Урок "В пошуках Жюля Верна..."

Про матеріал

Вивчення творчості Жуля Верна завжди приваблювала учнів, які мали можливість подорожувати разом з автором. Вважаю, що годин на вивчення його творів відводиться недостатньо. Тому позакласна робота допоможе учням не тільки подорожувати, а й самим відчути себе персонажем того чи іншого твору.

Чого ж вчать безсмертні твори Великого Фантазера?

Взаємодопомозі, вмінню спілкуватись, вболівати один за одного, самовдосконалюватись, відкривати нові науки, ніколи не втрачати людської гідності і постійно йти вперед.

То чому ж не приділити більше уваги вивченню його творчості?

Перегляд файлу

Тема внеклассного мероприятия: «В поисках Жюля Верна…»

 

Цель: познакомить с личностью  и творчеством французского писателя, популяризировать его произведения; воспитывать интерес к чтению, приключенческой литературе, восхищение мужеством, стойкостью, разумом героев произведений, их желанием творить добро; нравственные уроки приключенческой литературы;  развивать творческие способности учащихся,  умение работать в команде.

Оформление: на заднике сцены: «В поисках Жюля Верна…», книги писателя  вокруг земного шара,  лавка, фонарь, стилизация театральной афиши, столик с чашками, штурвал, корзина с воздушным шаром; музыка  И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта», видеоряд, письмо Жюлю Верну

 Ход мероприятия

Видео №1.

Новости ТСН о юбилее Ж. Верна.

Звучит увертюра( видео №2) к фильму «Дети капитана Гранта», учащиеся поднимаются на сцену, на экране «Дункан», идущий на всех парусах, музыка затихает.

Ученик:

- В эпоху больших дилижансов, грот - брамселей и таверн

жил человек во Франции, звали его Жюль Верн.

В тихом парижском пригороде, где улицы днём пусты,

в саду за зелёной изгородью выращивал он цветы.

Ученица:

- А изредка, с трубкой и тростью, старик отправлялся в путь.

Шёл он к реке иль в гости, иль просто куда-нибудь.

И сразу же за воротами там каждому встречному

кланялся и остротами прошпиливал речь свою.

Ученик:

- Порядком, самим придуманным, довольствовался вполне...

Любил отдаваться думам он в таинственной тишине.

Словно колдун над строчками, он чудеса творил.

Меж запятыми и точками видел он целый мир.

Ученица:

- Под парусами фантазии в путь снаряжал суда

к древним мечетям Азии, в инкские города...

С солью крутых течений пили там хмель ветров

Ученик:

- Не боги и не гиганты по сумеречному дну

в туманные снежные Анды, в пустыню и на Луну,

взяв руль в побелевшие руки, вели свои корабли

рыцари дамы Науки, гордые дети Земли.

Ученица:

- Так исчезала бумага, мир заполняли весь

мужество и отвага, ум, красота и честь.

Братство там было паролем, знанье — основой основ!

Жюльверновские герои, кумиры мальчишеских снов!

Ученик:

- Сколько в них благородства: поступков, речей, манер!

Можно тому, кто зарвётся, вежливо молвить: «Сэр!

Едва ли сынам Альбиона подобный запал к лицу!» —

Отвесив по всем законам пощёчину  подлецу.

Ученица:

- Здесь вера в друзей нетленна, корысть не питает взгляд.

И звание джентльмена всяких надёжней клятв.

И если беда случится на суше иль на воде,

знаем — придёт «Наутилус» на помощь тем, кто в беде.

Ученик:

- И как при том догадаться, что автор сам никогда

милой, обжитой Франции даже не покидал.

Ведь дарят нам солнце и небо щедро, как свой талант,

Жак Паганель и Немо, мсье Аранакс и Грант...

Ученица:

- И пусть нам о сумасшествии трусы в сто горл кричат,

да здравствуют путешествия, бродягам морей - виват!

На шаре и на корвете, в ракете, пробив небосвод,

покуда есть тайны на свете, — вперёд, господа, вперёд!

(Увертюра (видео №2) звучит, ребята уходят)

 Заставка: Портрет Ж. Верна.

Видео№4: открытия 19 века.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:

 Ученик:-

Это время, в которое жил писатель, - особенное! Новые открытия -  каждый день: синематограф, железнодорожный транспорт, различные механизмы и машины! Парусные корабли вытеснялись паровыми!  Мир завоевывает электричество!  Мир ежеминутно изменялся!  Многие поверили в торжество человеческого разума  и технического прогресса! Свершился переворот в литературе!  Появились научно-фантастические произведения  Жюля  Верна!  Увлекательные путешествия и открытия завораживали читателей!  Об этом наша история.

 Музыкальный фон: «Под небом Парижа»,№5.

  По сцене прогуливаются парижане: влюбленные сидят на лавочке ( Вегрун, Сагакьянц), оживленно беседуют друзья-поэты (Огорельцев, Повиткин и Ручко) за столиком в кафе, пара медленно танцует, за мольбертом художник (Зверяева, Ходаковская ), прогуливаются Помесячная, Резниченко, увидев их, поднимаются им навстречу Повиткин и Ручко, приглашают на танец).

 На сцену выбегает мальчишка (Шевченко Богдан) с газетой в руках, бегает между прохожими, которые замирают и смотрят на мальчика, он  кричит:
- Сенсация! Сенсация! Жюль Верн пропал! Жюль Верн пропал! Сенсация! Сенсация! Жюль Верн пропал! Жюль Верн пропал!Ученик:- Мальчик, дай газету!

Ученик:

- И мне!

Ученица:

-  И мне!

Ученица:

-  Да кто же такой, в конце концов, Жюль Верн? Быть может, его и вовсе не существует?Ученик: - Жюль Верн – неутомимый путешественник! Он объехал Европу, Азию, Африку, обе Америки, Австралию, побывал в Океании. В своих романах он описывает только собственные приключения и наблюдения.

Ученица( с возмущением):

 - Жюль Верн никогда и никуда не выезжал! Он живет где-то в провинции, строчит свои романы, не выходя из кабинета. Все, что он издает, списано из книг знаменитых географов и путешественников!

Ученица(уверенно):

 - Жюль Верн вовсе не француз! Он еврей, уроженец города Полоцка, близ Варшавы. Свою карьеру он начал секретарем Александра Дюма, и это он автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо»!

Ученик( торжественно):

- Жюль Верн – это миф! Это просто коллективный псевдоним, под которым пишет целое географическое общество!

Ученица( уверенно):

- Жюль Верн действительно существовал, но он умер несколько лет назад. Это английский капитан, старый морской волк, командир корабля «Сен - Мишель».

(Присутствующие на сцене разбирают газету, внимательно читают, выражая удивление и недоумение, общаясь друг с другом, расходятся).  

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:

- Кто же такой Жюль Верн и почему его исчезновение вызвало такой переполох во французском обществе?  Давайте познакомимся с ним поближе (видео, эссе о Ж.В.,55 сек.) 1839 год, город Нант. Франция (г. Нант, 3 слайда-2,3,4,)

Сцена с больным ребенком 

Доктор проходит к больному, производит осмотр:

- Как дела, малыш? Дыши, не дыши. Открой рот! Скажи:  «А-а-а!» Месье Верн, а что делал ваш сын, перед тем, как его свалила лихорадка?

 Отец:

- Видите ли, доктор, пару дней назад Жюль сбежал из дома и пробрался на борт корабля «Корали», что скоро собирался отплыть в Индию. Я чудом успел поймать нашего беглеца за несколько часов до отплытия шхуны! А на обратном пути домой у Жюля началась эта странная нервная горячка.

Доктор, разводя руками:

- Я не могу поставить диагноз! Похоже, мальчик успел подхватить какую-то  неизвестную болезнь на корабле. Думаю, что нам сейчас нужно терпение и время.

(Звучит музыка, увертюра, отец провожает доктора, мальчик мечется в бреду, рядом с ним остается ухаживать мать, музыка затихает, появляется отец писателя).

Отец, с волнением:

- Ну как он, Онорина?

Мать, радостно:

- Ты удивишься, Пьер, но, слава Господу, болезнь внезапно отступила. Наш мальчик проснулся абсолютно здоровым, целое утро рисует какие-то небывалых размеров корабли и постоянно что-то пишет (родители, прижавшись друг к другу, смотрят на ребенка, который что-то рисует).

Видео №8, «Путешествие длинною в жизнь»,43 сек.

Голос за кадром:

- С этого момента начинает зарождаться автор  известных на весь мир романов, имя которому Жюль Верн. 1846год. У выпускника Нантского королевского  лицея блестящий аттестат. Преподаватели поздравляют отца. Таким сыном можно гордиться. Месье Верн уверен, что сын станет адвокатом, а в будущем возглавит его юридическую контору. Жюль Верн в смятении, с ним творится что-то неладное. Своими переживаниями он делится с другом, и тот советует попробовать себя в литературе.

Сцена в кафе за столиком сидят два друга: Жюль Верн и Дюма (младший).

Ж.В.:

- Человек покорил три стихии: землю, огонь и воду. Осталось покорить четвертую-воздух.

Дюма:

- Для этого нужны аппараты тяжелее воздуха: воздушный шар игрушка в руках ветра.

Ж.В.:

- Это интересно! Дай-ка я запишуДюма: - Пиши, пиши, но помни, что у тебя проблемы в университете.

Ж.В.:

- Как отец не понимает, что профессия юриста меня не привлекает. Я предпочитаю быть хорошим литератором, нежели плохим адвокатом. Он лишил меня материальной поддержки.

Друг:

 - Послушай, я познакомлю тебя с моим отцом, возможно, он поможет.

(Жюль Верн, собирая свои бумаги, рассыпает их по полу)

Дюма, смеясь:

- Не горюй, Жюль! Теперь тебя узнает весь мир!Видео№9, цитаты из известных произведений, 55 сек. Увертюра, звук затихает.

Голос за кадром:

- Весть об исчезновении писателя дошла до героев его произведений. Как они решили действовать? А давайте посмотрим.

События происходят на яхте «Дункан».

Ученик-матрос:

- Капитан, капитан, посмотрите, что мы нашли!

Капитан Джон Манглс:

- Как? Бутылка в брюхе акулы?!

Матрос:

- Настоящая бутылка! Но, как видно, из погреба она вышла давненько!

Капитан:

- Осторожнее с ней, ведь в бутылках, найденных в море, нередко бывают важные документы.

Матрос:

- Быть может, в этой бутылке и кроется какая-то тайна.Капитан: - Сейчас мы это узнаем. Откройте ее!

Матрос открывает бутылку:

 - Бумага слегка повреждена, но прочитать можно. Читайте, капитан!

Капитан:

-«Помогите. «Сен-Мишель»… караблекрушение… ..ский  о..ан …сите  ..ль  Ве…». Надо сосредоточиться и подумать.

Матрос:

- Капитан, справа по борту шлюпка! Что прикажете?

Капитан:

- Спустить трап, принять на борт! Что за люди?

(На сцене появляются Дик Сенд () и миссис Велдон (), Капитан Немо(, лорд Эдуард Гленарван и его жена Элен(), Паганель(), Мэри Грант(), Филеас Фогг и его подруга миссис Ауде, одета в восточный костюм()

Лорд Гленарван:

- Капитан, мы узнали, что ваше судно на рейде и  тотчас поспешили сюда. Простите за вторжение, но дело не терпит отлагательств! Да, позвольте представить моих спутников. Моя жена – Элен.

Капитан:

- Очень приятно! Мэри, и вы здесь?  Дорогая, ведь это так опасно!- Узнав об исчезновении Жюля Верна, я не могла оставаться дома. А после приключений, которые мы пережили  во время поиска отца, мне уже ничего не страшно!

Лорд:

- Думаю, мои спутник сами представятся:

Дик Сенд:

- Пятнадцатилетний капитан, основная команда судна «Пилигрим» утонула во время охоты на кита,  команда доверила мне судно,  свои жизни. Со мной хозяйка судна миссис Велдон.

Миссис Велдон:

- Собственной персоной, господа. Я поспешила  сюда с Диком, ведь дело не терпит отлагательств!  И очень хочется чем-то помочь.

Капитан Немо:

- Капитан Немо – инженер, изобретатель, конструктор, океанолог, создатель подводного корабля «Наутилус», персонаж произведения «20 тысяч лье под водой».

Жак Паганель:

- Жак Паганель, ученый – географ. Это я всегда все путаю, хотя иногда это приносит пользу. Ничего не могу поделать со своей рассеяннотью. Персонаж романа «Дети капитана Гранта».

 Филеас Фогг:

- Филеас Фогг и моя прекрасная спутница миссис Ауде. Богат и пунктуален во всем, имею математический склад ума, невозмутимый флегматик. В романе «80 дней вокруг света» познакомился с очаровательной миссис Ауде.

М-с Ауде:

- А еще утверждал, что его абсолютно не интересуют женщины. Но, как видите, мне он сделал предложение, поэтому я здесь.

Лорд:

- Пропал Жюль Верн! Уже несколько месяцев о нем ничего не слышно!Капитан:- Постойте, постойте! Сегодня мы попытались прочесть записку, найденную в бутылке из брюха акулы. Теперь многое становится понятным. Давайте прочитаем: «Помогите. « Сен-Мишель»   уносит  в Атлантический океан. Спасите. Жюль Верн».

Жена Гленарвана:

- Жив ли он? Увидим ли мы его когда - нибудь?Капитан Немо:- Мы не должны терять ни минуты! Главное - правильно определить направление поисков.

Матрос:

- Каков будет курс, капитан?

Капитан:

- Курс норд-вест!

Паганель:

- Думаю, мы найдем его! Умоляю, давайте отправляться!

Капитан:

- Я не хочу легкомысленно внушать вам призрачные надежды.

Дик Сенд.:

- Хотя эта надежда очень слаба, но все же, возможно, близок тот день, когда мы найдем его и вернем миру!

Капитан Немо:

- Моя подводная лодка к вашим услугам, господа!

Фогг:

- Да и мой воздушный шар в полной готовности!Капитан:
- Мы отправляемся на «Дункане»! Снимаемся с якоря! Полный вперед!

(Звучит песня «Жил отважный капитан…»(инсценизация),

видео №11,по завершении песни слышно завывание ветра, на экране шторм.

ГОЛОС за кадром

- «В полночь ветер стал крепчать: скорость достигла тридцати шести футов в секунду. Скрип мачт, шум, производимый работой команды, сухой треск парусов, скрип внутренних переборок…Был час ночи. Ветер уже дул со скоростью 84  футов в секунду. Он бешено свистел в снастях. Металлические тросы, подобно струнам музыкального инструмента, гудели, словно какой – то гигантский смычок заставлял их вибрировать… Чудовищные волны уже шли на приступ яхты, а она, как бы смеясь над ними, взлетала, подобно морской птице, на их пенившиеся гребни… Зловещие стаи буревестников носились кругом, как бы тешась неистовством стихии.
Вдруг пронзительный свист заглушил шум урагана.   Резко прозвучал сигнал тревоги. «Дункан», потерявший управление, пошел поперек волны..».

-Трудно найти место на планете, где не побывали бы герои произведений писателя. Но пребывание в плену у людоедов не забыть никогда.

Фрагмент фильма «Дети капитана Гранта», у дикарей, ритуальный танец, видео №14.

Голос за кадром:

- В то время, когда герои произведений, рискуя своей жизнью, пытались найти Жюля Верна, Париж жил своей обычной жизнью.

Песню на французском языке исполняет М. Зверяева.

Вновь звучит песня о Париже. Та же картина, что и в начале произведения.

Выбегает мальчик, кричит:

- Сенсация! Сенсация! Жюль Верн найден! Жюль Верн найден!   Всеобщее ликование, дамы срывают шляпки и подбрасывают вверх.

Заставка с изображением Жюля Верна. Перебивая друг друга, присутствующие спрашивают:

Ученик:

- Где же его нашли?

Ученица:

- Говорят, в Африке!

Ученица:

 - Что вы, в Австралии!

Ученик:

- Нет, нет, нет! На Луне!

Ученица:

- А я слышала -   под водой!

Ученик:

- Глупости! Собственными глазами видел, как он поднимался на воздушном шаре!

Ученица:

- Не может быть! А может, в Америке?

Портрет Жюля Верна на экране

Голос за кадром:

- Не утруждайте себя догадками, он – везде: в 10-и романах события происходят в Европе, 4-ех – в Азии, семи – в Африке, 3-ех -  в Австралии, 9-ти - в Америке, 3-ех - в Арктике и  Антарктиде, на Луне, под водой, в центре Земли, вокруг Земли. А еще он предсказал,  изобрел (на экране изображение предметов: электрический стул, самолет, вертолет, космические корабли, башня в центре Европы, межпланетные путешествия, предвидел полет в космос, создание подводных лодок, изобретение электричества и лазерного луча). С помощью науки  и технического прогресса, как мечтал Жюль Верн, человечество будет двигаться по пути к счастью. 

Главное же в романах – это люди, совершающие эти открытия, преодолевающие все опасности, но находящие, спасающие и защищающие! Слава Жюль Верна не потускнела от времени! Его герои по-прежнему остаются молодыми!

( На экране  Ж.Верн о своем творчестве, видео №21)

Ученик:

- Жюль Верн своими произведениями изменил мир. Он писатель, который учит жить, бороться, выручать друзей и любить.

Ученица:

- Мы, жители 21 века, верим, что все, задуманное когда-то, осуществится!  В  этом письме наше восхищение  творчеством Жюля Верна.

Ученик:

- Мы приглашаем Вас, Татьяна Борисовна, вместе с нами отпустить корзину с письмом! Пусть весь мир читает и восхищается произведениями писателя!

Ученики выносят корзину с письмом, отпускают ее, возвращаются.

 Звучит финальная песня: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…», видео №17

1

 

docx
Додано
18 березня 2019
Переглядів
224
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку