Урок внеклассного чтения по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".

Про матеріал
На уроке внеклассного чтения по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" обсуждается очень важная проблема : воспитание и образование дворянских детей. Учащимся предлагается составить рекомендации современным родителям по воспитанию своих детей.
Перегляд файлу

Духник Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Харьковской специализированной школы  №80

 

  Урок внеклассного чтения ( Урок рассчитан на 2 ч.)

Тема: «Проблема воспитания и образования в комедии                   Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Слайд 1

І. Организационный момент.

Слово учителя.

Добрый день, ребята и гости нашего урока! Я рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать художественное произведение, тех, кто небезразличен к важным проблемам общества, кто прочел комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», кто хочет поделиться своими мыслями по поводу прочитанного произведения.

Внимательно посмотрите на слайд, прочтите высказывания и найдите ключевые слова, которые нам помогут определить тему сегодняшнего урока.

Слайд 2

                                                                                                        Эпиграфы:

Воспитание начинается с колыбели.

                                                                                                                                         В.А.Жуковский

Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом-об уме.

                                                                                                             Д.И.Фонвизин

Образование-это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему.

                                                                                                             Н.И.Мирон

 Ключевые слова определены, теперь давайте определим тему сегодняшнего урока.

 Итак, тема нашего урока: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Это урок внеклассного чтения.

Слайд 3.

 

Работа в тетради. (Учащиеся записывают тему урока)

Тему урока мы определили, ключевые слова выделили. А теперь, ребята, давайте определим цели нашего урока:

Цели:

- совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

-искать и систематизировать нужную информацию;

-совершенствовать навыки критического мышления, согласно учебной программе по литературе;

-работать в группе, индивидуально;

-определить для себя, важно ли вам образование и образование.

 

Слайд 4

Ребята, посмотрите на ключевые слова и скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите эти слова: образование и воспитание? Я предлагаю каждой группе составить кластер с этими словами. ( У вас на столе лежат фломастеры и бумага. Ответы представителей групп. )

Я попросила вас  найти в толковом словаре  В. Даля  значение  этих слов.

 Слайд 5

 Вечный ВОПРОС: ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Как вы думаете, почему же пьеса, которая не сходит со сцены театров вот уже 200 лет, до сих пор привлекает современного зрителя и читателя?

(Ответы учащихся)

Слайд 6

Комедия называется «Недоросль». А кто же такой Недоросль? Что обозначает это имя?

ІІ. Проверка знаний.

С целью проверки знания текста, хочу предложить вам соотнести персонажей с афоризмами, ими произнесенными.

Слайд 7

 

  1. «Не хочу учиться, хочу жениться»

А     Правдин

  1. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»

Б     Стародум

  1. «Между свиньями я сам всех умнее»

В     Простакова

  1. «Тиранствовать никто не волен»

Г      Митрофан

  1. «При твоих глазах и мои ничего не видят»

Д     Скотинин

  1. «Вот злонравия достойные плоды!»

Е      Простаков

 

Чтобы погрузиться в атмосферу дома Простаковой и эпоху ХVІІІ века, предлагаю просмотреть небольшой фрагмент из спектакля МХАТа «Недоросль». Внимательно смотрите отрывок и запишите в тетради, какие черты характера Простаковой вы подметили и какие она может воспитить у своего сына?

ІІІ. Коррекция знаний учащихся.

Сегодня речь пойдет об образовании и воспитании.

Ребята, скажите, а какие же факторы влияют на воспитание личности?

Слайд 8

(Работа  в тетради, заполнение таблицы)

Факторы

Черты характера Митрофана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как же дворяне относилось к обучению своих детей? Давайте заглянем на урок к Митрофанушке.

(Сцена из комедии действие 3, явление7; действие 4, явление 8)

 ІV.  Работа над темой.

Беседа:

-Какие чувства она вызывает?

-Только ли смех вызывает у вас эта сцена?

Заполняя таблицу, мы говорили, что от учителей зависит уровень образованности своих воспитанников. А кто же обучал Митрофанушку?

Работа с текстом, рассказы учеников об учителях.

( Ответы учащихся)

Вывод : Образы учителей выглядят карикатурно. Их фамилии говорят сами за себя : Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Слайд 9

Беседа.

Почему дворяне начали обучать своих детей?            

(Историческая справка об указе Петра І )

В 1722 году  Петр І издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении.

В 1736 году империатрица Анна издала указ, которым бессрочная служба заменялась25-летним сроком, чтобы дворянство занялось мирным преобразованием общестенной жизни.

В 1731 году был открыт Шляхетский кадетский корпус с многопредметной программой (риторика, география, история, геральдика, юриспруденция). По окончанию корпуса дворянский недоросль должен был выходить знающим и военное , и гражданское дело. Правительство не допускало малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительные преимущества по службе. Своим поведением дворянин обязан был показывать преимущества образования, убеждать, что образование необходимо для духовной жизни человека, а не для получения чинов, доходных мест. Дворянскому сословию отводилась патриатическая роль руководителя общества. Кроме корыстных целей дворянин должен думать о том, какую пользу он может принести обществу.

Слайд 10

А как госпожа Простакова выполняла свой долг? Что мы узнали о семье Простаковой , о ее отце?

(Сообщения учащихся)

Беседа.

Как вы думаете, смогла  ли Простакова воспитать из Митрофана достойного гражданина, приносящего пользу отечеству?

Слайд 11

Как вы понимаете, что значит быть истинным гражданином?

(Работа в тетради. Записать в тетради )

Слайд12

Что значит быть истинным гражданином?

-любить Родину, трудиться на ее благо;

-уважать законы и выполнять их ;

-быть честным, справедливым, уважать традиции и обычаи своего народа;

-стремиться принести пользу отечеству.

А какое определение дает словарь толковый словарь?

Гражданин:

  1. лицо, принадлежность к постоянной нации данного государства, пользующаяся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностями;
  2. взрослый человек.

 

Соответствует ли Митрофан тем критериям, которые мы сейчас озвучили? (Ответы учащихся)

Беседа.

Скажите, пожалуйста, а что бы вы поставили на первое место : образование или воспитание? Почему?

Слово учителя.

Слайд 13

Я предложила вам вспомнить произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где герой Петр Гринев рассказывает о том, как проходило его «обучение дворянского недоросля».

Почему же при одинаковом образовании вырастают разные люди-Митрофан и Петр и Гринев?

Различие в воспитании, воздействие родителей на формирование нравственных качеств молодого человека, лучший пример отца.

В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, какие человеком вырастит ее сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящео гражданина.

 

 

Положительные персонажи

-Есть ли в комедии герои, которых можно назвать

образцовыми гражданами? (Ответы учащихся).

 

Давайте прослушаем диалог Правдина и Стародума.

 

Слайд 14

 

Просветительские и нравственные идеалы Д.И.Фонвизин вложил в уста Стародума.

Рассказ ученицы о об идеалах Стародума. Чему он поучает Софью?

 

Слайд 15 

   Современные Митрофанушки.

В начале урока мы говорили, что пьеса современна. А почему? Кто они СОВРЕМЕННЫЕ Митрофанушки?

Поделитесь своими мыслями.

Слайд 15

Ребята, вы все уже сформировавшиеся личности, во многом уже разбираетесь, можете понять, что правильно, а что нет. Вы можете анализировать поступки своих родителей.

V.   Решение ситуативной задачи .       

Сегодня на уроке мы много говорили об образовании и воспитании, и я хочу вам предложить на основе своих наблюдений написать Памятку с рекомендациями молодым родителям по воспитанию  своих детей. Каждая группа содает свой проект и презентует его. (5 мин.)

 

VІ. Рефлексия.

Заполните таблицу.

                                                   Рефлексия

 

Ф.И……………………………………………………………………………….

 

Урок позволил мне задуматься над…

У меня есть качества, которые могут помочь мне стать истинным гражданином моей страны…

Информация, полученная на уроке, изменила или не изменила мое отношение к образованию и воспитанию…

 

 

 

 

 

 

VІІ. Комментированное выставление оценок

Лист оценивания

Ф.И……………………………………………………………..

 

Активность на уроке

3 б.

Выполнение творческих заданий 6 б.

Работа в группе

+ -

Работа с текстом

3 б.

 

 

 

 

 

 

 

VІІІ.  Домашнее задание. Прочесть комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». В этом произведении вы снова столкнетесь с проблемой образования.

ІX. Просмотр финальной сцены из спектакля «Недоросль».

  X.   Заключительное слово.

 Ребята, вы сейчас девятиклассники, и скоро вас предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь. Я надеюсь, что произведение Д.И.Фонвизина заставило вас задуматься над тем, что каждый из вас должен быть достойным человеком и приносить пользу другим людям и своему государству.

 

 

C:\Users\Светлана\Desktop\изображение_viber_2022-01-04_22-26-11-760.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
31 січня 2022
Переглядів
1175
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку