Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие положительным героям сказок Андерсена; развивать творческие способности учащихся.
Урок внеклассного чтения : « Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
ФИО учителя: Литвин Елена Николаевна
Место работы: ЭООШ №2
Предмет: литературное чтение
Класс: 3-Б
Тип урока: внеклассное чтение
Форма урока: гостиная сказочных героев
Целевые установки на достижение результата:
Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие положительным героям сказок Андерсена; развивать творческие способности учащихся.
- личностные: мотивировать обучающихся на чтение художественной литературы, подвести учащихся к пониманию и осознанию представлений о добре и зле, приобщить учащихся к нравственным ценностям, формировать умение давать нравственную оценку поступкам героев.
- метапредметные:
• Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения, способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества, осуществлять взаимоконтроль.
• Регулятивные: развивать навыки целеполагания, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.
• Познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.
- предметные: расширить представления о понятии «литературная сказка», закрепить знания об особенностях жанра сказки, уметь давать характеристику героям, подбирать эпитеты, характеризующие персонажей сказки; создавать условия для развития творческих способностей учащихся: составить текст, используя цитату из литературного произведения.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор,
компьютерная презентация,
рисунки детей,
записи песен («Бумажный солдат», «Лесной олень»),
музыка («Военный марш» Свиридова, вальс Свиридова),
фрагмент фильма «Снежная королева»,
два зонта, свечи, красные скатерти, ковер в середине классной комнаты.
(Дети сидят группами по 5-6 человек, на столах красные скатерти, свечи)
Опережающее домашнее задание:
чтение сказок Ганса Христиана Андерсена, рисунки к любимым сказкам.
Индивидуальные задания:
биография Андерсена, монологи сказочных персонажей, наизусть отрывки из сказок.
Учащиеся делятся на 4 команды.
Оборудование: проектор; рисунки учащихся к сказкам; книги со сказками Андерсена, листвы с ответами для жюри, необходимые предметы или картинки для конкурсов.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
-Дети какой у нас сейчас урок (вн.чт.)
-А что это означает? (Мы будем говорить о произведениях которые самостоятельно читали дома )
-Ребята, наш урок вн.чт. будет проходить в необычной обстановке, а в гостиной сказочных героев Г.Х.Андерсена (Учитель показывает на выставку рисунков и книг).
Через несколько мгновений мы окажемся в чудесном мире сказок, закройте глазки.
Звучит музыка в исполнении Т. и С.Никитиных «Сказка по лесу идёт».
Выходит мальчик в костюме Оле –Лукойе.
Узнали кто к нам пришёл?
Оле-Лукойе:
Я – Оле-Лукойе,
Я сказочный гном.
Я – Оле-Лукойе!
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
Вам сон подарю.
И в сказку любую
Попасть помогу.
О-Л:- Здравствуйте, ребята! Никто на свете не знает столько сказок, сколько я . У меня есть два зонтика: черный и цветной. Кто помнит, для чего они мне нужны? ( Цветной зонтик Оле-Лукойе раскрывает над послушными детьми, и им всю ночь снятся сказки, а другой зонт – черный – над непослушными, и они спят без сновидений.)
Учитель: -Каждый день Оле-Лукойе рассказывал вам сказки.
О-Л: Сегодня я принёс семь заданий, чтобы проверить ваши знания и узнать понравились вам сказки Ганса Кристиана Андерсена.
Учитель: У каждого ряда было задание .Поэтому работать будете в трёх группах.
-Какое название командам вы придумали?
-Выберите ответственного для записи заработанных баллов.(Учитель выдаёт оценочные листы)
1. «Разминка». (с биографии Андерсена)
Вопросы всем учащимся. Ответивший правильно приносит 1 балл команде или участнику:
1. В какой стране жил Андерсен? (Дания)
2. Чем занимались родители Андерсена? (Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой)
3.Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен ? (170)
4. Кому любил рассказывать свои сказки Андерсен?( Первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .)
Уч.: - Ребята кто может дополнить интересную информацию из биографии Андерсена? (Дополняют группа «Библиографы»)
Приложение 1
2.«Бюро находок» Участникам команд выдаются некоторые вещи, предметы, связанные со сказками Андерсена. Участникам нужно за 1 минуты определить, какому герою что принадлежит и из какой сказки.
(Предмет нужно показать всем, назвать героя, которому он принадлежит и сказать , из какой он сказки. Если участник отвечает правильно на вопрос, то команде даётся дополнительный балл).
Предметы и вещи для команд: два зонтика (яркий и чёрный), варежки, красные башмаки, скорлупка грецкого ореха, бумажный кораблик, фартук в клетку, горох.
1.Зонтики – Оле Лукойе. (Балеринка)
2.Варежки и башмачки – Герде «Снежная королева».
3.Скорлупка грецкого ореха – кроватка «Дюймовочки».
4.Фартук в клетку – ведьме из «Огниво».
5.Горох- «Принцесса на горошине».
6.Бумажный кораблик-оловянный солдатик «Стойкий оловянный солдатик»
-Какие предметы вызывают у вас ассоциации с этими сказками? (Дети дополняют)
-Сегодня мы и будем вспоминать эти и другие сказки!
3. Конкурс « Узнай сказку …»
1.Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»
У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
«Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога…»(«Гадкий утёнок»)
«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)
«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король» («Дикие лебеди»)
2.Видео трёх сказок. («Пастушка и трубочист», «Огниво», «Дюймовочка»)
Обратить внимание на выставку рисунков.
4. Конкурс «Узнай героя»
Группа «Литераторы» дети подготовили тексты наизусть.
1. «Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее».
Трубочист. «Пастушка и трубочист»
2. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».
Гадкий утенок. «Гадкий утенок»
3. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».
Крот. «Дюймовочка»
4. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»
Принцесса. «Принцесса на горошине»
5. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма».
Элиза. «Дикие лебеди»
6. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье».
Принц. «Русалочка»
5. «Музыкальная пауза» (физминутка)
В своих сказках Андерсен также воспевает храбрость, мужество, упорство,
стойкость.
Звучит «Военный марш» Г.Свиридова.
-К какому произведению Андерсена можно отнести эту музыку и почему?
«Стойкий оловянный солдатик»
Словарная работа:
-Почему «оловянный»?(Зачитать из словаря)
- Что можно сказать про маленького солдатика?
(Оловянный солдатик погибает, но не изменяет своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Маленькое оловянное сердце стало символом верности долгу и любви, а сам оловянный солдатик – символ мужества и воли.)
6. «Пантомима» Для следующего конкурса нужны по 3 участника от команды. Они получают сокращённый текст одной из сказок Андерсена (см. Приложение). Учащиеся должны показать зрителям то, что написано. Если зрители догадаются, что за сказка, то команда получает 3 балла. Нет -0 баллов. (Участники готовятся в коридоре или соседнем кабинете).
*А в это время, пока участники готовятся, со зрителями и оставшимися членами команд проводится конкурс
«Сказочная математика» (за каждый правильный ответ – 1балл)
- Сколько было оловянных солдатиков в коробке? (25)
- Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат из сказки «Огниво»?(ни одной)
- Рост Дюймовочки?(2,54 см-дюйм)
- Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки?(12)
- Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья в родном краю?(11)
- Сколько перин, тюфяков и горошин положили на постель принцессе в сказке «Принцесса на горошине»?(20+20+1)
- Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11и 1)
7. Конкурс «Что надо сделать, чтобы…»
1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).
2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).
3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).
4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).
5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).
6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).
7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).
8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).
9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).
8. Релаксия.
Заключительный конкурс – составить синквейн.
1.Сказки Г.Х.Андерсена.
2.Какие (мудрые,добрые,современные…)
3.Чему учат (сближаут,помогают…)
1.Г.Х.Андерсен.
2.Какой (трогательный,добрый)
3.Любил,наблюдал,прощал,страдал.
4.Волшебник.
Подведение итогов.
Выставление отметок.
Заключительное слово учителя.
Оле-Лукойе:
Закончились сказки, рассвет настает.
Пора просыпаться, работа всех ждет.
Я каждую звездочку с неба сниму,
Почищу и снова на место верну.
Весь мир разукрашу
К воскресному дню.
А вечером снова
Со снами приду.
И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.
(Подведение итогов игры, награждение победителей.)
Приложение
Для конкурса «Пантомима»
Приложение 1
- Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .
- Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.
Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.
Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.
И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена. (Показать изображение медали).
« Узнайте сказку по ее началу»
Читают участники каждой команды и отвечают.
1. “Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою - в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги...” (“Красные башмачки”.)
2. “Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять...” (“Дюймовочка”.)
3. “Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку - шел он домой с войны...” (“Огниво”.)
4. “Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую...” (“Принцесса на горошине”.)
5. “В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там...” (“Русалочка”.)
6. “Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться...” (“Новое платье короля”.)
А теперь я вам открою секрет ещё одной сказки Андерсена “ Улитка и розовый куст”. В этой сказке автор рассказывает о себе. (Чтение учителем сказки).
- Кем, на ваш взгляд, является автор в этой сказке?
- Почему вам так кажется?