Духник Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Харьковской специализированной школы №80
Урок внеклассного чтения ( Урок рассчитан на 2 ч.)
Тема: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Слайд 1
І. Организационный момент.
Слово учителя.
Добрый день, ребята и гости нашего урока! Я рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать художественное произведение, тех, кто небезразличен к важным проблемам общества, кто прочел комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», кто хочет поделиться своими мыслями по поводу прочитанного произведения.
Внимательно посмотрите на слайд, прочтите высказывания и найдите ключевые слова, которые нам помогут определить тему сегодняшнего урока.
Слайд 2
Эпиграфы:
Воспитание начинается с колыбели.
В.А.Жуковский
Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом-об уме.
Д.И.Фонвизин
Образование-это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему.
Н.И.Мирон
Ключевые слова определены, теперь давайте определим тему сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Это урок внеклассного чтения.
Слайд 3.
Работа в тетради. (Учащиеся записывают тему урока)
Тему урока мы определили, ключевые слова выделили. А теперь, ребята, давайте определим цели нашего урока:
Цели:
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
-искать и систематизировать нужную информацию;
-совершенствовать навыки критического мышления, согласно учебной программе по литературе;
-работать в группе, индивидуально;
-определить для себя, важно ли вам образование и образование.
Слайд 4
Ребята, посмотрите на ключевые слова и скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите эти слова: образование и воспитание? Я предлагаю каждой группе составить кластер с этими словами. ( У вас на столе лежат фломастеры и бумага. Ответы представителей групп. )
Я попросила вас найти в толковом словаре В. Даля значение этих слов.
Слайд 5
Вечный ВОПРОС: ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Как вы думаете, почему же пьеса, которая не сходит со сцены театров вот уже 200 лет, до сих пор привлекает современного зрителя и читателя?
(Ответы учащихся)
Слайд 6
Комедия называется «Недоросль». А кто же такой Недоросль? Что обозначает это имя?
ІІ. Проверка знаний.
С целью проверки знания текста, хочу предложить вам соотнести персонажей с афоризмами, ими произнесенными.
Слайд 7
|
А Правдин |
|
Б Стародум |
|
В Простакова |
|
Г Митрофан |
|
Д Скотинин |
|
Е Простаков |
Чтобы погрузиться в атмосферу дома Простаковой и эпоху ХVІІІ века, предлагаю просмотреть небольшой фрагмент из спектакля МХАТа «Недоросль». Внимательно смотрите отрывок и запишите в тетради, какие черты характера Простаковой вы подметили и какие она может воспитить у своего сына?
ІІІ. Коррекция знаний учащихся.
Сегодня речь пойдет об образовании и воспитании.
Ребята, скажите, а какие же факторы влияют на воспитание личности?
Слайд 8
(Работа в тетради, заполнение таблицы)
Факторы |
Черты характера Митрофана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как же дворяне относилось к обучению своих детей? Давайте заглянем на урок к Митрофанушке.
(Сцена из комедии действие 3, явление7; действие 4, явление 8)
ІV. Работа над темой.
Беседа:
-Какие чувства она вызывает?
-Только ли смех вызывает у вас эта сцена?
Заполняя таблицу, мы говорили, что от учителей зависит уровень образованности своих воспитанников. А кто же обучал Митрофанушку?
Работа с текстом, рассказы учеников об учителях.
( Ответы учащихся)
Вывод : Образы учителей выглядят карикатурно. Их фамилии говорят сами за себя : Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Слайд 9
Беседа.
Почему дворяне начали обучать своих детей?
(Историческая справка об указе Петра І )
В 1722 году Петр І издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении.
В 1736 году империатрица Анна издала указ, которым бессрочная служба заменялась25-летним сроком, чтобы дворянство занялось мирным преобразованием общестенной жизни.
В 1731 году был открыт Шляхетский кадетский корпус с многопредметной программой (риторика, география, история, геральдика, юриспруденция). По окончанию корпуса дворянский недоросль должен был выходить знающим и военное , и гражданское дело. Правительство не допускало малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительные преимущества по службе. Своим поведением дворянин обязан был показывать преимущества образования, убеждать, что образование необходимо для духовной жизни человека, а не для получения чинов, доходных мест. Дворянскому сословию отводилась патриатическая роль руководителя общества. Кроме корыстных целей дворянин должен думать о том, какую пользу он может принести обществу.
Слайд 10
А как госпожа Простакова выполняла свой долг? Что мы узнали о семье Простаковой , о ее отце?
(Сообщения учащихся)
Беседа.
Как вы думаете, смогла ли Простакова воспитать из Митрофана достойного гражданина, приносящего пользу отечеству?
Слайд 11
Как вы понимаете, что значит быть истинным гражданином?
(Работа в тетради. Записать в тетради )
Слайд12
Что значит быть истинным гражданином?
-любить Родину, трудиться на ее благо;
-уважать законы и выполнять их ;
-быть честным, справедливым, уважать традиции и обычаи своего народа;
-стремиться принести пользу отечеству.
А какое определение дает словарь толковый словарь?
Гражданин:
Соответствует ли Митрофан тем критериям, которые мы сейчас озвучили? (Ответы учащихся)
Беседа.
Скажите, пожалуйста, а что бы вы поставили на первое место : образование или воспитание? Почему?
Слово учителя.
Слайд 13
Я предложила вам вспомнить произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где герой Петр Гринев рассказывает о том, как проходило его «обучение дворянского недоросля».
Почему же при одинаковом образовании вырастают разные люди-Митрофан и Петр и Гринев?
Различие в воспитании, воздействие родителей на формирование нравственных качеств молодого человека, лучший пример отца.
В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, какие человеком вырастит ее сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящео гражданина.
Положительные персонажи
-Есть ли в комедии герои, которых можно назвать
образцовыми гражданами? (Ответы учащихся).
Давайте прослушаем диалог Правдина и Стародума.
Слайд 14
Просветительские и нравственные идеалы Д.И.Фонвизин вложил в уста Стародума.
Рассказ ученицы о об идеалах Стародума. Чему он поучает Софью?
Слайд 15
Современные Митрофанушки.
В начале урока мы говорили, что пьеса современна. А почему? Кто они СОВРЕМЕННЫЕ Митрофанушки?
Поделитесь своими мыслями.
Слайд 15
Ребята, вы все уже сформировавшиеся личности, во многом уже разбираетесь, можете понять, что правильно, а что нет. Вы можете анализировать поступки своих родителей.
V. Решение ситуативной задачи .
Сегодня на уроке мы много говорили об образовании и воспитании, и я хочу вам предложить на основе своих наблюдений написать Памятку с рекомендациями молодым родителям по воспитанию своих детей. Каждая группа содает свой проект и презентует его. (5 мин.)
VІ. Рефлексия.
Заполните таблицу.
Рефлексия
Ф.И……………………………………………………………………………….
Урок позволил мне задуматься над… |
У меня есть качества, которые могут помочь мне стать истинным гражданином моей страны… |
Информация, полученная на уроке, изменила или не изменила мое отношение к образованию и воспитанию… |
|
|
|
VІІ. Комментированное выставление оценок
Лист оценивания
Ф.И……………………………………………………………..
Активность на уроке 3 б. |
Выполнение творческих заданий 6 б. |
Работа в группе + - |
Работа с текстом 3 б. |
|
|
|
|
VІІІ. Домашнее задание. Прочесть комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». В этом произведении вы снова столкнетесь с проблемой образования.
ІX. Просмотр финальной сцены из спектакля «Недоросль».
X. Заключительное слово.
Ребята, вы сейчас девятиклассники, и скоро вас предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь. Я надеюсь, что произведение Д.И.Фонвизина заставило вас задуматься над тем, что каждый из вас должен быть достойным человеком и приносить пользу другим людям и своему государству.