еще можно было спасти, если бы удалось вовремя увезти за границу.7 августа 1921 года такой же невероятный день, как тот – 1837 года, когда узнали:убит Пушкин». Но разрешение на выезд пришло через час после его смерти. Умер от канцелярской волокиты. Утверждают, что умер оттого, что хотел умереть, и от того «что уюта – нет, покоя – нет».

(Тушит  свечу)

1-й чтец. Думали – человек!

  И умереть заставили

  Умер теперь. Навек.

  - Плачьте о мертвом ангеле

  Он на закате дня

  Пел красоту вечернюю.

  Три восковых огня

  Треплются, суеверные.

  Шли от него лучи –

  Жаркие струны по снегу.

  Три восковых свечи –

  Солнцу – то! Светоносному!

  О, поглядите – как

  Веки ввалились тёмные!

  О, поглядите – как

  Крылья его поломаны!

  Черный читает чтец,

  Топчутся люди праздные…

  - Мёртвый лежит певец

  И воскресенье празднует,

  Други его – не тревожьте его!

  Слуги его – не тревожьте его!

  Было так ясно на лике его:

  Царство моё не от мира сего.

2-й чтец. Марина Цветаева посвятила целый цикл стихов Александру Блоку. Слова Блока «уюта – нет, покоя – нет», напоминают о том, что поэты несут на себе крест ответственности за страну и народ, они чувствуют, что им доверены души тех, кто их слышит и понимает.

1-й чтец. Блок добровольно взвалил на свои «сутулые плечи, гнущиеся от крыл» (М.Цветаева) эту страшную тяжесть. Такая участь постигла почти всех русских поэтов…  Нет, не постигла. Они выбрали ее сами. Иногда они ошибались. Ошибся Блок. Ошибался Маяковский.

Ученик – Маяковский. А мне нравится Маяковский. Маяковский говорил, что «поставил свое перо в услужение большевикам». Это, согласно предположению Пастернака, и было причиной его гибели. Слово не находилось «в равенстве с душой».

Я хочу быть понят родной страной,

А не буду понят –

Что ж, по родной стране

Пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

Смотрите на жизнь без очков и шор,

Глазами жадными цапайте всё то,

Что у вашей земли хорошо

И что хорошо на Западе.

 В радости пей, пой,

 В жилах весна разлита.

 Чтоб всей вселенной шла любовь.

Это натура богатая переживаниями, радостями, умевшая любить и мечтать.

 Я знаю – солнце померкло б, увидев

 Наших душ золотые россыпи!

Маяковский верит, что все люди придут когда-нибудь к любви, придут к Маяковскому:

 Жду,

  Чтоб землёй обезлюбленной

        Вместе,

 Чтоб всей

   Мировой

     Человечьей гущей

Семь лет стою,

    Буду и двести.

Стоять пригвождённый,

      Этого ждущий,

У лет на мосту

    На призренье, на смех,

Земной любви искупителем значась,

Должен стоять, стою за всех,

За всех расплачусь, за всех расплачусь.

14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут у себя на квартире выстрелом из нагана в область сердца покончил с собою Владимир Владимирович Маяковский. Сейчас в газетах пишут, что это было убийство. Чуткое сердце и бурную душу поэта одели в бронзовую оболочку, избавиться от которой помог выстрел.

 Послушайте!

 Ведь если звёзды зажигают –

 Значит – это кому-нибудь нужно?

 Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

 Значит это необходимо,

 Чтобы каждый вечер

 Над крышами

 Загоралась хоть одна звезда?!!

Может быть, в конце жизни он понял, что верил в утопию, а совесть поэта напоминала о морях крови. По словам Цветаевой, «поэт долго убивал в нем человека, но вот человек встал и убил поэта». Последний выстрел вновь соединил в одно целое душу и глагол. (тушит свечу).

Ученица – Цветаева.  Маяковский пошёл по ложному пути. Цветаева же всегда была судьей своего Я. В ее творчестве воплотилось золотое равенство души и глагола.

 Я очень люблю Марину Цветаеву. Этот удивительный поэт озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл. Вся жизнь Цветаевой – это ослепительное самосожжение на святом алтаре поэзии. Каждая строка продиктована болью обнаженной души.

 «А если душа родилась крылатой, что ей хоромы? И что ей хаты?» 

 «Вся моя жизнь – роман с собственной душой».

Мне нравится,  что ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы, песни: «Я тебя отвоюю у всех Земель», «Генералам 12 года», «Хочу у зеркала, где муть», «Уж сколько их упало в эту бездну», «Мой милый, что тебе я сделала?». Я думаю, вы все эти песни знаете (звучит  «Уж сколько их упало…»)

 Я знаю правду!

 Все прежние правды – прочь!

 Не надо людям с людьми

 На земле бороться!

 Смотрите: вечер, смотрите, уж скоро ночь.

 О чем – поэты, любовники, полководцы

 Уж ветер стелется, уже земля в росе.

 Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

 И над землею скоро уснем мы все,

 Кто на земле не давали уснуть друг другу!

Пробыв 17 лет на чужбине в чужой среде эмиграции Марина Цветаева ошиблась всего один раз, вернулась на Родину, где расстреляли ее мужа Сергея Эфрона, на десятки лет заслали в лагеря дочь Ариадну. Но это не ошибка, а срыв души. 31 августа 1941 года приняла решение уйти из жизни: повесилась. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания (тушит свечу).

 Настоящие поэты пишут кровью. Наверное, потому они так мало живут. Но она хотела «все понять и за всех пережить». (Звучит «Отговорила роща золотая»).

Ученица – Цветаева. Рябину рубили зорькою.

 Рябина – судьбина горькая.

 Рябина седыми спусками.

 Рябина! Судьбина русская.

 Красною кистью рябина зажглась.

 Падали листья. Я родилась.

 Мне и доныне хочется грызть

 Жаркой рябины

 Горькую кисть.  (М.Цветаева).

Ученица – Ахматова. Когда шуршат в овраге лопухи.

                                  И никнет гроздь рябины

                                  Желто-красной,

                                  Слагаю я веселые стихи.

                      О жизни тленной, тленной и прекрасной. (А.Ахматова).

 

Ученик – Есенин. Не обгорят рябиновые кисти,

                           От желтизны не выгорит трава

                            Как дерево роняет тихо листья,

                            Так я роняю грустные слова.  (С.Есенин)

2-й чтец. Но не сгорел их костер рябины красной. Судьба наносила им удар за ударом. Есенин родился на два года позже Цветаевой, но умер на  16 лет раньше. 28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством, повесился (а может, был зверски убит и повешен) Сергей Есенин, пытавшийся «розу белую с черной жабой на земле повенчать».

Ученик – Есенин. Душа стесняется лирическим волненьем,

 Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

 Излиться, наконец, свободным проявленьем.

  В этой жизни умереть не ново,

  Но и жить, конечно, не новей.

В одной из газетных статей было сказано так: «С.Есенин  нередко кичился дерзким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность не огражденной, незащищённой души. Грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, прикрывался, но не прикрылся.» Он не был революционером, он был интимнейшим лириком. Эпоха же наша не лирическая. В этом главная причина того, почему так рано ушел он от своей эпохи.

Я очень люблю эти стихи:

 

 «Я по первому снегу бреду,

 В сердце ландышей вспыхнувших сил.

 Вечер синею свечкой звезду

 Над дорогой моей засветил:

 Я не знаю то свет иль мрак?

 В чаще ветер поет иль петух?

 Может, вместо зимы на полях

 Это лебеди сели на луг?»

И ещё:

 Мне осталась одна забава

 Пальцы в рот – и весёлый свист.

 Покатилась дурная слава,

 Что похабник я и скандалист.

 Ах! Какая смешная потеря!

 Много в мире смешных потерь.

 Стыдно мне, что я в бога верил.

 Горько мне, что не верю теперь.

 Золотые, далекие дали!

 Все сжигает житейская мреть.

 И похабничал я, и скандалил

 Для того, чтобы ярче гореть.

 Дар поэта - ласкать и карябать,

 Роковая на нём печать.

 Розу белую с черной жабой

 Я хотел на земле повенчать.

 Пусть не сладились, пусть не сбылись

 Эти помыслы розовых дней.

 Но коль черти в душе гнездились –

 Значит, ангелы жили в ней

 Вот за это веселие мути,

 Отправляясь с ней в край иной,

 Я хочу при последней минуте

 Попросить тех, кто будет со мной,

 Чтоб за все грехи мои тяжкие,

 За неверие в благодать

 Положили меня в русской рубашке

 Под иконами умирать.   (тушит  свечу)

 

Ученица – Ахматова. Памяти С.Есенина:

 Так просто можно жизнь покинуть эту,

 Бездумно и безбольно догореть.

 Но не дано Российскому поэту

 Такою светлой смертью умереть.

 Всего верней свинец душе крылатой

 Небесные откроет рубежи,

 Иль хриплый ужас лапою косматой

 Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.

Это одно из последних стихотворений 1925 года, посвященное Сергею Есенину, увидевшее свет перед долгим молчанием. Слово поэтов испепеляло не только зло. Погибали и сами поэты. Убиты на дуэли Пушкин и Лермонтов;  Блок отдал жизнь за Россию, повесился Есенин, застрелился Маяковский, повесилась М.Цветаева, погиб в тюрьмах Мандельштам, 24 августа 1921 года Гумилёв в возрасте 35 лет и еще 60 человек были расстреляны. Гражданская война закончилась. Начинался НЭП, а мятеж был подавлен. Это была акция устрашения интеллигенции, политическое убийство инакомыслящих. Многие видели спасение в эмиграции. Ахматова осталась, потому … 

Ученица-Ахматова. Потому что «не с теми я, кто бросил землю».  Потому, что «я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был».Подвергаясь постоянным гонениям, Анна Ахматова чувствовала свою обреченность. После 1925 года ее стихи не печатают.

        Надо чтоб душа окаменела,

        Надо снова научиться жить.

И она несла свой крест до конца.

  Дал ты мне молодость трудную,

  Столько печалей в пути.

  Как же мне душу скудную

  Богатой тебе принести?

Учитель. Одни глядятся в ласковые взоры,

                 другие пьют до солнечных лучей,

                 а я всю ночь веду переговоры

                 с неукротимой совестью моей.

      Неукротимая совесть…Именно она – главное содержание, герой и муза многих произведений Анны Андреевны Ахматовой, женщины с незаурядной силой воли, непоколебимой, пережившей две мировые войны, революции, страшные эксцессы советской власти от ее восстановления до хрущевской «оттепели». Русская Сапфо.

 

В одном из стихотворений Ахматова признавалась: «в детстве была крылатой». И О.Мандельштам, прочитав ее I том, сказал: «У меня от Ваших стихов иногда впечатление полета…». На меня стихи ее действуют как гипноз, именно эти строки, прочитанные хотя бы раз, остаются в памяти надолго.

       Я научилась просто, мудро жить,

 Смотреть на небо и молиться Богу,

 И долго перед вечером бродить,

 Чтоб утолить ненужную тревогу.

А.Ахматова сама писала о себе, что «она стала героиней двух постановлений ЦК», которые обрекли ее на нищенское существование. 6 ноября 1965 года – последний инфаркт. В начале марта ее не стало. (тушит  свечу)

Чтец. Она связала эти времена

 В туманно-теневое средоточье.

 И если Пушкин – солнце, то

 Она в поэзии пребудет белой ночью, - писал Е.Евтушенко.

1-й чтец. Кто мешал им всем жить нормальной человеческой жизнью? Душа и глагол. Поэты  «режут в кровь свои босые души» - писал Высоцкий.

(В. Высоцкий «Я не люблю…)»

Ученик – Мандельштам. Передо мной лежат книги стихотворений О.Мандельштама. Они не публиковались в СССР более 40 лет.  Книга страстей его души, поэтический дневник его философских раздумий и поисков. Книга тревог и надежд, сомнений и прозрений, радости и боли. Словно о ней сказал Уитмен: «Друг мой, это не книга, прикасаясь к ней, ты прикасаешься к человеку» 

 «Я только в жизнь впиваюсь и люблю…»

  «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить». 

«Заблудился я в небе – что делать?»

Заблудился я в небе – что делать?

Тот, кому оно близко, - ответь!

Легче было вам, Дантовых девять

Атлетических дисков, звенеть.

Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на виски,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски…

И когда я усну, отслуживши,

Всех живущих прижизненный друг,

Он раздастся и глубже и выше –

Отклик неба – в остывшую грудь.

Он умер 27 декабря  1938 года в лагере под Владивостоком, доведённый до безумия. (ученик тушит свечу)

Чтец 1. Наверное, поэт не может быть счастливым. Чтобы глагол и душа составляли равенство, поэт должен страдать за других. Трагичны судьбы  всех поэтов серебряного века, но они оставили нам свет своей души.

Ученик. Поэты русские! Я с болью одинокой,

                 В тоске затравленной перебираю вас.

                  Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

                  Час истребленья, уничтоженья час.

Не знали мы тех лет, отстоянных и зрелых,

Когда со слов спадет горячности туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

                  Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью

                   Многоголово гибель стерегла:

                  Безумием, гонением, зеленым умираньем,

                  Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-Петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная…небес.

                     Чума на нас, российские поэты!

                      Текучим воском вылиты каким?-

                       Один в петлю, другой – из пистолета,

                        К расстрелу третьего. Четвертого в Нарым.

Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы

В рассеянных, разбитых черепах?

Безумный я! – пополз подземным лазом

Сберечь их гордость в невидимых стихах –

                        И вынес их! – но пальцы слабые разжаты:

                        Мне смерть! Мне смерть! – кто эту грань нарушит?

Она взросла в груди тарантулом мохнатым

И щупальцами душит…

                                                                              А.Солженицын

(Звучит песня «Пока горит свеча» А.  Макаревич).

Чтец 1. Бывают дни, когда опустишь руки

 И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

 В такие дни я был с тобой в разлуке

 И никого помочь мне не просил.

 И я хотел идти куда попало,

 Забыть свой дом и не найти ключа,

 Но верил я: не всё ещё пропало,

 Пока не меркнет свет,

 Пока горит свеча…

Чтец 2. Что бы не случилось, как бы не выла метель, - свеча горит на столе. Мне кажется, она символизирует силу человека, который может преодолеть все преграды.

Звучит стихотворение К.Бальмонта

“Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

Учитель. Вы заканчиваете школу. Многие из вас больше не соприкоснуться с литературой как с учебным предметом. Но мне хочется, чтобы вы всегда помнили своих духовных учителей – писателей и поэтов, и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки, постигали и совершенствовали азбуку прозы и поэзии. Помните слова Блока: «В душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией». Пусть поэзия всегда побуждает  вас к серьёзной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше и чище, добрее. Пускай в вашей жизни будет больше поэзии, чем прозы.

 

Домашнее задание. Прочитать из учебника стр.107-118. Знать отличительные черты акмеизма, футуризма, символизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
6 квітня 2018
Переглядів
889
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку