Урок внеклассного чтения : « Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

Про матеріал

Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие положительным героям сказок Андерсена; развивать творческие способности учащихся.

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
Перегляд файлу

Урок внеклассного чтения : « Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

ФИО учителя:  Литвин Елена  Николаевна

Место работы: ЭООШ №2

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-Б

Тип урока: внеклассное чтение

Форма урока:  гостиная сказочных героев

 

Целевые установки на достижение результата:

Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие положительным  героям сказок Андерсена; развивать творческие способности учащихся.

 

- личностные:  мотивировать обучающихся на чтение художественной литературы, подвести учащихся к пониманию и осознанию представлений о добре и зле, приобщить учащихся к нравственным ценностям, формировать умение давать нравственную оценку поступкам героев.

- метапредметные:

 Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения,  способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества, осуществлять взаимоконтроль.

 Регулятивные: развивать навыки целеполагания, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.

 Познавательные: развивать умение проводить наблюдение,  делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

- предметные: расширить представления о понятии «литературная сказка», закрепить знания об особенностях жанра сказки, уметь давать характеристику героям, подбирать эпитеты, характеризующие персонажей сказки; создавать условия для развития творческих способностей учащихся: составить текст, используя цитату из литературного произведения.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор,

компьютерная презентация,

рисунки детей,

записи песен («Бумажный солдат», «Лесной олень»),

музыка («Военный марш» Свиридова, вальс Свиридова),

фрагмент фильма «Снежная королева»,

два зонта, свечи, красные скатерти, ковер в середине классной комнаты.

 

(Дети сидят группами по 5-6 человек, на столах красные скатерти, свечи)

Опережающее  домашнее задание:

чтение сказок Ганса Христиана Андерсена, рисунки к любимым сказкам.

Индивидуальные задания:

биография Андерсена, монологи сказочных персонажей, наизусть отрывки из сказок.

Учащиеся делятся на 4 команды.

Оборудование: проектор; рисунки учащихся к сказкам; книги со сказками Андерсена, листвы с ответами для жюри, необходимые предметы или картинки для конкурсов.

 

 

Ход урока

 

Вступительное слово учителя.

-Дети какой у нас сейчас урок (вн.чт.)

-А что это означает? (Мы будем говорить о произведениях которые самостоятельно читали дома )

-Ребята, наш урок вн.чт. будет проходить в необычной обстановке, а в гостиной сказочных героев Г.Х.Андерсена (Учитель показывает на выставку рисунков и книг).

 Через несколько мгновений мы окажемся в чудесном мире сказок, закройте глазки.

Звучит музыка в исполнении Т. и С.Никитиных «Сказка по лесу идёт».

Выходит мальчик в костюме Оле –Лукойе.

Узнали кто к нам пришёл?

    Оле-Лукойе:

    Я – Оле-Лукойе,

    Я сказочный гном.

    Я – Оле-Лукойе!

    Всем детям знаком.

    Я зонтик раскрою,

    Вам сон подарю.

    И в сказку любую

    Попасть помогу.  

 

О-Л:- Здравствуйте, ребята! Никто на свете не знает столько сказок, сколько я . У меня есть два зонтика: черный и цветной.  Кто помнит, для чего они мне нужны? ( Цветной  зонтик Оле-Лукойе раскрывает над послушными детьми, и им  всю ночь снятся сказки, а другой зонт – черный – над непослушными, и они спят без сновидений.)

 

Учитель: -Каждый  день  Оле-Лукойе рассказывал вам  сказки.

 

 О-Л: Сегодня я принёс семь заданий, чтобы  проверить ваши знания и узнать понравились вам сказки Ганса Кристиана  Андерсена. 

Учитель: У каждого ряда было задание .Поэтому работать будете в трёх группах.

-Какое название командам вы придумали?

-Выберите ответственного для записи заработанных баллов.(Учитель выдаёт оценочные листы)

 

1. «Разминка». (с биографии Андерсена)

Вопросы всем учащимся. Ответивший правильно приносит 1 балл команде или участнику:

1. В какой стране жил Андерсен? (Дания)

2. Чем занимались родители Андерсена? (Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой)

3.Сколько сказок написал  Г.Х.Андерсен ? (170)

4. Кому любил рассказывать свои сказки Андерсен?( Первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .)

Уч.: - Ребята кто может дополнить интересную информацию из биографии Андерсена? (Дополняют группа «Библиографы»)

Приложение 1

 

2.«Бюро находок» Участникам команд выдаются некоторые вещи, предметы, связанные со сказками Андерсена. Участникам нужно за 1 минуты определить, какому герою что принадлежит и из какой сказки.

 (Предмет нужно показать всем, назвать героя, которому он принадлежит и сказать , из какой он сказки. Если участник отвечает правильно на вопрос, то команде даётся дополнительный балл).

 

Предметы и вещи для команд: два зонтика (яркий и чёрный), варежки, красные башмаки, скорлупка грецкого ореха, бумажный кораблик, фартук в клетку, горох.

1.Зонтики – Оле Лукойе. (Балеринка)

2.Варежки и башмачки – Герде «Снежная королева».

3.Скорлупка грецкого ореха – кроватка «Дюймовочки».

4.Фартук в клетку – ведьме из «Огниво».

5.Горох- «Принцесса на горошине».

6.Бумажный кораблик-оловянный солдатик «Стойкий оловянный солдатик»

-Какие предметы вызывают у вас ассоциации с этими сказками? (Дети дополняют)

-Сегодня мы и будем вспоминать эти и другие сказки!

 

3.  Конкурс « Узнай сказку …»

 

1.Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

 

 «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога…»(«Гадкий утёнок»)

 

«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

 

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король» («Дикие лебеди»)

 

2.Видео трёх сказок. («Пастушка и трубочист», «Огниво», «Дюймовочка»)

 

Обратить внимание на выставку рисунков.

 

4. Конкурс «Узнай героя» 

Группа «Литераторы» дети подготовили тексты наизусть.

 

1. «Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее».

Трубочист. «Пастушка и трубочист»

2. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».

Гадкий утенок. «Гадкий утенок»

3. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».

Крот. «Дюймовочка»

4. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»

Принцесса. «Принцесса на горошине»

5. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма».

Элиза. «Дикие лебеди»

6. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье».

Принц. «Русалочка»

 

5. «Музыкальная пауза» (физминутка)

В своих сказках Андерсен также воспевает храбрость, мужество, упорство,

стойкость.

Звучит «Военный марш» Г.Свиридова.

-К какому произведению Андерсена можно отнести эту музыку и почему?

 «Стойкий оловянный солдатик»

Словарная работа:

-Почему «оловянный»?(Зачитать из словаря)

- Что можно сказать про маленького солдатика?

(Оловянный солдатик погибает, но не изменяет своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Маленькое оловянное сердце стало символом верности долгу и любви, а сам оловянный солдатик – символ мужества и воли.)

 

6. «Пантомима» Для следующего конкурса  нужны по 3 участника от команды. Они получают сокращённый текст одной из сказок Андерсена (см. Приложение). Учащиеся должны показать зрителям  то, что написано. Если зрители догадаются, что за сказка, то команда получает 3 балла. Нет -0 баллов. (Участники готовятся в коридоре или соседнем кабинете).

*А в это время, пока участники готовятся, со зрителями и оставшимися членами команд  проводится конкурс

 

«Сказочная математика» (за каждый правильный ответ – 1балл)

- Сколько было оловянных солдатиков в коробке? (25)

- Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат из сказки «Огниво»?(ни одной)

- Рост Дюймовочки?(2,54 см-дюйм)

- Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки?(12)

- Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья в родном краю?(11)

- Сколько перин, тюфяков и горошин положили на постель принцессе в сказке «Принцесса на горошине»?(20+20+1)

- Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11и 1)

 

7. Конкурс «Что надо сделать, чтобы…»

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).

3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

 

 8. Релаксия.

Заключительный конкурс – составить синквейн.

1.Сказки Г.Х.Андерсена.

2.Какие (мудрые,добрые,современные…)

3.Чему учат (сближаут,помогают…)

 

1.Г.Х.Андерсен.

2.Какой (трогательный,добрый)

3.Любил,наблюдал,прощал,страдал.

4.Волшебник.

 

 Подведение итогов.

Выставление отметок.

 Заключительное слово учителя.

Оле-Лукойе: 

    Закончились сказки, рассвет настает.

    Пора просыпаться, работа всех ждет.

    Я каждую звездочку с неба сниму,

    Почищу и снова на место верну.

    Весь мир разукрашу

    К воскресному дню.

    А вечером снова

    Со снами приду.

 

И хоть сегодняшнее  наше  необыкновенное путешествие закончилось, но  самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

 (Подведение итогов игры, награждение победителей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Для конкурса «Пантомима»

  1.               Шёл солдат по дороге, ранец за спиной, сабля на боку. И вдруг на дороге встретилась ему ведьма. Она была старая и страшная. Она попросила его залезть в дупло, спуститься вниз и взять огниво, а себе – денег. Обвязала она солдата верёвкой, и солдат спустился вниз. Увидел там дверь, а за ней на сундуке сидит собака. Глаза как два чайных блюдца. Солдат схватил собаку, посадил её на ведьмин передник, открыл сундук и набрал себе денег.
  2.               Мать уложила Дюймовочку спать, укрыла её одеяльцем, пригладила ей волосы и пошла доить корову. Дюймовочка спала в своей колыбельке, как вдруг через открытое окно в комнату влезла большая мокрая и безобразная жаба. Она прыгнула несколько раз, обрадовалась, увидев Дюймовочку. Мать продолжала доить корову. Жаба приблизилась к Дюймовочке, понюхала её, схватила девочку и попрыгала с ней в сад.

 

 

Приложение 1

 

- Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал  мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

 

- Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец.                                                         Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.  Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.  Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он  получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

 

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

 

- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

 

Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.

 

Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

 

И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена. (Показать изображение медали).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 « Узнайте сказку по ее началу»

Читают участники каждой команды и отвечают.

1. “Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою - в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги...” (“Красные башмачки”.)

2. “Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять...” (“Дюймовочка”.)

3. “Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку - шел он домой с войны...” (“Огниво”.)

4. “Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую...” (“Принцесса на горошине”.)

5. “В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там...” (“Русалочка”.)

6. “Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться...” (“Новое платье короля”.)

А теперь я вам открою секрет ещё одной сказки Андерсена “ Улитка и розовый куст”. В этой сказке автор рассказывает о себе. (Чтение учителем сказки).

- Кем, на ваш взгляд, является автор в этой сказке?

- Почему вам так кажется?

doc
Додано
13 червня
Переглядів
31
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку